СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знакомься - числительное!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме:

 "Знакомься - числительное!"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.

Учащиеся видят текст о долгожителях, заранее записанный на доске.

- Папа, а сколько лет может прожить человек? 70? 80? 90? 100?

- Бывает и дольше. Бывает и до 150 лет живут люди. Долгожителем может стать каждый.

Каждый, кто не боится холодной воды, кто чаще берется не за градусник, а за лыжные палки. Кто не злится на весь белый свет, а всегда остается бодрым и радостным.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, перед вами небольшой текст. О чем он? Как называется разговор двух или более лиц? Какой рецепт долголетия вам понравился больше и почему? А сколько вам лет? В каком классе вы учитесь? Какие слова помогли вам ответить на мои вопросы?

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Как вы уже догадались, речь на нашем уроке пойдет об именах числительных. Слово числительное  произошло от слова число. Как называется наука о числах? Правильно, арифметика. Может, у нас сегодня урок арифметики вместо урока русского языка? Нет, конечно. Все дело в том, что числительные часто употребляются в речи, так часто, что мы должны овладеть культурой их употребления в речи. Ребята, как вы думаете, можно ли полюбить часть речи? Можно любить город, летний день, катание на коньках, мороженое...А мне сегодня хочется так провести наш первый урок так, чтобы вы полюбили числительные и не боялись употреблять их в  речи, они ведь такие коварные. Я так и хотела назвать наш урок: "Эти коварные числительные!"Но потом я  передумала. Как вы думаете, почему?

(Коварство - это очень  плохое качество.  Мы не сможем их полюбить, а числительные могут на нас обидеться.)

- Правильно. Вот мы и назовем наш урок по-другому: Знакомься - числительное!" О том, как возник счет, расскажет нам моя ассистентка, помощница.

Сообщение, заранее подготовленное ученицей.

- Раньше люди считать не умели. Первобытный человек мог сказать, что собрал достаточно ягод. Но шло время, и человек стал нуждаться в определении количества, т.е. в числах. Первобытные люди считали таким образом: они завязывали на веревочке узелки, делали зарубки на палке или камине, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо пяти говорили "рука", вместо пятнадцати - две руки и одна нога, а когда говорили весь человек - это означало двадцать. Но потом в Древней Индии изобрели значки для изображенич цифр. Кружочек или ночь у арабов назывались "сифрой". Так и появилось слово цифра, т.е.число.

5. Первичная проверка понимания.

- Итак, кто скажет, что же обозначает числительное и на  какой вопрос оно отвечает?

(Числительное обозначает число, количество при счете и отвечает на вопрос сколько?)

- Найдите числительное в стихотворении:

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

- Записываем в тетрадь: просыпался (сколько раз?) десять раз

- Есть ли здесь еще числительное? Правильно, слово первый - это тоже числительное.

Записываем в тетрадь:  класс (какой?) первый

- Какой вывод мы можем сделать?

(Числительное отвечает не только на вопрос сколько,но и на вопрос какой. )

- Правильно, молодцы. Таким образом,мы узнали, что числительные делятся на два разряда.Те,  которые отвечает на вопрос сколько- количественные, а те, которые отвечают на вопрос какой - порядковые.

Первичное закрепление.

- У каждого на парте строчки из детских стихотворений  с именами числительными. Прочитайте их выразительно вслух, найдите в них числительные и скажите, к какому разряду вы их отнесете и почему.

 Возле речки детский сад,

На лугу ромашки.

Сорок маленьких ребят

Бегают в пятнашки.

 

На реке с восьми часов

Затевают игры,

И от звонких голосов

Весь звенит Звенигород.

 

Улетел орел домой,

Солнце скрылось под водой.

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей.

 

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги.

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

 

Еду я восьмые сутки

Да считаю все минутки,

Скоро, скоро ли домой?

 

Он окошко открывает,

Из окошка вылетают

Восемнадцать голубей,

А за ними воробей.

 

(Каждый называет числительное, вопросы к нему, разряд)

- Ребята, вы большие молодцы. А какую особенность числительных вы заметили?

(Числительное изменяется по падежам)

- А теперь карандашом подчеркните числительные как члены предложения, только помните, что числительное вместе с существительным является одним членом предложения.

- Какой вывод можно сделать?

(Числительные могут быть разными членами предложения)

- Числительные часто употребляются в образной речи. Об этом говорит множество пословиц и  поговорок. Вспомните некоторые из них.

(Сто одежек и все без застежек. Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин.)

- Частое употребление числительных в речи подтверждается и большим количеством фразеологизмов, например: все как один, в два счета, как 2 капли воды, нпговорить с три короба, идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев и др.

Игра "Кто больше". Подберите как можно больше однокоренных слов  к слову один. Работа в группах.

(Одинокий, одиночество, одиноко, однозвучный, однообразный, однажды, одинаковый, единение, единство, единичный, сединить, объединить, двуединство...)

6. Систематизация и обобщение знаний.

- Что мы узнали о числительном?

( Оно обозначает число, количество и порядок при счете; делится на 2 разряда - количественные и порядковые; изменяется по падежам; могут быть разными членами предложения вместе с существительным, к которым они относятся; часто употребляются во всмех стилях речи, в образной речи: пословицах, поговорках, фразеологических оборотах и т. п.)

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«"Знакомься - числительное!"»

Урок русского языка в 6 классе по теме:

"Знакомься - числительное!"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.

Учащиеся видят текст о долгожителях, заранее записанный на доске.

- Папа, а сколько лет может прожить человек? 70? 80? 90? 100?

- Бывает и дольше. Бывает и до 150 лет живут люди. Долгожителем может стать каждый.

Каждый, кто не боится холодной воды, кто чаще берется не за градусник, а за лыжные палки. Кто не злится на весь белый свет, а всегда остается бодрым и радостным.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, перед вами небольшой текст. О чем он? Как называется разговор двух или более лиц? Какой рецепт долголетия вам понравился больше и почему? А сколько вам лет? В каком классе вы учитесь? Какие слова помогли вам ответить на мои вопросы?

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Как вы уже догадались, речь на нашем уроке пойдет об именах числительных. Слово числительное произошло от слова число. Как называется наука о числах? Правильно, арифметика. Может, у нас сегодня урок арифметики вместо урока русского языка? Нет, конечно. Все дело в том, что числительные часто употребляются в речи, так часто, что мы должны овладеть культурой их употребления в речи. Ребята, как вы думаете, можно ли полюбить часть речи? Можно любить город, летний день, катание на коньках, мороженое...А мне сегодня хочется так провести наш первый урок так, чтобы вы полюбили числительные и не боялись употреблять их в речи, они ведь такие коварные. Я так и хотела назвать наш урок: "Эти коварные числительные!"Но потом я передумала. Как вы думаете, почему?

(Коварство - это очень плохое качество. Мы не сможем их полюбить, а числительные могут на нас обидеться.)

- Правильно. Вот мы и назовем наш урок по-другому: Знакомься - числительное!" О том, как возник счет, расскажет нам моя ассистентка, помощница.

Сообщение, заранее подготовленное ученицей.

- Раньше люди считать не умели. Первобытный человек мог сказать, что собрал достаточно ягод. Но шло время, и человек стал нуждаться в определении количества, т.е. в числах. Первобытные люди считали таким образом: они завязывали на веревочке узелки, делали зарубки на палке или камине, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо пяти говорили "рука", вместо пятнадцати - две руки и одна нога, а когда говорили весь человек - это означало двадцать. Но потом в Древней Индии изобрели значки для изображенич цифр. Кружочек или ночь у арабов назывались "сифрой". Так и появилось слово цифра, т.е.число.

5. Первичная проверка понимания.

- Итак, кто скажет, что же обозначает числительное и на какой вопрос оно отвечает?

(Числительное обозначает число, количество при счете и отвечает на вопрос сколько?)

- Найдите числительное в стихотворении:

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

- Записываем в тетрадь: просыпался (сколько раз?) десять раз

- Есть ли здесь еще числительное? Правильно, слово первый - это тоже числительное.

Записываем в тетрадь: класс (какой?) первый

- Какой вывод мы можем сделать?

(Числительное отвечает не только на вопрос сколько,но и на вопрос какой. )

- Правильно, молодцы. Таким образом,мы узнали, что числительные делятся на два разряда.Те, которые отвечает на вопрос сколько- количественные, а те, которые отвечают на вопрос какой - порядковые.

Первичное закрепление.

- У каждого на парте строчки из детских стихотворений с именами числительными. Прочитайте их выразительно вслух, найдите в них числительные и скажите, к какому разряду вы их отнесете и почему.

Возле речки детский сад,

На лугу ромашки.

Сорок маленьких ребят

Бегают в пятнашки.



На реке с восьми часов

Затевают игры,

И от звонких голосов

Весь звенит Звенигород.



Улетел орел домой,

Солнце скрылось под водой.

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей.



Лихо мерили шаги

Две огромные ноги.

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.



Еду я восьмые сутки

Да считаю все минутки,

Скоро, скоро ли домой?



Он окошко открывает,

Из окошка вылетают

Восемнадцать голубей,

А за ними воробей.



(Каждый называет числительное, вопросы к нему, разряд)

- Ребята, вы большие молодцы. А какую особенность числительных вы заметили?

(Числительное изменяется по падежам)

- А теперь карандашом подчеркните числительные как члены предложения, только помните, что числительное вместе с существительным является одним членом предложения.

- Какой вывод можно сделать?

(Числительные могут быть разными членами предложения)

- Числительные часто употребляются в образной речи. Об этом говорит множество пословиц и поговорок. Вспомните некоторые из них.

(Сто одежек и все без застежек. Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин.)

- Частое употребление числительных в речи подтверждается и большим количеством фразеологизмов, например: все как один, в два счета, как 2 капли воды, нпговорить с три короба, идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев и др.

Игра "Кто больше". Подберите как можно больше однокоренных слов к слову один. Работа в группах.

(Одинокий, одиночество, одиноко, однозвучный, однообразный, однажды, одинаковый, единение, единство, единичный, сединить, объединить, двуединство...)

6. Систематизация и обобщение знаний.

- Что мы узнали о числительном?

( Оно обозначает число, количество и порядок при счете; делится на 2 разряда - количественные и порядковые; изменяется по падежам; могут быть разными членами предложения вместе с существительным, к которым они относятся; часто употребляются во всмех стилях речи, в образной речи: пословицах, поговорках, фразеологических оборотах и т. п.)

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия.