Здоровье детей - это та цель, где сходятся интересы и родителей и детского сада. Особое место занимает проблема укрепления и сохранения здоровья детей. И это подразумевает – обеспечение полноценного физического развития ребенка. Закаливание организма, повышение его тренированности и устойчивости к утомлению, а также совершенствование его физиологических функций. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании как физического, так и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируется характер и отношение к себе и окружающим. Именно поэтому очень важно сформировать на этом этапе у детей представление о здоровом образе жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. И дошкольное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития. Такой комплекс получил название «Здоровьесберегающие технологии».
Главной задачей таких технологий является объединение педагогов, психологов, докторов, родителей и детей на сохранение , укрепление и развитие здоровья.
Понятие здоровье сберегающая технология – это целая система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и доктора, ребенка и родителя.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии здоровому образу жизни;
коррекционные технологии.
К таким технологиям для сохранения и стимулирования здоровья ребенка можно отнести:
- Подвижные и спортивные игры. Это игры с правилами, где используются естественные движения и достижение цели не требует достижения высоких физических и психических напряжений. Спортивные игры для проведения соревнований.
-Ритмопластика. Это система расслабляющих упражнений выполняемых под музыку. Способствует у детей развитию мышечной свободы направленной на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства.
-Профилактика плоскостопия и осанки. Упражнения на формирование мышечного корсета, выработку стереотипа правильной осанки. Применение и использование общеразвивающих упражнений укрепляющих мышцы и исправляющих форму стопы ребенка, формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
-Релаксация. Система расслабляющих упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения, снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление).
-Гимнастика для глаз. Упражнения для снятия глазного напряжения.
-Пальчиковая гимнастика. Тренировка тонких движений пальцев кисти рук.
-Массаж (самомассаж). Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног и пр.).
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1 средства двигательной направленности;
2 оздоровительные силы природы;
3 гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это физические упражнения, физкультминутки, эмоциональные разрядки и минутки «покоя». Гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой), массаж, самомассаж и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма и т.д.
К гигиеническим средствам относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук и т.д. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду должны быть созданы следующие условия:
условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудован тренажерный уголок и спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка.
в каждой возрастной группе должны быть оборудованы центры двигательной активности, которые должны быть оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.
для каждой возрастной группы должен быть составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.
в каждый вид деятельности должны быть включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
необходимо осуществлять профилактику простудных заболеваний; проводить закаливающие процедуры; ежедневно проводить гимнастику после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.