Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.»
Урок 40 Русский язык 1 курс
Тема. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Цели: повторить виды бессоюзного сложного предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания в нем.
Ход урока
Лингвистическая разминка
Поставьте числительные, помещенные в скобках, в нужном падеже.
Около (400) экземпляров, из (250) книг, к (500) ученикам, с (300) участниками.
Определите, от каких частей речи образовались следующие слова.
Неплохо, почемучка, давным-давно, кое-как, повсюду, неудачно, доныне.
Придумайте предложения со следующими вводными словами.
Наверное, по всей вероятности, по-видимому, видно, знать.
Есть ли между этими словами стилистические различия?
Проверка домашнего задания
Заслушивается ответ по теме «Сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными».
Работа по теме урока
Анализ предложений.
Она с радостью переносила боль: только бы спасти своих милых братцев.
Море вдали уже покрылось багрянцем, навстречу солнцу поднималось розовато-дымчатое облако мягких очертаний.
В саду уже пробились светло-зеленые иглы молодой травы, на яблонях набухли и лопались почки, всюду было много птиц; веселый звон, свежий пахучий воздух приятно кружили голову.
Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому.
На другой день проснулся: уже дед ходит по баштану как ни в чем не бывало и прикрывает лопухом арбузы.
Работа с учебником.
Задание: прочитать § 98, составить таблицу «Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (БСП)».
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Таблица 36
Значение | Можно вставить |
1 | 2 |
1. Запятая: перечисление фактов | И |
2. Точка с запятой: то же, но предложения отдалены по смыслу или внутри частей уже есть знаки препинания | И |
3. Двоеточие: 1) причина; 2) пояснение; 3) дополнение | Потому что А именно, как-то Что |
4. Тире: 1) противопоставление; 2) условие; 3) время; 4) вывод, следствие; 5) сравнение; 6) быстрая смена явлений | А, но Если Когда Поэтому, следовательно Как, словно |
IV. Закрепление
Упражнения 487,488,490,492 выполняются устно. Учащиеся комментируют постановку знаков препинания. Упражнения 489 — письменно, с последующей проверкой (расставить знаки препинания, составить схемы предложений 3, 6 и произвести их синтаксический разбор).
V. Итог урока
Домашнее задание
§ 98.
Упражнение 497 или 493 (по выбору).