СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значимость изучения вопросов здоровьесбережения преподавателями физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Значимость изучения вопросов здоровьесбережения преподавателями физической культуры»





Реферат на тему:

«Значимость изучения вопросов здоровьесбережения преподавателями физической культуры»







Учитель физической культуры

ГКОУ СОШ №1 при ИУ

Поладова Светлана Николаевна













С.Кочубеевское

2022г

«Здоровье - это не все, но все без здоровья ничто»

Сократ



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Проблема здоровьесбережения обучающихся является одной из задач современной школы, так как здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Внедрение здоровьесберегающих технологий неразрывно связано не только с вопросами воспитания молодежи, подготовки ее к труду, но и с вопросами повышения производительности труда трудоспособного населения, сохранения его долголетия за счет правильного использования средств физической культуры, организации профилактических мероприятий с использованием естественных сил природы.

В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, а в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет «Физическая культура».  

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности и т.п.

Цель физического воспитания в нашей школе - овладение школьниками основ личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

Данные здоровьесберегающие мероприятия разрабатываются под конкретный педагогический замысел, опираются на научную концепцию, имеют цель, формы, методы, приемы и средства педагогического процесса и приводят к запланированному результату.

Объект исследования – здоровьесберегающие технологии.

Предмет исследования – средства и методы физкультурно-оздоровительных занятий у школьников.

Цель исследования – теоретическое обоснование здоровьесбережения на уроках физической культуры.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно физкультурно-оздоровительных занятий у школьников.

2. Изучить взаимосвязь культуры здоровья личности с физической культурой.

3. Выявить значимость изучения вопросов здоровьесбережения преподавателями физической культуры.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению психического здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Основная часть.

Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней.

Наша школа расположена на территории двух исправительных колоний строгого режима, а учащиеся школы – это осужденные к лишению свободы, не достигшие 30-летнего возраста, не имеющие общего образования. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии мы определяем как обучение и воспитание самих обучающихся,  чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми сами, так и обучать и воспитывать своих детей, будучи им достойным примером.

Ориентация при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья.

Традиционная система физического воспитания, ориентированная на рекомендуемую Министерством образования РФ программу, рассчитана на определенное обеспечение помещениями, специализированными оборудованием и инвентарем. При отсутствии же подобных условий программа становится в полной мере невыполнимой и преподаватель физической культуры всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в программе нормативы. Более того, учитывая сложившиеся в нашем образовании отношение к нормативам, ориентированным на «среднего» ученика, сами по себе они в нынешней интерпретации являются важнейшим фактором не воспитания у учеников физической культуры, а отчуждения от неё. Вместе с тем, решение этого вопроса, причем на основе индивидуальных ориентиров, не вызывает никаких принципиальных трудностей.

Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:

- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;

- обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования.

- формировать ценностное отношение к своему здоровью.

- формировать потребность в здоровом образе жизни.

Здоровье формируется в результате взаимодействия определенных внешних и внутренних факторов. Признаками индивидуального здоровья являются: специфическая и неспецифическая резистентность к действию стрессорных факторов; показатели роста и развития; уровень физического и функционального состояния организма; наличие хронических заболеваний или дефектов развития; уровень моральных и волевых установок.

Таким образом, четырехкомпонентная модель здоровья представляет собой целостный взгляд на индивидуальное здоровье и иерархию входящих в ее состав компонентов.

Соматический компонент дает оперативную информацию о функциональном состоянии органов и систем организма, в основе которого лежит индивидуальная биологическая программа.

Физический компонент дает информацию об уровне роста и развития органов, в основу которого положены морфофункциональные резервы, обеспечивающие процесс адаптации.

Психический компонент отражает состояние психики, что обуславливает состояние душевного комфорта и адекватной поведенческой реакции. Нравственный компонент представляет собой комплекс характеристик мотивационной сферы, в основе которого лежит система ценностей, установок человека в обществе.

Сохранение и укрепление здоровья нации зависит во многом от отношения каждого школьника к своему здоровью. Формирование рационального отношения к здоровому образу жизни, пропаганда здорового образа жизни является важными приоритетами государственной политики.

В учебно-воспитательной работе учителя нашей школы оказывают помощь осужденным, представителям воспитательного отдела по работе с осужденными в построении здоровой жизнедеятельности обучающихся и семьи в целом.

При планировании и проведении урока, учителя опираются на основные современные требования к уроку физкультуры с комплексом здоровьесберегающих технологий.

 Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек.

В ГКОУ СОШ №1 при ИУ  предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно - творческую деятельность,  как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время, с учетом режимных требований исправительных учреждений.

Сущность нашей технологии заключается в личностно-ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому учащемуся при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.

Условия исправительного учреждения не позволяют проводить практические занятия, но с использованием лекционных занятий, бесед, видеоматериалов, для каждого обучающегося создана образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития.

Учитывая возрастные и социальные особенности, обучающимся предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками, изучение двигательных умений, формирование навыков самооценки и самоконтроля.

Школьники являются наименее социально защищенными группами населения, так как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют высокие требования к функциям и системам их организма.

Анализ научной литературы относительно здоровья школьников показывает, что во время обучения в школе здоровье учеников не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается.         

  Здоровьесберегающие технологии предполагают максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность по сохранению собственного здоровья. Накопленный опыт показывает, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения страны, является внедрение превентивных мероприятий по предотвращению заболеваний, с одной стороны, и активизация здорового образа жизни, с другой.

Превентивные меры подразумевают использование чистой воды и здоровой пищи, улучшение экологической ситуации, сокращение объектов, которые загрязняют окружающую среду, и снижение негативного влияния других факторов риска.

Здоровый образ жизни является базой для развития различных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, участия в общественной, трудовой, семейно-бытовой сферах жизни.

Здоровьесберегающая деятельность ГКОУ СОШ №1 при ИУ организована с помощью таких форм и методов, как:

− дни здоровья в рамках предметной недели;

− школьные праздники;

− участие в олимпиадах по физической культуре;

− беседы о здоровье с учащимися и представителями администрации исправительных учреждений;

- встречи с интересными людьми;

- сдача норм ГТО (с привлечением специалистов по спорту Кочубеевского округа);

− оформление классных и школьных «Уголков здоровья» и др.

Главное для  учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека. 

Совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, предполагающих комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней является одной из актуальных проблем образования. Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников.

Ориентация учащихся ГКОУ СОШ №1 при ИУ на здоровый образ жизни предполагает наличие в образовательном процессе главных компонентов формирования основ здорового образа жизни современного человека:

– познавательного (получение знаний о нормальном функционировании здорового человека, о способах, средствах и методах его сохранения и укрепления;

– ценностно-ориентационного (формирование целенаправленной ориентации школьников на здоровый образ жизни; понимание ими ценности своего здоровья и его важности в организации своей жизнедеятельности);

– коммуникативного (владение средствами и методами по предупреждению и устранению стрессовых ситуаций во время учебы);

– эстетического (формирование чувства красоты здорового человека, развитие способностей получать удовлетворение от занятий спортом);

– физкультурного (владение разнообразными формами двигательной активности для обеспечения индивидуального здоровья).



Заключение.

Анализ и обобщение современных литературных источников показал, что физическая культура содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей, является социальной областью общей культуры человека, которая включает в себя уровень специальной образованности, степень физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентацией и социально-духовных ценностей, приобретенных, которые формируются в результате занятий физкультурно-спортивной деятельностью, следованиям правилам культуре образа жизни, духовности и психофизическому здоровью.

Систематические занятия физической культурой в сочетании с рациональным питанием и образом жизни являются наиболее эффективными средствами в профилактике многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают тренирующее воздействие на школьника: повышаются умственная и физическая работоспособность, уровень развития двигательных качеств, формируются и совершенствуются жизненно важные двигательные умения и навыки, повышается устойчивость к различным заболеваниям.

        Всякий раз  мы убеждаемся в справедливости высказывания русского ученого Н.А. Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

В заключении скажу, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Воспитание школьника зависит от социальной деятельности, ориентированной на здоровье и здоровый образ жизни. Следовательно, ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении является одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Роль учителя физической культуры в современной школе заключается не только в организации динамической активности обучающихся. Учитель физической культуры - это координатор деятельности по формированию психосоциальных, коммуникативных, информационных и других компетенций нового поколения, без которых немыслим человек XXI века. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социальноадаптированного человека, к созданию в школе здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.































Литература

1.   Альбицкий В.Ю., Макеев Н.И. Здоровье-сберегающее поведение подростков // Пробл. соц. Гиг.здравоохр. и истор. мед. - 2010. - №2.

2. Баладанов О.Ю.,Козловский И.З.,Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд - во СГУ, 2002

3. Батрымбетова С.А. Здоровье и социально–гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. – Саратов, 2007.

4. Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы : учеб. пособие / Л. А. Боярская ; [науч. ред. В. Н. Люберцев] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.

5. Вершинина И. В. Становление и развитие ценностного отношения к здоровью у старшеклассников средней общеобразовательной школы : дис. канд. пед. наук. — Саранск,

6. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. / Теория и практика физической культуры. - 2001, №8.

7. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции,

посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

8. Гафиатулина Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Гафиатулина Н.Х. – Ростов–н/Д., 2007.