Урок русского языка в 6 классе по теме:
"Знакомься - числительное!"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.
Учащиеся видят текст о долгожителях, заранее записанный на доске.
- Папа, а сколько лет может прожить человек? 70? 80? 90? 100?
- Бывает и дольше. Бывает и до 150 лет живут люди. Долгожителем может стать каждый.
Каждый, кто не боится холодной воды, кто чаще берется не за градусник, а за лыжные палки. Кто не злится на весь белый свет, а всегда остается бодрым и радостным.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, перед вами небольшой текст. О чем он? Как называется разговор двух или более лиц? Какой рецепт долголетия вам понравился больше и почему? А сколько вам лет? В каком классе вы учитесь? Какие слова помогли вам ответить на мои вопросы?
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Как вы уже догадались, речь на нашем уроке пойдет об именах числительных. Слово числительное произошло от слова число. Как называется наука о числах? Правильно, арифметика. Может, у нас сегодня урок арифметики вместо урока русского языка? Нет, конечно. Все дело в том, что числительные часто употребляются в речи, так часто, что мы должны овладеть культурой их употребления в речи. Ребята, как вы думаете, можно ли полюбить часть речи? Можно любить город, летний день, катание на коньках, мороженое...А мне сегодня хочется так провести наш первый урок так, чтобы вы полюбили числительные и не боялись употреблять их в речи, они ведь такие коварные. Я так и хотела назвать наш урок: "Эти коварные числительные!"Но потом я передумала. Как вы думаете, почему?
(Коварство - это очень плохое качество. Мы не сможем их полюбить, а числительные могут на нас обидеться.)
- Правильно. Вот мы и назовем наш урок по-другому: Знакомься - числительное!" О том, как возник счет, расскажет нам моя ассистентка, помощница.
Сообщение, заранее подготовленное ученицей.
- Раньше люди считать не умели. Первобытный человек мог сказать, что собрал достаточно ягод. Но шло время, и человек стал нуждаться в определении количества, т.е. в числах. Первобытные люди считали таким образом: они завязывали на веревочке узелки, делали зарубки на палке или камине, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо пяти говорили "рука", вместо пятнадцати - две руки и одна нога, а когда говорили весь человек - это означало двадцать. Но потом в Древней Индии изобрели значки для изображенич цифр. Кружочек или ночь у арабов назывались "сифрой". Так и появилось слово цифра, т.е.число.
5. Первичная проверка понимания.
- Итак, кто скажет, что же обозначает числительное и на какой вопрос оно отвечает?
(Числительное обозначает число, количество при счете и отвечает на вопрос сколько?)
- Найдите числительное в стихотворении:
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
- Записываем в тетрадь: просыпался (сколько раз?) десять раз
- Есть ли здесь еще числительное? Правильно, слово первый - это тоже числительное.
Записываем в тетрадь: класс (какой?) первый
- Какой вывод мы можем сделать?
(Числительное отвечает не только на вопрос сколько,но и на вопрос какой. )
- Правильно, молодцы. Таким образом,мы узнали, что числительные делятся на два разряда.Те, которые отвечает на вопрос сколько- количественные, а те, которые отвечают на вопрос какой - порядковые.
Первичное закрепление.
- У каждого на парте строчки из детских стихотворений с именами числительными. Прочитайте их выразительно вслух, найдите в них числительные и скажите, к какому разряду вы их отнесете и почему.
Возле речки детский сад,
На лугу ромашки.
Сорок маленьких ребят
Бегают в пятнашки.
На реке с восьми часов
Затевают игры,
И от звонких голосов
Весь звенит Звенигород.
Улетел орел домой,
Солнце скрылось под водой.
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Еду я восьмые сутки
Да считаю все минутки,
Скоро, скоро ли домой?
Он окошко открывает,
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними воробей.
(Каждый называет числительное, вопросы к нему, разряд)
- Ребята, вы большие молодцы. А какую особенность числительных вы заметили?
(Числительное изменяется по падежам)
- А теперь карандашом подчеркните числительные как члены предложения, только помните, что числительное вместе с существительным является одним членом предложения.
- Какой вывод можно сделать?
(Числительные могут быть разными членами предложения)
- Числительные часто употребляются в образной речи. Об этом говорит множество пословиц и поговорок. Вспомните некоторые из них.
(Сто одежек и все без застежек. Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин.)
- Частое употребление числительных в речи подтверждается и большим количеством фразеологизмов, например: все как один, в два счета, как 2 капли воды, нпговорить с три короба, идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев и др.
Игра "Кто больше". Подберите как можно больше однокоренных слов к слову один. Работа в группах.
(Одинокий, одиночество, одиноко, однозвучный, однообразный, однажды, одинаковый, единение, единство, единичный, сединить, объединить, двуединство...)
6. Систематизация и обобщение знаний.
- Что мы узнали о числительном?
( Оно обозначает число, количество и порядок при счете; делится на 2 разряда - количественные и порядковые; изменяется по падежам; могут быть разными членами предложения вместе с существительным, к которым они относятся; часто употребляются во всмех стилях речи, в образной речи: пословицах, поговорках, фразеологических оборотах и т. п.)
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
8. Рефлексия
Просмотр содержимого документа
«"Знакомься - числительное!"»
Урок русского языка в 6 классе по теме:
"Знакомься - числительное!"
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.
Учащиеся видят текст о долгожителях, заранее записанный на доске.
- Папа, а сколько лет может прожить человек? 70? 80? 90? 100?
- Бывает и дольше. Бывает и до 150 лет живут люди. Долгожителем может стать каждый.
Каждый, кто не боится холодной воды, кто чаще берется не за градусник, а за лыжные палки. Кто не злится на весь белый свет, а всегда остается бодрым и радостным.
3. Актуализация знаний.
- Ребята, перед вами небольшой текст. О чем он? Как называется разговор двух или более лиц? Какой рецепт долголетия вам понравился больше и почему? А сколько вам лет? В каком классе вы учитесь? Какие слова помогли вам ответить на мои вопросы?
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Как вы уже догадались, речь на нашем уроке пойдет об именах числительных. Слово числительное произошло от слова число. Как называется наука о числах? Правильно, арифметика. Может, у нас сегодня урок арифметики вместо урока русского языка? Нет, конечно. Все дело в том, что числительные часто употребляются в речи, так часто, что мы должны овладеть культурой их употребления в речи. Ребята, как вы думаете, можно ли полюбить часть речи? Можно любить город, летний день, катание на коньках, мороженое...А мне сегодня хочется так провести наш первый урок так, чтобы вы полюбили числительные и не боялись употреблять их в речи, они ведь такие коварные. Я так и хотела назвать наш урок: "Эти коварные числительные!"Но потом я передумала. Как вы думаете, почему?
(Коварство - это очень плохое качество. Мы не сможем их полюбить, а числительные могут на нас обидеться.)
- Правильно. Вот мы и назовем наш урок по-другому: Знакомься - числительное!" О том, как возник счет, расскажет нам моя ассистентка, помощница.
Сообщение, заранее подготовленное ученицей.
- Раньше люди считать не умели. Первобытный человек мог сказать, что собрал достаточно ягод. Но шло время, и человек стал нуждаться в определении количества, т.е. в числах. Первобытные люди считали таким образом: они завязывали на веревочке узелки, делали зарубки на палке или камине, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо пяти говорили "рука", вместо пятнадцати - две руки и одна нога, а когда говорили весь человек - это означало двадцать. Но потом в Древней Индии изобрели значки для изображенич цифр. Кружочек или ночь у арабов назывались "сифрой". Так и появилось слово цифра, т.е.число.
5. Первичная проверка понимания.
- Итак, кто скажет, что же обозначает числительное и на какой вопрос оно отвечает?
(Числительное обозначает число, количество при счете и отвечает на вопрос сколько?)
- Найдите числительное в стихотворении:
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
- Записываем в тетрадь: просыпался (сколько раз?) десять раз
- Есть ли здесь еще числительное? Правильно, слово первый - это тоже числительное.
Записываем в тетрадь: класс (какой?) первый
- Какой вывод мы можем сделать?
(Числительное отвечает не только на вопрос сколько,но и на вопрос какой. )
- Правильно, молодцы. Таким образом,мы узнали, что числительные делятся на два разряда.Те, которые отвечает на вопрос сколько- количественные, а те, которые отвечают на вопрос какой - порядковые.
Первичное закрепление.
- У каждого на парте строчки из детских стихотворений с именами числительными. Прочитайте их выразительно вслух, найдите в них числительные и скажите, к какому разряду вы их отнесете и почему.
Возле речки детский сад,
На лугу ромашки.
Сорок маленьких ребят
Бегают в пятнашки.
На реке с восьми часов
Затевают игры,
И от звонких голосов
Весь звенит Звенигород.
Улетел орел домой,
Солнце скрылось под водой.
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Еду я восьмые сутки
Да считаю все минутки,
Скоро, скоро ли домой?
Он окошко открывает,
Из окошка вылетают
Восемнадцать голубей,
А за ними воробей.
(Каждый называет числительное, вопросы к нему, разряд)
- Ребята, вы большие молодцы. А какую особенность числительных вы заметили?
(Числительное изменяется по падежам)
- А теперь карандашом подчеркните числительные как члены предложения, только помните, что числительное вместе с существительным является одним членом предложения.
- Какой вывод можно сделать?
(Числительные могут быть разными членами предложения)
- Числительные часто употребляются в образной речи. Об этом говорит множество пословиц и поговорок. Вспомните некоторые из них.
(Сто одежек и все без застежек. Один ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один в поле не воин.)
- Частое употребление числительных в речи подтверждается и большим количеством фразеологизмов, например: все как один, в два счета, как 2 капли воды, нпговорить с три короба, идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев и др.
Игра "Кто больше". Подберите как можно больше однокоренных слов к слову один. Работа в группах.
(Одинокий, одиночество, одиноко, однозвучный, однообразный, однажды, одинаковый, единение, единство, единичный, сединить, объединить, двуединство...)
6. Систематизация и обобщение знаний.
- Что мы узнали о числительном?
( Оно обозначает число, количество и порядок при счете; делится на 2 разряда - количественные и порядковые; изменяется по падежам; могут быть разными членами предложения вместе с существительным, к которым они относятся; часто употребляются во всмех стилях речи, в образной речи: пословицах, поговорках, фразеологических оборотах и т. п.)
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
8. Рефлексия.