Практическая работа № 11
Деепричастие.
Морфологический разбор деепричастия. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.
Цель: повторить морфологические признаки деепричастия; закрепить на практике правила обособления причастного и деепричастного оборотов.
План:
1.Работа с теоретическим материалом учебника, составление схемы выделения деепричастных оборотов.
2.Выполнение тестовых заданий.
3. Выполнение упражнений.
4.Выводы.
Ход работы:
1.Работа с теоретическим материалом учебника, составление схемы выделения деепричастных оборотов.
2.Выполнение тестовых заданий.
Тестовые задания
1. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
а) расправь, выпав, пройдя, разговаривая
б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя
в) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
г) навзничь, объевшись, белая, двигая
2. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
а) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное
б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное
в) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
а) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
в) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
3.Выполнение упражнений.
Упр. 1 Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите деепричастные обороты.
Корреспонденция никем (не) разобранная (не) брежно броше..а на письме..ый стол. 2) Тяжело гружё..ые верблюды (не) выдерживая падали. 3) Порывшись в рва..ом кожа..ом портфеле он вытащил (не) большую иллюстрирова..ую книж..нку. 4) Мимо дач.. вздрагивая на ухабах проехал гружё..ый кирпич..м грузович..к. 5) Сверкал переливаясь серебря..ыми каплями глиня..ый кувшин наполне..ый ледя..ой водой.
4.Выводы.
Литература :
Воителева Т.М. «Русский язык. 10 класс. Базовый уровень»- М. : Академия,
2016
Воителева Т.М. «Русский язык. 11 класс. Базовый уровень»- М. : Академия,
2016
Дополнительные источники:
https://books.academic.ru/book.nsf/61073629
https://books.academic.ru/book.nsf/61073667
www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи»)
www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»)