Доклад «Формирование здоровьесберегающей среды
в образовательном учреждении»
Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.
Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата – 60-70%, причина – слабое развитие мышечного аппарата. В школу поступают практически здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.
Школа. Радостный, прекрасный мир, в котором ребенок получает знания, формируется и совершенствуется, он вступает в этот мир совсем еще маленьким несмышленышем и выходит личностью, готовой начать самостоятельную жизнь. Воспитание личности, наверное, это и есть основная задача школы, и под таким углом мы привыкли рассматривать ребенка, сидящего за партой ни много ни мало, а целых 11 лет! А ведь за эти годы ребенок не только формируется как личность. В его организме происходят важнейшие изменения. Ученые бы сказали: “Развивается как биологический организм ”. Поэтому одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших порог школы и попавших в руки и, почти абсолютную, власть учителей.
Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Остается серьезной проблемой заболеваемость туберкулезом. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.
Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.
Низкий уровень психического и физического здоровья предопределяет внедрение здоровьесберегающих технологий, под которыми понимается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающих важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на учащихся.
Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической технологии являются:
1. успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления).
2. показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры).
3. социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность социальных установок, степень социальной адаптации, уровень развития коммуникативных качеств).
Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Если эти вопросы игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, если не организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье “эффект”, причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства.
Что такое здоровье? На бытовом уровне понятием “здоровья” обозначают не только отсутствие болезни – смысл этого слова во многом перекликается с представлением о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников.
Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек выпускниц уменьшилось более чем в 3 раза. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых силах, а те, которые призваны годными, редко отличаются хорошим здоровьем.
Диспансеризация выпускников школ России показала, что из 100 человек до 60 доживет лишь 40 человек.
Задача школы – подготовить учащихся к дальнейшей, успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.
Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, умения заботиться и бережно относиться к своему здоровью и к здоровью других людей.
В школе проводятся мероприятия по защите здоровья учащихся:
1.Информационно – просветительская работа с учащимися – повышение их уровня грамотности в вопросах здоровья.
2.“Наращивание” защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять внешним факторам воздействия (витаминопрофилактика, закаливание, проветривание классных комнат, грамотное озеленение территории и помещений школы и т.д.).
3.Гигиенические факторы: шум, освещённость, воздушная среда, размер и дизайн помещений, используемые стройматериалы, мебель (размер, размещение), пищеблок (качество пищи, организация питания), качество питьевой воды, экологическое состояние прилегающей территории.
4.Учебно-организационные факторы (зависящие от администрации школы):
Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток)
Объём физической нагрузки по дням, за неделю, за месяц.
Особенности устава школы и норм школьной жизни
Психологический климат пед.коллектива.
Интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации села, района и других организаций на жизнь школы
5.Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок
Стиль педагогического общения учителя с учащимися
Характер проведения опросов, проблема оценок
Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам
Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
Личностные, психологические особенности учителя, его характера
Состояние здоровья учителя, его образ жизни
Способность к психоэмоциональным переключениям
Инновационная деятельность учителя
Подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий
Это те направления, работая по которым можно и нужно превратить “здоровьеразрушающую” систему общего образования в “здоровьесберегающую”.
В режим работы школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:
для снятия напряжения и выполнения здоровьесберегающей составляющей проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, опорно-двигательного аппарата, кистей рук, дыхательная гимнастика.
подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», «Топотушки», «Автомобили», «День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает».
классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».
общешкольные спортивные соревнования, дни здоровья, беседы врача (уроки здоровья).
оформлены стенды: «Поговорим о здоровье», «Поговорим о правильном питании», «Я за здоровый образ жизни».
Человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.
По мнению специалистов, современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.
Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанные с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
14-17 лет – 2600-3000ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать Здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли, поэтому духовно-нравственное воспитание в настоящее время является актуальным.
Из выше сказанного и понимая особую актуальность проблемы, была выбрана эта тема, так как сохранение и укрепление не только физического, но и духовного здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья является главной задачей школы.