СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Знаете ли вы их имена?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Воронеж называют городом Кольцова и Никитина, замечательных русских поэтов, чей голос слышат миллионы, чьи песни звучат на разных языках мира, чьё творчество вызывает восхищение. Эти имена – визитная карточка Воронежа.

Просмотр содержимого документа
«« Знаете ли вы их имена?»»






Обобщающий урок-викторина.

Тема урока:

« Знаете ли вы их имена?»


Цели урока: 1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и

систематизации краеведческих знаний.


2. Активизировать познавательную и творческую активность

обучающихся.


  1. Способствовать воспитанию гражданского самосознания и

причастности к родным истокам.


Оборудование: портреты выдающихся людей Воронежского края; мозаика « Сказки Воронежского края»; раздаточный материал « Восстанови стихотворение»; репродукции картин художников ( Н.Ге, И.Крамского, А.Бучкури); фотографии театров Воронежа; книжная выставка ; рисунки детей.


Ход урока:

I. Эмоциональное вхождение в урок.

Богат наш край талантами:

Певцами, музыкантами,

Поэтами известными,

Сказителями местными.

Лиц перед нами череда…

А знаешь ты их имена?


II. Краеведческая викторина.


1. « В гостях у сказки».

А) Игра « Кто лишний?»

- Кто из этих сказочников не является уроженцем Воронежской области?












1 2 3 4


1 – А.Барышникова, 2 – А.Афанасьев, 3 – А.Милн, 4 – Королькова.


Б) Работа в парах « Сказочная мозаика».

- На каждой парте – конверты, в которых содержатся разрезанные иллюстрации сказок А.Афанасьева, А.Корольковой, А.Барышниковой. Соберите иллюстрацию, вспомните её название.


2. Художники нашего края.

- Соотнесите изображение картин с их авторами.












А.А.Бучкури И.Н.Крамской Н.Н.Ге


Картины И.Н.Крамского.














Картины А.А. Бучкури.












Картины художника Н.Н.Ге.

















3. Родные поэты.

- Воронеж называют городом Кольцова и Никитина, замечательных русских поэтов, чей голос слышат миллионы, чьи песни звучат на разных языках мира, чьё творчество вызывает восхищение. Эти имена – визитная карточка Воронежа.

А хорошо ли вы знаете их произведения?

Подумайте, какие слова пропущены в этих стихотворных отрывках. Кому из поэтов они принадлежат?

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам …( шумят).

И.Никитин « Полно, степь моя...»


Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет …( разливается).

И.Никитин « Утро».


Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и …( степям).

И.Никитин « Встреча зимы».


Красным полымем

Заря вспыхнула;

По лицу земли

Туман…( стелется).

А.Кольцов « Урожай».


Ах ты, степь моя,

Степь привольная,

Широко ты, степь,

( пораскинулась),

К морю Чёрному

( понадвинулась).

А.Кольцов « Косарь».


4. « Герои любимых книг».

- Воронежский край гордится талантом своих писателей и поэтов. Из каких произведений взяты эти строки, кто их автор?

1. « Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: « Бим» и « нельзя». И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить – весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет».

Г.Троепольский « Белый Бим Чёрное Ухо».


2.Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки….

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

С.Я.Маршак « Вот какой рассеянный».


3. « Пришёл Семён домой, к матери. А ночью, как мать легла на покой, Семён переменил змеиное кольцо с пальца на палец, и в тот же момент явились перед ним двенадцать молодцов.

- Здравствуй, новый хозяин! – говорят. – что тебе надобно?»

А.Платонов « Волшебное кольцо».

4. «Алёше пять лет. Он живёт с бабушкой, котёнком Зубастиком и курами в деревне Ушинке. Алешины папа и мама уехали далеко, где очень холодно и маленькие детишки болеют….Через два года папа с мамой приедут и привезут Алёше живого медвежонка».

Ю.Третьяков « Алёшин год».

5. « В книжном шкафу на одной полке лежали рядышком карандаши. Огромный карандаш-великан с красным грифелем и обыкновенный простой карандаш, который можно купить в любом книжном магазине. …

Карандаш-великан очень гордился тем, что он такой большой и важный. Он постоянно подсмеивался над простым карандашом:

- Фи, разве может из тебя выйти какой-либо толк? Посмотри, какой ты простой!...Сплошная чернота! То ли дело я! Сразу видно: мне предназначена особая роль!»

А.Бондарев « Два карандаша».

6.Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И.Бунин « Первый снег».


5. « Воронеж песенный».

- Воронежская область знаменита своей песенной культурой.

Вспомните, кто составляет музыкальное богатство нашего края. Установите соответствие:












1. Знаменитый собиратель песен и организатор первого в Росси народного хора, получившего его имя.

( М.Е.Пятницкий).

2. Талантливая исполнительница русских народных песен, автор задорных частушек.

( М.Мордасова).

3. Продолжатель традиций М.Е.Пятницкого, более 20 лет руководивший Воронежским русским народным хором.

( К.И.Массалитинов).


6. « Воронеж театральный». Групповая работа.

( Каждая группа получает изображение какого-либо воронежского театра, после чего учащиеся должны составить анонс предстоящего в этом театре представления.)



III. Сообщения учащихся « Они прославили наш край».

( Возможные темы сообщений: « Мой любимый детский писатель»; « Земляки-космонавты» и т.д.).


IV. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.


Литература:

  1. Как я был репкой. Рассказы и сказки / составитель А.Бодарев. – Воронеж, 2006.

  2. Люби и знай родной край / Под ред. В. И. Фёдорова. – Воронеж, 2008.

  3. Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.