СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зимняя природа в творчестве композиторов, поэтов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация ознакомит учащихся с прекрасными произведениями, связанные с картинами зимней природы. Это А. Вивальди "Зима"; П. Чайковский "Зимнее утро", "Декабрь", "Январь" из цикла "Времена года"; фрагмент из 1 части симфонии "Зимние грезы".

Просмотр содержимого документа
«"Зимняя природа в творчестве композиторов, поэтов"»

Зимняя природа в творчестве композиторов, художников и поэтов”



Автор преподаватель теоретических дисциплин

Кириченко С.А.

Цель занятия: осознание взаимосвязи различных видов искусств через знакомство с лучшими произведениями музыкального, художественного, поэтического искусства.

Образовательные цели: познакомить с музыкальными произведениями:

1.Концерт №4 «Зима» А. Вивальди;

2.Произведения П.И. Чайковского:

Симфония №1 «Зимние грезы»;

3.Пьеса «Зимнее утро» из цикла «Детский альбом»;

4.«Декабрь» (Вальс) из цикла «Времена года»;

5.«Январь. У камелька»;

6. Ария Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка

Раскрывать новые грани взаимодействия литературы, музыки, изобразительного искусства.

Развивающие:

Развивать потребность учеников высказывать свои мысли, эмоционально откликаться на услышанное и увиденное произведение;

Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать;

Способствовать развитию воображения учащихся;







Воспитательные:

Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству;

Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, к родной природе.

Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, репродуктивный.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, работы учащихся изобразительного отделения.

ТСО: 1) компьютер; 2) проектор.



Ход занятия.

Звучит концерт №4 «Зима» А. Вивальди

Начало зимы, ощущение зимней стужи. Зима окутала природу снегом, сковала стужей озера. Народ сначала мерзнет, затем греется у домашнего очага. Дети радуются, катаясь на коньках по застывшему льду.

Музыку исполняют струнные инструменты и клавесин.

К струнным инструментам относятся: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Клавесин -старинный клавишный инструмент.

- С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения? (ответы детей)


Русский композитор П.И. Чайковский очень любил природу, особенно зимнюю.

В « Детском альбоме» фортепианная миниатюра «Зимнее утро» созвучна стихотворению Виктора Лунина:

Вьюга стонет, тучи гонит

К озеру близкому, по небу низкому:

Тропки скрыло, побелило

Кружево нежное, легкое снежное,

А воробушек, пташка малая,

Пташка малая, неразумная

От метелюшки хочет спрятаться,

Хочет спрятаться, да не знает как…


Звучит отрывок cимфонии №1 «Зимние грезы» П. И. Чайковского.

В симфонии 4 части. Первая часть называется «Грезы зимнею дорогой».

Композитор путешествовал в санной повозке среди лесов и полей.

Его привлекала северная природа своей безмятежной красотой.

Тремоло скрипок передавали шелест сухого снега от ветра.

Мелодия флейты и гобоя, находясь в крайних регистрах создают впечатление простора.



Цикл П.И. Чайковского «Времена года» написан по предложению редактора журнала «Нувелист», в котором писали о музыкальной жизни в России и за рубежом. Пьеса «Декабрь» (святки) называли время от Рождества Христова до Крещения. На святки ходили ряженые, пели святочные песни, их угощали и одаривали подарками:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв с ноги бросали.

В. А. Жуковский.

Это популярный танец вальс, который звучал в салонах, домашних танцевальных вечерах.

Послушаем это произведение.



Следующее произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Январь. У камелька».

Зима во всей красе, крестьянские дети дышат на узоры замерзшего окна и просятся на улицу. Еле-еле теплится огонь у домашнего камелька, женщины и девушки занимаются домашней работой, прядут, вышивают, готовят еду, сопровождая каждое свое действие народной песней. Эта пьеса композитора навевает лирическое, мечтательное настроение.

На доске слайды зимней природы.

Учитель. Какое настроение вызывает у вас эта музыка? Почему? (ответы детей).


Дитя зимней природы – Снегурочка. Дочка Деда Мороза и Весны. Сказочный образ, к которому обращался русский композитор

Н.А. Римский – Корсаков. Снегурочка стремилась к людям, подслушивала их песни, хотела любить.

Мать Снегурочки – Весна одарит чувством любви, но солнце безжалостно превратила ее в тучку.

Послушаем Арию Снегурочки из оперы «Снегурочка».

Ностальгия по лету звучит в теплых и открытых звуках, мечтательной и сентиментальной мелодии. Переливы пассажей с короткими и быстрыми мотивами создают легкую музыкальную аллегорию, постепенно затихая, как в тепле тает снег, принесенный с улицы и лежащий на поленьях вязанки дров, как растворяется мечта, о которой думаешь перед сном.

Обобщающее слово учителя

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.

Музыканты тоже по-разному чувствовали одно и то же время года - зиму - и выразили свои чувства через музыку.















































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств №10













Музыкальная гостиная

« Зима в творчестве композиторов,

художников и поэтов»



Подготовила преподаватель теоретических дисциплин

Кириченко-Барановская С.А.

























Брянск-2017г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!