Значение и употребление глаголов в речи
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
1.Образовательные:
Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
2. Развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
Развивать интерес у детей к предмету.
Развитие общеучебных навыков.
3. Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, ответственность,
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Планируемые результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы –синонимы и антонимы в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
Чистописание ( доска)
- Посмотрите, на доске написаны буквы. Вам нужно написать цепочку букв правильно и аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении.
глоалг
- Поменяйте буквы местами, чтобы получилось слово. Запишите его. (Глагол.)
- Что такое глагол?
- Каким членом предложения он является?
II. Актуализация знаний
1.Индивидуальная работа ( доска)
- Подберите к данным словам однокоренные глаголы и запишите их. Обозначьте в словах орфограммы, подберите проверочные слова.
Бег, сторож, зелень, смех, пляска.
- Какие слова мы образовывали?
- Тема урока…..
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 173 (с. 102).
- Прочитайте главные члены предложения с вопросами.
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
2. Выборочный диктант (доска )
- Выпишите из текста глаголы
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном..
- Прочитайте глаголы, которые вы выписали.
(Отправился, покупать, помчался, побежал, влез, внес, рассовал, сел, заснул.)
- Выделите приставки.
ФИЗМИНУТКА
3.Работа по учебнику
Упр. 175 (с. 103).
- Прочитайте. Из какой сказки этот отрывок?( «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Д.Мамин – Сибиряк.)
- Какие слова обозначают действия зайцев? Назовите их.
- Найдите глаголы – синонимы.
- Зачем автор использует синонимы?
(Автор использует синонимы, чтобы избежать повтора слов в одном предложении, подчеркивая - старые зайчихи приплелись (медленно шли); зайчата сбежались (быстро собрались)
( Собрались, сбежались, приплелись.
Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.
Прыгали , скакали.)
Старые – прил., ( какие?). Н.Ф. – старый. Во мн.ч., в И.п. Втор. чл.
Зайцы – сущ., (что?)Н.ф. – заяц. Одуш., нариц., м.р., в И.п., в ед.ч. Подлеж.
IV. Закрепление изученного материала
Упражнения в подборе антонимов ( СЛАЙД )
Солнце всходит и ... .
Встретил с радостью, а ... с жалостью.
Любишь брать, люби и ... .
Как аукнется, так и ....
Объясните смысл пословиц.
Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю.)
Откройте учебники на стр.154-155
Проверка.
V. Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке мне удалось...
Я похвалил бы себя...
Особенно мне понравилось...
Было интересно...
Было трудно...
Сегодня я бы похвалил...
Дома я расскажу о ...
VI. Подведение итогов урока
С какой целью глаголы употребляются в речи?
( Глаголы делают нашу речь красивой, точной и выразительной)
VII. Домашнее задание
Упр. 176 (с. 103).