СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в СПП с несколькими видами придаточных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в СПП с несколькими видами придаточных»

Урок 39 Русский язык 1 курс

Тема. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Цели: повторить классификацию сложноподчиненных пред­ложений; закрепить умения ставить знаки препинания в сложно­подчиненном предложении с несколькими придаточными (мно­гокомпонентном сложноподчиненном предложении).

Ход урока

I. Орфографическая разминка

Был утренний час, и туман еще не рассеялся. В нем едва были видны очертания огромного корабля. Береговой ветер лениво тере­бил паруса, но, наконец, он усилился и развернул их. Все на корабле было белым, кроме парусов из ярко-алого шелка.

Ассоль сидела у окна и читала, но вдруг она заметила на синей морской глади белый корабль с алыми парусами. Она вздрогну­ла, замерла, потом резко вскочила и побежала к морю. Сердце ее билось сильно-сильно. Временами то крыша, то забор закрывали от нее алые паруса. Тогда Ассоль торопилась миновать препятствие и снова увидеть корабль, боясь, чтобы он не исчез, как призрак. Муж­чины, женщины и дети мчались к берегу кто в чем был. Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Все смолкли, со страхом отошли от нее, и она осталась одна, растерян­ная, счастливая, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

От корабля отделилась лодка, полная загорелых гребцов. Среди них стоял тот, кого, как ей казалось, она знала с детства. (По А. Грину)

Задание: графически объясните орфограммы, встретившиеся в тексте.

II. Работа по теме урока

            1. Беседа с классом.

  • Что, кроме союзов, связывает части СПП?

  • Всегда ли порядок частей СПП одинаковый (закрепленный)?

  • Сколько придаточных предложений может быть в сложно­подчиненном предложении?

    1. Работа в тетрадях.

Задание: записать предложения, найти главную часть, прида­точную. Выделить грамматические основы.

      1. Как невозвратная струя бежит, блестит и исчезает, так жизнь и юность убегает (А. Пушкин).

      2. Первый зимний путь, если снег выпал ровно, при тихой погоде, если он достаточно покрывает все неровности дороги, бывает у нас на Руси великолепно хорош (С. Аксаков).

      3. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное (М. Горький).

  • Сколько грамматических основ в каждом записанном пред­ложении?

  • Место главной части по отношению к придаточным частям.

  • Начертите блочные схемы этих предложений. Чем они от­личаются друг от друга?

(Учащиеся строят схемы сложных многокомпонентных пред­ложений с разными типами присоединения придаточных частей к главной:

    1. последовательным подчинением;

    2. однородным подчинением;

    3. параллельным подчинением.)

1) 2) 3)







3. Работа с учебником: чтение § 97. Беседа по содержанию.

  • Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении?

  • Когда не ставится запятая между придаточными или глав­ными предложениями в многокомпонентных сложнопод­чиненных предложениях?

  • Какие виды подчинения придаточных главному существуют в многокомпонентных сложноподчиненных предложениях?



  1. Закрепление

    1. Выполнение заданий учителя.

  • Из скольких частей состоит предложение и какой тип под­чинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас при­будет с кареты, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять раз­болелась голова.

  • Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше.

    1. Выполнение упражнений.

Упражнение 485: устно объяснить постановку знаков препи­нания.

Упражнение 483: письменно, с последующим комментари­ем знаков препинания. Задание: сделать синтаксический анализ пятого предложения (один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях).

  1. Итог урока

Домашнее задание

    1. § 97.

Упражнение 484 — составить блочные схемы предложений 1, 3,5; сделать синтаксический анализ предложения 6.