СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зимние изменения в природе

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

: познакомить учащихся с зимними изменениями и явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой; раскрыть связи между живой и неживой природой; формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой; развивать мышление, связную речь, внимание, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Зимние изменения в природе»

Тема: «Зимине изменения в природе»

Цель урока: познакомить учащихся с зимними изменениями и явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой; раскрыть связи между живой и неживой природой; формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой; развивать мышление, связную речь, внимание, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал. смайлики для само оценивания.

План работ:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

3.Физминутка.

4.Итог Занятия.

5.Использованная литература.

Ход занятия:

1.Послушайте строки из стихотворения и определите о каком времени года в нем идет речь.

1.Снег кружится,

Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!

Рады серые синички:

На морозе мерзнут птички, выпал снег - упал мороз!

Кошка снегом моет нос.

-О каком времени года это стихотворение? (о зиме)

-По каким признакам из нашего стихотворения вы определили, что речь идет о зиме? (снег, мороз).

Ассоциативный куст. Назовите признаки зимы (заполняется на доске):

х олодно снег

м ороз зима гололед

сильный ветер сосульки

-Почему зимой холодно? (солнце низко над уровнем горизонта и мало поступает тепла).

-Отражаются эти изменения в неживой природе на нашу жизнь, жизнь растений и животных?

2.Формулировка темы и целей занятия.

-Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о зиме, о зимних изменениях в неживой и живой природе).

-Какие цели перед собой поставим? (познакомиться с зимними природными явлениями, изменениями в неживой и живой природе)

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к красавице -зиме. Действительно узнаем об изменениях в природе зимой, о природных явлениях, о жизни растений и животных зимой.

Отправляясь в гости к зиме, мы не можем не вспомнить о зимних месяцах. Назовите их.

(Декабрь, январь, февраль.)

В народе о них так говорят:

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль- «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят, «Вьюги да метели под февраль прилетели».

2. Изучение нового материала.

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, град или снег, то светит яркое солнце. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

-О каком природном явлении так красиво было сказано в нашем стихотворении? (о снеге)

- Как он образуется? (предположения детей)

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками-снежинками. В природе нет и двух одинаковых.

Но учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.
Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья, падающие на землю. Это снегопад.

Снегопад –это зимнее явление природы.

-А какие еще зимние явления природы вы знаете? (ответы детей)

Природные явления зимой.

  • оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).

  • гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

  • снегопад (выпадение снега из облаков).

  • метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).

  • изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).

-Чем отличается вьюга от метели?

Метель - метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга - это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е. очень серьёзно.

Любоваться можно не только красивыми снежинками. А как красивы узоры на стеклах!

Они образуются из-за разницы температур в помещении и на улице. Каждый узор особенный. Если быть наблюдательным, то можно заметить, что морозные узоры цветные: то голубые — в пасмурную погоду то жёлтые — на солнце, то розовые и лиловые — на закате.

3.Физминутка.

-Какие народные приметы, связанные с зимой, вы знаете?

Работа в парах.

-Перед вами карточки: на одних написано начало зимних примет, на других – конец.

Соединить карточки и прочитать примету. (по 2 приметы для пары).

1.Больше снега — больше хлеба.

Воробьи дружно чирикают — к теплу.

2.Дым из трубы столбом — к холодам.

Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.

3.Если зимой тепло — летом будет холодно.

Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.

4.Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.

Падают большие снежинки – к оттепели.

Проверка выполнения задания.

_-За что вы любите зиму? (игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговой бабы, крепости из снега, зимние праздники).

_-Какие опасности нас подстерегают зимой на улице?

Работа в парах.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.

Предложения детей, проверка.

_-Влияют ли изменения в неживой природе зимой на жизни растений и животных?

-Как приготовились растения к зиме? (травяные растения высохли, лиственные деревья и кустарники сбросили листья).

Лиственные деревья и кустарники зимой как будто спят. Чешуйки на почках защищают их от мороза и высыхания. Листочек сидит на крошечном стебельке, который так же спрятан в чешуйке. Весной из почек вырастут молодые стебли с листьями. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике, софоре, орехе – на зиму сохраняются плоды. Для зимующих птиц это отличная столовая. На некоторых деревьях кое-где остались сухие листья. Они постепенно осыпаются и разносятся ветром. Часть их отыщут на снегу и съедят мыши и птицы. Только хвойные деревья остались с зеленью -хвоинками. Остаются зелеными не только хвойные деревья, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница).

-Почему они не замерзают? Какую роль выполняет снег для растений?

(Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов. Зима – период покоя в жизни растений.

-Как животные подготовились к зиме?

(Еж, енот, медведь впали в спячку. Спят лягушки, жабы, змеи. Мыши, суслики, хомяки, белочки сделали запасы. Жуки, комары, мошки попрятались в трещинках коры деревьев, под старые листья. Многие птицы улетели в теплые края, т.к. им не осталось корма). –-Какие птицы улетели? Как они называются? (перелетные: иволга, стриж, ласточка, жаворонок, скворец, грач…)

-Как называют птиц, которые остаются зимовать? Назовите их. (зимующие: синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона…)

-Что страшнее для птиц зимой голод или холод? Почему?

-Чем питаются птицы зимой? (пшено, просо, овёс, пшеница; семена подсолнечника; ягоды рябины, боярышника; семена клёна, ясеня; шишки, жёлуди, орехи.


И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.) Что можно класть в кормушки? (семена растений, крошки хлеба, семечки, кусочки сала для синичек, поды рябины и калины).

Есть очень интересная птица, у которой зимой рождаются птенцы. Что это за птица? (клест).

 Рассказ о клестах.

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. В питании клеста есть особенность: срывая шишку он съедает только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные на снегу шишки подбирают белки, дятлы. Это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее брошенные шишки для мышей. Т.к. они сами не могут сорвать шишку с дерева.

Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных.

Например, лось в глубоком снегу не зарывается полностью. На поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. Лесные мыши и мыши полевки делают себе ходы под снегом и свободно перемещаются, добывая там желуди, орехи, зеленую траву, а также ветки, у которых обгрызают кору. Мы их не можем услышать, а вот лисы и ласки хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.

О зимней жизни некоторых животных нам расскажут ребята (подготовленные заранее).

Ученик 1. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Ученик 2. Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную, где – ни будь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

Ученик 3. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

Ученик 4. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывает себя хвостом.

Ученик 5. Барсук начинает готовиться к зиме осенью. Он ест жуков, ящериц, лягушек, мышей, лесные ягоды и плоды в большем количестве. Таким образом, животное нагуливает несколько килограммов жира, который служит ему источником существования в течение длительного зимнего сна. Для барсука сделать нору – не проблема. За один день он может вырыть уютный дом. Затем животное сгребает листья в свою норку, устраивает себе мягкую постель и ложиться спать на зиму. Иногда в барсуковой норе вместе с хозяином зимует еще и гость, например, енот им вместе теплее.

4. Итог занятия.

-Какие изменения в неживой природе происходят зимой?

Игра «Хлопки»

-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метельмороз, цветение яблонь,

прилёт перелётных птиц, оттепельгололедица.

-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

5. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке с помощью смайлов.

6.Использованная литература:

1. Журнал Начальная школа, № 10, 2004г.; № 11, 2005г.; № 11, 2006г.

2. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»

3. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей», Академия Холдинг, 2001 г.

4. Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: природоведение» - Ярославль, 1997 г.

5. «Животный мир нашей Родины» - М.: Просвещение, 1991 г.

6.А. А. Вахрушев «Окружающий мир» 1 класс 2012г