“Зимняя природа в творчестве композиторов, художников и поэтов”
Автор преподаватель теоретических дисциплин
Кириченко С.А.
Цель занятия: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.
Образовательные цели: познакомить с музыкальными произведениями:
1.Концерт №4 «Зима» А. Вивальди;
2.Произведения П.И. Чайковского:
Симфония №1 «Зимние грезы»;
3.Пьеса «Зимнее утро» из цикла «Детский альбом»;
4.«Декабрь» (Вальс) из цикла «Времена года»;
5.«Январь. У камелька»;
6. Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка
Раскрывать новые грани взаимодействия литературы, музыки, изобразительного искусства.
Развивающие:
Развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение;
Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать;
Способствовать развитию воображения учащихся;
Воспитательные:
Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству;
Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, репродуктивный.
Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, работы учащихся изобразительного отделения.
ТСО: 1) компьютер; 2) проектор.
Ход занятия.
Звучит концерт №4 «Зима» А. Вивальди
Начало зимы, ощущение зимней стужи. Зима окутала природу снегом, сковала стужей озера. Народ сначала мерзнет, затем греется у домашнего очага. Дети радуются, катаясь на коньках по застывшему льду.
Музыку исполняют струнные инструменты и клавесин.
К струнным инструментам относятся: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Клавесин -старинный клавишный инструмент.
- С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения? (ответы детей)
Русский композитор П.И. Чайковский очень любил природу, особенно зимнюю.
В « Детском альбоме» фортепианная миниатюра «Зимнее утро» созвучна стихотворению Виктора Лунина:
Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому, по небу низкому:
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное, легкое снежное,
А воробушек, пташка малая,
Пташка малая, неразумная
От метелюшки хочет спрятаться,
Хочет спрятаться, да не знает как…
Звучит отрывок cимфонии №1 «Зимние грезы» П. И. Чайковского.
В симфонии 4 части. Первая часть называется «Грезы зимнею дорогой».
Композитор путешествовал в санной повозке среди лесов и полей.
Его привлекала северная природа своей безмятежной красотой.
Тремоло скрипок передавали шелест сухого снега от ветра.
Мелодия флейты и гобоя, находясь в крайних регистрах создают впечатление простора.
Цикл П.И. Чайковского «Времена года» написан по предложению редактора журнала «Нувелист», в котором писали о музыкальной жизни в России и за рубежом. Пьеса «Декабрь» (святки) называли время от Рождества Христова до Крещения. На святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками:
Раз в крещенский вечерок девушки гадали,
За ворота башмачок, сняв с ноги бросали.
В. А. Жуковский.
Это популярный танец вальс, который звучал в салонах, домашних танцевальных вечерах.
Послушаем это произведение.
Следующее произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Январь. У камелька».
Зима во всей красе, крестьянские дети дышат на узоры замерзшего окна и просятся на улицу. Еле-еле теплится огонь у домашнего камелька, женщины и девушки занимаются домашней работой, прядут, вышивают, готовят еду, сопровождая каждое свое действие народной песней. Эта пьеса композитора навевает лирическое, мечтательное настроение.
На доске слайды зимней природы.
Учитель. Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Почему? (ответы детей).
Дитя зимней природы – Снегурочка. Дочка Деда Мороза и Весны. Сказочный образ, к которому обращался русский композитор
Н.А. Римский – Корсаков. Снегурочка стремилась к людям, подслушивала их песни, хотела любить.
Мать Снегурочки – Весна одарит чувством любви, но солнце безжалостно превратила ее в тучку.
Послушаем Арию Снегурочки из оперы «Снегурочка».
Ностальгия по лету звучит в теплых и открытых звуках, мечтательной и сентиментальной мелодии. Переливы пассажей с короткими и быстрыми мотивами создают легкую музыкальную аллегорию, постепенно затихая, как в тепле тает снег, принесенный с улицы и лежащий на поленьях вязанки дров, как растворяется мечта, о которой думаешь перед сном.
Обобщающее слово учителя
Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.
Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств №10
Музыкальная гостиная
« Зима в творчестве композиторов,
художников и поэтов»
Подготовила преподаватель теоретических дисциплин
Кириченко-Барановская С.А.
Брянск-2017г.