§9 « Земная поверхность на плане и карте» (1)
д\з §9 задание 1-9 на стр. 35
Вопрос 1. Назовите все основные и промежуточные стороны горизонта.
- Основные: север, юг, запад, восток. Промежуточные: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.
Вопрос 2. Что означает умение ориентироваться?
- Правильно определять свое место положение в пространстве.
Вопрос 3.Что называется азимутом?
- Азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
- Вопрос 4. Азимут может изменяться
- А) от 0 ° до 45 °
- Б) от 0 ° до 90 °
- В) от 0 ° до 180 °
- Г) от 0 ° до 360 °
Г) от 0 ° до 360 °
Вопрос 5. На Северном полюсе любое из направлений будет а) северным б) южным в) западным г) восточным
б) южным
Приступим к изучению:
§9 « Земная поверхность на плане и карте» (1)
Масштаб показывает во сколько раз расстояние на местности уменьшены при перенесении их на план или карту.
- Масштаб обозначают заглавной буквой
- Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты?
Виды масштаба
Численный масштаб
М 1:5000
- Показывает, что в одном см на листе бумаги содержится 5 000 см на местности.
- Значит при составлении плана действительные расстояния между географическими объектами уменьшены в 5 000 раз.
- Пользоваться таким масштабом не очень удобно, поэтому сантиметры переводят в метры.
Численный масштаб
1: 100
1: 100 000
1: 2 000
1: 50 000
Одна сотая
Одна стотысячная
Одна двухтысячная
Одна пятидесятитысячная
Именованный масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте или плане
- В 1 см – 10 м
- В 1 см – 1000 м
- В 1 см – 5 км
- В 1 см – 100 км
Линейный масштаб
Позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля, измерителя или полоски бумаги.
Линейный масштаб
40
60 м
30
10
10 м
0
50
20
В 1 см – 10 м
- Именованный масштаб
1 : 1000
- Численный масштаб
Измерение расстояний с помощью линейного масштаба
Одно деление – 2 м
Результат измерения:
10м+2м=12 м
10
60 м
50
40
30
0
10 м
20
Измерение расстояний с помощью линейного масштаба
Результат измерения:
24 м
40
50
60 м
30
10
0
10 м
20
Перевод численного масштаба в именованный
1: 10000000
км
м
в 1 см – 100 км
1 км – 1000 м
1 м – 100 см
1 км – 100 000 см
При переводе численного масштаба в метры - убираем два нуля, в километры - пять нулей
1:40 000
в 1см – 400 м
Примеры:
1:7500
в 1см – 75 м
1:300 000
в 1 см – 3 км
Перевести примеры численного масштаба в именованный
1: 100
1: 100 000
1: 2 000
1: 50 000
Проверка
План местности – это изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков
Аэрофотоснимок
Условные знаки
.
.
.
.
Фруктовый
сад
Кустарник
.
.
Луг
Лиственный
лес
Вырубка
Пашня
21
Условные знаки
Шоссе
Линия
электропередачи
Железная
Просека
дорога
Тропа
Река
21
Высота деревьев (м)
Расстояние между деревьями
Толщина (м)
Ширина (м)
Характер грунта (песок)
Глубина (м)
Отметка уреза воды
Скорость течения (м/с)
21
Особенности изображения местности
Особенности изображения
План местности
1. Вид сверху
Аэрофотоснимок
+
2. Можно узнать название населенного пункта, реки, озера и т.д.
3. Можно определить вид растительности, названия пород деревьев
+
+
4. Изображены все видимые объекты сверху
+
-
-
-
5. Изображены только важные объекты
+
+
6. Можно узнать стороны горизонта
-
+
7. Объекты изображены условными знаками
-
+
-
Болота, луга, родники
Тип моста, его характеристики и др.
Что можно узнать, пользуясь планом местности
Названия населенных пунктов
Высота местности
Какие породы деревьев преобладают в лесу
Название, направление течения реки
Прочти письмо
Здравствуй, Илья!
Недавно мы поселились у лесника. Его стоит левее , которая пересекает
На опушке леса переходит в . По обе стороны которой раскинулись заросли , за ними – и наша
Все лето мы купались в . Приехать к нам ты сможешь по .
лесн.
бер .
.
шк.
.
.
26
Прочти письмо
Здравствуй, Илья!
Недавно мы поселились у лесника. Его домик стоит левее просеки, которая пересекает березовый лес. На опушке леса просека переходит в грунтовую дорогу. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними – фруктовый сад и наша школа.
Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.
26
Задание на дом
- Изучить в учебнике §9,
- В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопросы.
- По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идете из школы домой? Каково расстояние от дома до школы?
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.
- Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет.