СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жить в гармонии с природой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Жить в гармонии с природой»

Экологический тренинг

(учебно – познавательный урок – игра для учащихся 10 классов)


Цель: В ходе интерактивной игры обобщить и систематизировать знания учащихся по

охране природы, проблемам экологии; развивать и формировать умение работать в

команде.


Ожидаемый результат: Могут работать в команде, дискутировать, свободно излагать

свои мысли.

Оборудование: Плакаты, карточки – задания, ватман, маркеры.


Ведущий: Принято считать, что экология – родное дитя биологии, которая появилась на основе синтеза многих отдельных биологических дисциплин. Юджин Одун назвал экологию - «биологией окружающей среды». Экологический подход к хозяйствованию (необходимость соизмерять нашу деятельность с возможностями природы) стал главной задачей всего человечества. Чтобы успешно решать её задачи, надо, прежде всего, знать законы Природы. А знаем ли мы эти законы? Давайте испытаем себя. (Деление класса на 3 команды).


Стадия вызова (Метод ротации).

  1. Назвать 3 экологические проблемы.

  2. Что можно сделать, чтобы избежать эти проблемы.

  3. Кто должен решать данные экологические проблемы (задачи).


Осмысление (Работа с текстом: «Жить в гармонии с природой»).


Размышление по теме: «Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека».


Деление класса на 2 команды.


I тур: Обгонялки.


1. Как в биосфере появился кислород? (в результате процесса фотосинтеза.)

2. Каких общественных насекомых вы знаете? (Муравьи, пчелы и др.)

3. Какой гриб спас сотни тысяч жизней во время Второй Мировой войны и с тех пор не перестает выручать нас? (Пеницилл.)

4. Что такое гарбология? (Наука о мусоре, мусороведение.)

5. Какие рыбы называются проходными? (Живущие в море, а нерестящиеся в реках – осетровые, лососевые.)

6. Что такое интродукция? (Переселение видов растений и животных на новые территории.)

7. Какие растения называются эфемерами? (Растения с коротким жизненным циклом – в период с благоприятными внешними условиями они быстро, растут, цветут, дают семена, а затем отмирают.)

8. Что такое селекция? (Наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и сортов культурных растений.)

9. Как называется самая главная артерия? (Аорта.)

II тур: Рыцари Земли.

На доске вывешиваются карточки, на лицевой стороне которых указано количество очков (10,20,30 и 40 – не менее 3 карточек каждой категории), а на обороте – вопросы соответствующего уровня сложности. Участники команд отвечают по очереди, самостоятельно оценивая свои силы и выбирая карточку того или иного уровня.

Примеры вопросов.

10 очков

- Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой «Черная книга»? (Список видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время.)

- Какое загрязнение природной среды называют антропогенным? (Происходящее в результате человеческой деятельности.)

20 очков

- Почему исчезло Аральское море? (В результате нарушения равновесия между поступлением воды из рек и её испарением с поверхности водоема.) - Почему в западном Казахстане исчезают сайгаки? (В результате антропогенных воздействий.)

30 очков

- Почему автомобиль называют злейшим врагом природы? (Автотранспорт загрязняет воздух, губит зеленые насаждения, является причиной гибели диких животных на дорогах.) - Что такое парниковый эффект? (Уменьшение потерь тепла из атмосферы Земли вследствие увеличение количества углекислого газа в воздухе. Приводит к общему потеплению климата на планете.)

40 очков

- С какой целью создают заповедники? (Для сохранения в неизменном виде территорий с определенными природными комплексами и охраны обитающих там видов растений и животных.) -

- Где и когда был организован первый национальный парк? (Йеллоустонский – образован в 1872 г. в США.)

III тур: Викторина.


1. Правда ли, что человек – это клубок противоречий и парадоксов? Единство и борьба противоположностей основной закон диалектики, поэтому познание мира человеком противоречиво, что находит свое отражение и в мыслях и поведении. Что касается парадоксов, то вот как об этом пишет писатель – фантаст И. Росоховатский: «Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он не имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки. Хорошо потому, что останавливается на достигнутом. Именно это спасает человека от многих ловушек, ибо остановка неизбежно означает вырождение и смерть. Человек часто не может определить, к чему он стремится, что неустанно ищет, что воспитывает в себе и своих делах. Он называет это разными словами, но в конечном итоге он стремится к единому … он стремится к человечности».

2. В чем заключается «проблема Арала»? Аральское море погибает . В 1988 г. его уровень упал на 11 м., море ушло от своих берегов на 15-65 км. Семь лет назад от моря осталось лишь половина, а с высохшего дна ежегодно поднимается до 75 млн. т. песка и соли. Участились песчаные бури, губящие вокруг все живое. На стыке двух великих пустынь – Каракумов и Кызылкумов – рождается третья, уже получившая имя Аралкум. Пыль и пески засыпают город Аральск, бегут из него жители – нет моря, нет и жизни. Когда Тарас Шевченко жил здесь в ссылке, рос камыш, водилась рыба, росли посаженные им деревья. Сейчас ничего нет. Из 1 тыс. новорожденных 100 умирает, не дожив до 1 года. Стали рождаться уроды. Кто же загубил Арал? Приговор подписан бывшим «богом мелиорации» Минводхозом. Вот выдержка из обоснования мелиоративных работ в Приаралье: «Уменьшение площади Аральского моря или его полное исчезновение не зовет изменения климатических условий в сторону их ожесточения, а наоборот, можно ожидать изменения в сторону комфорта, особенно в южных районах». И такой вот «комфорт» получился!

3. Один из результатов хозяйственной деятельности человека – увеличение содержания углекислоты в атмосфере. Если её количество увеличится вдвое, то это приведет к:

а) тому, что прольются кислотные дожди;

б) боле быстрому вращению Земли;

в) парниковому эффекту.

(Ответ: в. Ученые утверждают, что сейчас углекислоты в атмосфере на 17 % больше, чем в начале XX в., а лет через 50 ее количество удвоится. Это приведет к усилению «парникового эффекта». В биосфере просто так ничего не происходит. Если среднегодовая температура Земли снизится на 3,5 – 4 º С, то это грозит нам ледниковым периодом, а потепление на 4-5 º С – всемирным потопом.)

4. А. С. Пушкина можно назвать экологом, поскольку он:

а) писал статьи по экологии;

б) природу сердцем чувствовал.

(ответ: б. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыба – это мать-природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха-вымогательница – это современный человек. Урок же заключается в том, что нужно уметь ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта…)

5. «По самым скромным подсчетам», отрицательное влияние деятельности людей на окружающую среду:

а) еще несущественно;

б) достаточно велико;

в) достигло критического уровня.

(Ответ: б. Из-за сжигания топлива концентрация СО2 в атмосфере возрастает на 0,3 % ежегодно. Городская пыль на полчаса задерживает видимый восход Солнца. В некоторых промышленных регионах срок жизни деревьев сократился в 2-3 раза по сравнению с естественными ландшафтами. В мировой океан попадают миллионы тонн нефтепродуктов, а 1 л. нефти способен испортить 1 млн. л. воды; морские водоросли дают почти 2/3 всего кислорода атмосферы, а нефтяная пленка на морской поверхности делает невозможным газообмен между атмосферой и океаном. Выбрасываемые во внешнюю среду канцерогены, тяжелые металлы, ядохимикаты способны погубить нас как вид.)

6. Международный день борьбы с курением:

а) не нужен;

б) очень нужен;

в) он уже есть.

(Ответ: в. День 31 мая объявлен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) Международным днем борьбы за мир, свободный от табачного дыма. Из 6 млрд. человек курят 1,15 млрд. На 1 т. произведенного табака приходится 1 смерть его потребителя. Каждый год из-за употребления табака болеют 9 млн. человек.)

7. Известна «чертовая дюжина», а что такое «грязная дюжина»:

а) двенадцать поросят;

б) двенадцать ядохимикатов;

в) двенадцать шахтеров.

(Ответ: б. В начале 1980 – х г. во Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня, провозглашен в 1972 г. в Стокгольме) ООН был обнародован список из двенадцати особо опасных пестицидов, причиняющих непоправимый ущерб здоровью людей в природе. Среди них: ДДТ, ГХЦГ, альдрин, диоксин, линдан, севин и др. Нет смысла перечислять их все, ибо сейчас этот список увеличен до 65 наименований, из которых 32 – канцерогены, 33 – препараты, высокотоксичные для всего живого.)

8. Всемирный день защиты детей имеет к экологии отношение:

а) самое непосредственное;

б) косвенное;

в) никакого.

(Ответ: а. Не будь детей, не было бы и человечества! Не пришлось бы говорить и заботиться о нашем общем природном Доме. Жаль только, что в этот день – 1 июня – нам приходится не просто радоваться за детей, а еще и защищать их. От кого? ОТ самих себя, от последствий тех ошибок, которые мы совершаем, живя на Земле, - от войн, болезней, голода, жестокого обращения…)


IV тур: Экологическая шарада.

Слово состоит из 3 букв и 2 частей. Первая часть – звук, который издает животные класса пресмыкающихся, яд его используют в медицине. Вторая часть – результат деятельности головного мозга человека, который отличает его от других животных организмов. А вместе это один из основных загрязнителей городской среды.

1. Почему шум считают загрязнением?

2. Назовите основные источники шума?

3. За минуту предложите меры борьбы с шумовым загрязнением?

Слово из частей. Первая – голос коровьей души, вторая – то, что стремятся вывести селекционеры, лишенное буквы «Т». Соединив их, получишь то, от чего не может избавиться планета.

1. Часть бытовых отходов может быть утилизирована (ликвидирована) методом компостирования. Что это такое? Обоснуйте экологическую целесообразность этого метода.

2. Какие предприятия нашего города наиболее интенсивно загрязняют отходами производства окружающую среду?

3. Последнее время тревогу у ученых вызывает повышенное загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами, содержащимся в отходах. Что это за металл? Какое влияние они оказывают на человека?


V тур: Оратор.


Юннаты будущего должны не только сами принимать участие в охране окружающей среды, но и уметь убедить в необходимости этого других людей.

Двум участникам последнего тура предлагается выбрать одно слово из списка: насекомые; цивилизация; автомобили; растения. Затем они начинают дискуссию, в ходе которой один ученик отстаивает ценность предмета спора для человечества, а другой возражает ему. Победителем тура (и, соответственно всей игры) становится тот, чьи аргументы покажутся жюри более грамотными и убедительными – вне зависимости от того, досталось ли ему роль сторонника или противника «приоритета экологических ценностей».


Оценивание.