Тема: «Зимине изменения в природе»
Цель урока: познакомить учащихся с зимними изменениями и явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой; раскрыть связи между живой и неживой природой; формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой; развивать мышление, связную речь, внимание, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал. смайлики для само оценивания.
План работ:
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
3.Физминутка.
4.Итог Занятия.
5.Использованная литература.
Ход занятия:
1.Послушайте строки из стихотворения и определите о каком времени года в нем идет речь.
1.Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички, выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
-О каком времени года это стихотворение? (о зиме)
-По каким признакам из нашего стихотворения вы определили, что речь идет о зиме? (снег, мороз).
Ассоциативный куст. Назовите признаки зимы (заполняется на доске):
х
олодно снег
м
ороз зима гололед
сильный ветер сосульки
-Почему зимой холодно? (солнце низко над уровнем горизонта и мало поступает тепла).
-Отражаются эти изменения в неживой природе на нашу жизнь, жизнь растений и животных?
2.Формулировка темы и целей занятия.
-Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке? (о зиме, о зимних изменениях в неживой и живой природе).
-Какие цели перед собой поставим? (познакомиться с зимними природными явлениями, изменениями в неживой и живой природе)
-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к красавице -зиме. Действительно узнаем об изменениях в природе зимой, о природных явлениях, о жизни растений и животных зимой.
Отправляясь в гости к зиме, мы не можем не вспомнить о зимних месяцах. Назовите их.
(Декабрь, январь, февраль.)
В народе о них так говорят:
Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
Февраль- «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят, «Вьюги да метели под февраль прилетели».
2. Изучение нового материала.
В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, град или снег, то светит яркое солнце. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
-О каком природном явлении так красиво было сказано в нашем стихотворении? (о снеге)
- Как он образуется? (предположения детей)
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками-снежинками. В природе нет и двух одинаковых.
Но учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.
Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья, падающие на землю. Это снегопад.
Снегопад –это зимнее явление природы.
-А какие еще зимние явления природы вы знаете? (ответы детей)
Природные явления зимой.
оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).
гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).
снегопад (выпадение снега из облаков).
метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).
изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).
-Чем отличается вьюга от метели?
Метель - метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга - это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е. очень серьёзно.
Любоваться можно не только красивыми снежинками. А как красивы узоры на стеклах!
Они образуются из-за разницы температур в помещении и на улице. Каждый узор особенный. Если быть наблюдательным, то можно заметить, что морозные узоры цветные: то голубые — в пасмурную погоду то жёлтые — на солнце, то розовые и лиловые — на закате.
3.Физминутка.
-Какие народные приметы, связанные с зимой, вы знаете?
Работа в парах.
-Перед вами карточки: на одних написано начало зимних примет, на других – конец.
Соединить карточки и прочитать примету. (по 2 приметы для пары).
1.Больше снега — больше хлеба.
Воробьи дружно чирикают — к теплу.
2.Дым из трубы столбом — к холодам.
Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.
3.Если зимой тепло — летом будет холодно.
Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
4.Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.
Падают большие снежинки – к оттепели.
Проверка выполнения задания.
_-За что вы любите зиму? (игры в снежки, катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговой бабы, крепости из снега, зимние праздники).
_-Какие опасности нас подстерегают зимой на улице?
Работа в парах.
- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.
Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.
Предложения детей, проверка.
_-Влияют ли изменения в неживой природе зимой на жизни растений и животных?
-Как приготовились растения к зиме? (травяные растения высохли, лиственные деревья и кустарники сбросили листья).
Лиственные деревья и кустарники зимой как будто спят. Чешуйки на почках защищают их от мороза и высыхания. Листочек сидит на крошечном стебельке, который так же спрятан в чешуйке. Весной из почек вырастут молодые стебли с листьями. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике, софоре, орехе – на зиму сохраняются плоды. Для зимующих птиц это отличная столовая. На некоторых деревьях кое-где остались сухие листья. Они постепенно осыпаются и разносятся ветром. Часть их отыщут на снегу и съедят мыши и птицы. Только хвойные деревья остались с зеленью -хвоинками. Остаются зелеными не только хвойные деревья, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница).
-Почему они не замерзают? Какую роль выполняет снег для растений?
(Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)
Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов. Зима – период покоя в жизни растений.
-Как животные подготовились к зиме?
(Еж, енот, медведь впали в спячку. Спят лягушки, жабы, змеи. Мыши, суслики, хомяки, белочки сделали запасы. Жуки, комары, мошки попрятались в трещинках коры деревьев, под старые листья. Многие птицы улетели в теплые края, т.к. им не осталось корма). –-Какие птицы улетели? Как они называются? (перелетные: иволга, стриж, ласточка, жаворонок, скворец, грач…)
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? Назовите их. (зимующие: синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона…)
-Что страшнее для птиц зимой голод или холод? Почему?
-Чем питаются птицы зимой? (пшено, просо, овёс, пшеница; семена подсолнечника; ягоды рябины, боярышника; семена клёна, ясеня; шишки, жёлуди, орехи.
И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.) Что можно класть в кормушки? (семена растений, крошки хлеба, семечки, кусочки сала для синичек, поды рябины и калины).
Есть очень интересная птица, у которой зимой рождаются птенцы. Что это за птица? (клест).
Рассказ о клестах.
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. В питании клеста есть особенность: срывая шишку он съедает только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные на снегу шишки подбирают белки, дятлы. Это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее брошенные шишки для мышей. Т.к. они сами не могут сорвать шишку с дерева.
Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных.
Например, лось в глубоком снегу не зарывается полностью. На поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. Лесные мыши и мыши полевки делают себе ходы под снегом и свободно перемещаются, добывая там желуди, орехи, зеленую траву, а также ветки, у которых обгрызают кору. Мы их не можем услышать, а вот лисы и ласки хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.
О зимней жизни некоторых животных нам расскажут ребята (подготовленные заранее).
Ученик 1. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
Ученик 2. Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную, где – ни будь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
Ученик 3. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.
Ученик 4. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывает себя хвостом.
Ученик 5. Барсук начинает готовиться к зиме осенью. Он ест жуков, ящериц, лягушек, мышей, лесные ягоды и плоды в большем количестве. Таким образом, животное нагуливает несколько килограммов жира, который служит ему источником существования в течение длительного зимнего сна. Для барсука сделать нору – не проблема. За один день он может вырыть уютный дом. Затем животное сгребает листья в свою норку, устраивает себе мягкую постель и ложиться спать на зиму. Иногда в барсуковой норе вместе с хозяином зимует еще и гость, например, енот им вместе теплее.
4. Итог занятия.
-Какие изменения в неживой природе происходят зимой?
Игра «Хлопки»
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,
прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?
5. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке с помощью смайлов.
6.Использованная литература:
1. Журнал Начальная школа, № 10, 2004г.; № 11, 2005г.; № 11, 2006г.
2. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»
3. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей», Академия Холдинг, 2001 г.
4. Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: природоведение» - Ярославль, 1997 г.
5. «Животный мир нашей Родины» - М.: Просвещение, 1991 г.
6.А. А. Вахрушев «Окружающий мир» 1 класс 2012г