СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в процессе формирования здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

          В современном обществе, где стремительно меняются условия жизни и предъявляются высокие требования к подрастающему поколению, формирование здорового образа жизни у обучающихся становится приоритетной задачей образования. Младший школьный возраст – это сенситивный период для закладывания основ здорового поведения, привычек и ценностей, которые станут фундаментом для здоровья на протяжении всей жизни. В этом контексте ключевую роль играют здоровьесберегающие технологии, интегрированные в образовательный процесс.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в процессе формирования здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста»


Здоровьесберегающие технологии в процессе формирования здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста


   В современном обществе, где стремительно меняются условия жизни и предъявляются высокие требования к подрастающему поколению, формирование здорового образа жизни у обучающихся становится приоритетной задачей образования. Младший школьный возраст – это сенситивный период для закладывания основ здорового поведения, привычек и ценностей, которые станут фундаментом для здоровья на протяжении всей жизни. В этом контексте ключевую роль играют здоровьесберегающие технологии, интегрированные в образовательный процесс. Поэтому важнейшей задачей является формирование у обучающихся младшего школьного возраста устойчивой мотивации и практических навыков к ведению здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий.
   Формирование здорового образа жизни у младших школьников имеет ряд особенностей: эмоциональный подход, личный пример, регулярные занятия, постепенность, коллективное участие. В связи с этим выбранная тема исследовательской работы является чрезвычайно актуальной, поскольку именно в школе обучающиеся проводят значительную часть времени, получают знания, формируют социальные навыки и привычки. Поэтому важно, чтобы школьная среда была здоровьесберегающей и способствовала формированию у детей позитивного отношения к здоровому образу жизни.
   Объектом нашего исследования является процесс формирования здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста.
  Предмет исследования: формы и методы использования здоровьесберегающих технологий в процессе формирования здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста
   Цель исследования: на основе анализа методической литературы выявить и реализовать оптимальные формы и методы работы по формированию ЗОЖ у обучающихся младшего школьного возраста на основе здоровьесберегающих технологий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлена Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, в которой определены следующие задачи:
• формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
• формировать потребность заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
• научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
• формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
• формировать потребность в здороьесозидающем режиме дня;
• формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
   Формирование здорового образа жизни является составной частью программы воспитания, так как включает в себя: физическое, психологическое, социальное развитие обучающегося, а также профилактику заболеваний и привитие полезных привычек на всю жизнь.
    Родоначальником понятия «здоровьесберегающие технологии» стал Н.К. Смирнов, который дал им следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

Цель здоровьесберегающих технологий в процессе формирования ЗОЖ у младших школьников заключается в сохранении, укреплении и развитии здоровья. Задачи формулируются в границах трех сфер:
- образовательной - усвоение и накопление у обучающихся системы знаний о здоровье;
- воспитательной - формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивающей - развитие умения делать осознанный выбор в пользу ЗОЖ.
Значение здоровьесберегающих технологий в процессе формирования ЗОЖ у обучающихся младшего школьного возраста достаточно велико и значимо. Они включают в себя различные действия направленные на сохранение и укрепление здоровья, такие как: физические упражнения, подвижные игры, закаливание, правильное питание, соблюдение режима дня, гигиены и др.

Ключевые особенности здоровьесберегающих технологий применительно к обучающимся младшего школьного возраста это:
1.Комплексный подход. Подразумевает взаимодействие между физической активностью, правильным питанием, режимом дня и психологическим комфортом.
2.Активизация двигательной активности. Важно включать физическую активность в учебный процесс через физкультминутки, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры, а также прогулки на свежем воздухе.
3.Формирование основ гигиенической культуры. Изучение базовых знаний о гигиене, формирование соответствующих привычек.
4.Психоэмоциональная поддержка. Важно создавать спокойную атмосферу на уроках, избегать чрезмерных нагрузок и обеспечивать эмоциональную поддержку, чтобы минимизировать стрессовые факторы.
Для формирования ЗОЖ у обучающихся младшего школьного возраста необходима целенаправленная, систематическая работа. Одной из основных учебных дисциплин, на которой обучающиеся могут получить и усвоить данные знания и умения,- это предмет «Окружающий мир», посколько он непосредственно связан с изучением основ строения и функций организма человека, необходимых для осознанного отношения к своему здоровью.
   Для поиска верного решения проблемы данного исследования нами были проанализированы два учебно-методических комплекта: УМК «Школа России» автор Плешаков А.А. по окружающему миру, а также УМК «Начальная школа 21 века» по окружающему миру, автор Виноградова Н.Ф. на предмет формирования здорового образа жизни.
   Анализ УМК по формированию ЗОЖ у обучающихся младшего школьного возраста показал, что разрабатываются они на основе требований ФГОС НОО с учетом общепедагогических принципов педагогики, возрастных особенностей обучающихся, направлены на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Для достижения планируемых результатов используются различные формы и методы организации учебного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий. Наиболее распространенными формами организации являются уроки здоровья, игры и квесты, проекты и исследования, экскурсии, школьные мероприятия («Весёлые старты»). Они позволяют через практическую деятельность освоить теоретические знания и овладеть соответствующими умениями и навыками.
    Система учебников «Школа России» и «Школа 21 века» формирует установку обучающихся на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы например: «Умей предупреждать болезни», «Здоровый образ жизни», «Наше питание», «Гигиена» и т.д. Их содержание направлено на обсуждение с обучающимися проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Также следует отметить, что учебник «Окружающий мир», (авторы Плешаков А. А. и Новицкая М. Ю.) отличается логичностью преемственностью знаний о здоровье и ЗОЖ по ступеням обучения и по классам, особенно это касается содержания тем о здоровье в начальной школе.
   На основе анализа методической литературы нами были определены основные направления работы по формированию ЗОЖ у младших школьников на основе здоровьесберегающих технологий в ходе педагогической практики.
   На уроках окружающего мира использовались разнообразные методы и приемы работы по формированию ЗОЖ: словесные (рассказ и беседа о режиме дня, рациональном питание, здоровом сне) в сочетании с наглядными методами (например, демонстрация плаката: «Как правильно сидеть за партой», видеофильм: «Основы здорового образа жизни», мультимедийная презентация на тему «Здоровый сон» и др.) Также применялись практические методы, например дидактические игры «Правила гигиены», «Мой день», «Путешествие в страну здоровья».

Были проведены такие опыты, как «Значение рук» цель: опытным путем показать обучающимся значение рук для жизни человека, «Как передаются микробы от человека к человеку» цель: опытным путем показать обучающимся как передаются микробы от человека к человеку, «Слышу не слышу» цель: опытным путем показать детям роль уха в улавливании и различении различных звуков.

Большую роль в формировании ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста играет метод проектов. Раскрывая педагогическую значимость этого метода, И. В. Цветкова подчеркивает, что «метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. В процессе групповой работы на уроке был разработан проект «Здоровьесберегающий режим дня младшего школьника» с учетом всех его составляющих: рациональное питание, сон, двигательная активность, закаливание, учеба с дальнейшим представлением своего продукта (кластера) каждой группой обучающихся. Итогом работы стало составление режима полного дня для младшего школьника.
Большой вклад по формированию представлений о здоровом образе жизни вносит детская художественная литература. Поэтому на практике была организована школьная выставка-ярмарка детской литературы - "Здоровье и здоровый образ жизни". В процессе подготовки к выставке обучающихся знакомили с произведениями, посвящёнными здоровому образу жизни (И. В. Семенов «Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой», А. Л. Барто «Девочка чумазая», Я. Л. Аким «Мыло», В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», С. Я. Маршак «Рано в кровать!») обсуждали их содержание, разучивали различные стихотворения. На открытие выставки были приглашены родители.
Также нами были использованы следующие здоровьесберегающие технологии в начальной школе:
- физкультминутки и динамические паузы. Короткие перерывы во время урока для выполнения простых упражнений, направленных на снятие напряжения, улучшение кровообращения и повышение работоспособности, например: Физкультминутка «Лебеди»:
Лебеди летят, крыльями машут, (Бег с плавными движениями руками.) Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться, очень бесшумно на воду садятся. (Присели.)
Белые лебеди, Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели;
- пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики и снятия зрительного напряжения, например: необходимо посмотреть вдаль на точку, которую укажет педагог, досчитать до 3х. Затем свести глаза и посмотреть на кончик носа, снова посчитать до 5-ти. Проделать это упражнение нужно 6 или 8 раз;
- дыхательная гимнастика. Упражнения для улучшения вентиляции легких и повышения устойчивости к респираторным заболеваниям, например: упражнение «ушки» Встать прямо. Смотрим прямо перед собой. Слегка наклонить голову вправо, правое ухо идет к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу – тоже вдох.
Были использованы технологии интеграции физической активности в учебный процесс. Например, карточки со словами, которые были разложены по классу, а обучающимся нужно было их найти, отвечая на заданные вопросы. Также релаксационные упражнения: использование музыки, звуков природы, визуальных образов для снятия эмоционального напряжения и создания спокойной атмосферы.
Использовалась артикуляционная гимнастика: к ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Необходимо отметить, что оформление кабинета и санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, озеленение кабинета, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей. Всё это способствует сохранению, укреплению здоровья и созданию оптимального психологического микроклимата образовательного процесса. В частности, нами было проведено занятие по выявлению роли комнатных растений в поддержании оптимального микроклимата помещения, а также практическая работа по размножению комнатных растений и способах ухода за ними.

Таким образом, можно сделать вывод, что, здоровьесберегающие технологии – это неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Их эффективное использование в начальной школе способствует формированию здорового поколения, способного успешно адаптироваться к современным условиям жизни и реализовать свой потенциал. Реализация здоровьесберегающих технологий требует комплексного подхода, сотрудничества педагогов и родителей.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования // М.: Вако, 2024. – 255 с.

2.Будаева, М. А. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 105-1. – С. 42-43.

3.Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе // Журнал «Управление школой» № 11/2020

4.Никулина А. Н., Новолодская Е. Г. Организация экологической проектной деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 4056–4060. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86850.htm.



1