Обобщающий урок-викторина.
Тема урока:
« Знаете ли вы их имена?»
Цели урока: 1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и
систематизации краеведческих знаний.
2. Активизировать познавательную и творческую активность
обучающихся.
Способствовать воспитанию гражданского самосознания и
причастности к родным истокам.
Оборудование: портреты выдающихся людей Воронежского края; мозаика « Сказки Воронежского края»; раздаточный материал « Восстанови стихотворение»; репродукции картин художников ( Н.Ге, И.Крамского, А.Бучкури); фотографии театров Воронежа; книжная выставка ; рисунки детей.
Ход урока:
I. Эмоциональное вхождение в урок.
Богат наш край талантами:
Певцами, музыкантами,
Поэтами известными,
Сказителями местными.
Лиц перед нами череда…
А знаешь ты их имена?
II. Краеведческая викторина.
1. « В гостях у сказки».
А) Игра « Кто лишний?»
- Кто из этих сказочников не является уроженцем Воронежской области?




1 2 3 4
1 – А.Барышникова, 2 – А.Афанасьев, 3 – А.Милн, 4 – Королькова.
Б) Работа в парах « Сказочная мозаика».
- На каждой парте – конверты, в которых содержатся разрезанные иллюстрации сказок А.Афанасьева, А.Корольковой, А.Барышниковой. Соберите иллюстрацию, вспомните её название.
2. Художники нашего края.
- Соотнесите изображение картин с их авторами.


А.А.Бучкури И.Н.Крамской Н.Н.Ге
Картины И.Н.Крамского.


Картины А.А. Бучкури.



Картины художника Н.Н.Ге.


3. Родные поэты.
- Воронеж называют городом Кольцова и Никитина, замечательных русских поэтов, чей голос слышат миллионы, чьи песни звучат на разных языках мира, чьё творчество вызывает восхищение. Эти имена – визитная карточка Воронежа.
А хорошо ли вы знаете их произведения?
Подумайте, какие слова пропущены в этих стихотворных отрывках. Кому из поэтов они принадлежат?
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам …( шумят).
И.Никитин « Полно, степь моя...»
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет …( разливается).
И.Никитин « Утро».
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и …( степям).
И.Никитин « Встреча зимы».
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман…( стелется).
А.Кольцов « Урожай».
Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
…( пораскинулась),
К морю Чёрному
…( понадвинулась).
А.Кольцов « Косарь».
4. « Герои любимых книг».
- Воронежский край гордится талантом своих писателей и поэтов. Из каких произведений взяты эти строки, кто их автор?
1. « Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: « Бим» и « нельзя». И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет».
Г.Троепольский « Белый Бим Чёрное Ухо».
2.Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки….
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
С.Я.Маршак « Вот какой рассеянный».
3. « Пришёл Семён домой, к матери. А ночью, как мать легла на покой, Семён переменил змеиное кольцо с пальца на палец, и в тот же момент явились перед ним двенадцать молодцов.
- Здравствуй, новый хозяин! – говорят. – что тебе надобно?»
А.Платонов « Волшебное кольцо».
4. «Алёше пять лет. Он живёт с бабушкой, котёнком Зубастиком и курами в деревне Ушинке. Алешины папа и мама уехали далеко, где очень холодно и маленькие детишки болеют….Через два года папа с мамой приедут и привезут Алёше живого медвежонка».
Ю.Третьяков « Алёшин год».
5. « В книжном шкафу на одной полке лежали рядышком карандаши. Огромный карандаш-великан с красным грифелем и обыкновенный простой карандаш, который можно купить в любом книжном магазине. …
Карандаш-великан очень гордился тем, что он такой большой и важный. Он постоянно подсмеивался над простым карандашом:
- Фи, разве может из тебя выйти какой-либо толк? Посмотри, какой ты простой!...Сплошная чернота! То ли дело я! Сразу видно: мне предназначена особая роль!»
А.Бондарев « Два карандаша».
6.Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И.Бунин « Первый снег».
5. « Воронеж песенный».
- Воронежская область знаменита своей песенной культурой.
Вспомните, кто составляет музыкальное богатство нашего края. Установите соответствие:






1. Знаменитый собиратель песен и организатор первого в Росси народного хора, получившего его имя.
( М.Е.Пятницкий).
2. Талантливая исполнительница русских народных песен, автор задорных частушек.
( М.Мордасова).
3. Продолжатель традиций М.Е.Пятницкого, более 20 лет руководивший Воронежским русским народным хором.
( К.И.Массалитинов).
6. « Воронеж театральный». Групповая работа.
( Каждая группа получает изображение какого-либо воронежского театра, после чего учащиеся должны составить анонс предстоящего в этом театре представления.)
III. Сообщения учащихся « Они прославили наш край».
( Возможные темы сообщений: « Мой любимый детский писатель»; « Земляки-космонавты» и т.д.).
IV. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
Литература:
Как я был репкой. Рассказы и сказки / составитель А.Бодарев. – Воронеж, 2006.
Люби и знай родной край / Под ред. В. И. Фёдорова. – Воронеж, 2008.
Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.
