СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звать через прошлое

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Звать через прошлое".

Просмотр содержимого документа
«Звать через прошлое»

Урок проводится в 5 классе, является одним из серии уроков по теме 3 четверти «Можем ли мы увидеть музыку».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы: словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ, беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Цель: показать значение темы «Защита Родины» в русской музыке.

Задачи:

Образовательные - знакомить с понятием кантата, с 4-й, 5-й и 6-й частями кантаты С. С. Прокофьева «Александр Невский»;

Развивающие - развивать у детей умения слушать и слышать предложенный музыкальный материал, осмысливать услышанное, ассоциативное мышление;

Воспитательные - воспитывать патриотическое отношение к Родине;

Ход урока:

Совсем скоро вся страна будет отмечать праздник – День Защитника Отечества! И этот урок я посвящаю тем, кто во все времена, не жалея себя и жизни, сражался за свободу и будущее нашей Родины, и побеждал.

Звучит песня «От героев былых времён…», муз. Р. Хозака.

- Когда началась Великая Отечественная война, диктор Юрий Левитан объявил об этом по радио.

(Звучит сообщения Левитана)

- В далёком прошлом радио не было. Как же люди узнавали о вражеском нашествии?

- Как называется колокольный звон тревожного характера?

- А вот если бы вам нужно было созвать людей на войну, какими бы словами вы это сделали: приходите? Собирайтесь? Поднимайтесь? Вставайте?

- Кто должен встать? Какой национальности эти люди?

- Соедините все вместе фразу, зовущую к борьбе.

- Если бы меня позвали вот с такой интонацией, я бы точно никуда не пошла. Придайте вашему голосу энергию призыва и повторите фразу еще раз.

- Давайте попробуем так же мощно пропеть эти слова вот с этой мелодией. Разучивание первой темы четвертой части кантаты.

- Каков характер темы, которую мы пропели?

- Правильно ли предположить, что музыка о войне может быть светлой, напевной, красивой? Давайте послушаем, что звучит дальше.

Звучит вторая тема хора - «На Руси родной…»

- Не правда ли, перед нами прекрасная, певучая, светлая, но все равно военная музыка? Зачем в героической призывной музыке нужен фрагмент другого звучания?

- Давайте выстроим логику нашего музыкального фрагмента: мы слышали

тревожное начало войны, русских людей зовут на защиту Родины; затем музыка напоминает защитникам, как прекрасна Родина для каждого человека. Хорошее ли окончание? Или надо иначе закончить эту часть?

- Давайте послушаем, так ли мыслит композитор.

Прослушивание всей части кантаты целиком.

- Совпало ли ваше предположение с решением композитора? Что можем сказать о форме данной части? Про состав хора что нужно отметить? Такой состав называют смешанный хор. И если посмотрим на партитуру, то станет видно, что он 4-голосный. Таблица голосов.

Ну что же попробуем исполнить эту часть самостоятельно.

Понравилась ли вам музыка? А кто же сочинил ее? Когда и почему, об этом нам расскажет наш сектор театра и кино.

- Итак, Прокофьев сочинил музыку сначала к кинофильму, а потом на её основе составил кантату. Музыкальный сектор, пожалуйста!


 - Мы с вами в 3 классе уже встречались с этой кантатой, правда? С какой же частью ее мы уже знакомы? А кто же такой Александр Невский и какое событие нашей страны связано с этим человеком, нам расскажет исторический сектор.


В центре кантаты музыкальная картина «Ледовое побоище». Из морозной мглы появляется отряд рыцарей-крестоносцев. Развитие музыки создает впечатление надвигающейся грозной силы. Композитор сталкивает в схватке зловещую музыку хорала (духовное песнопение на латинский текст), характеризующую рыцарей и энергичные сильные бодрые интонации русского войска.

(просмотр фильма «Ледовое побоище»).

- Какая тема звучит в характеристике русских?

- После батальной сцены идет часть под названием «Мертвое поле». Представьте, ночь, тишина; одинокая печальная девушка идет по страшному полю после битвы, усеянному телами погибших воинов. Сейчас я вам ее исполню, а вы, послушав, скажите мне какой образ, воплощает этот номер, какие интонации использует композитор, что особенного в нем есть.

(«Мертвое поле»)

- Образ; интонации; (песня – плач), какой тип голоса;

- Даю вам задание: посмотрите фрагмент фильма и сравните его музыку с аналогичным фрагментом кантаты.

Просмотр фрагмента кинофильма.

- Чем-нибудь различается музыка в фильме и музыка кантаты?

- Как вы думаете, почему так?

- Вы совершенно правы: в кино у музыки особая задача - она подчеркивает, углубляет, усиливает то, что несет в себе изображение. Да и слова здесь есть удивительно сильные: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет земля русская!».

- Однако стоит отметить, что не только Прокофьев и Эйзенштейн обращались к этому историческому событию.

Сектор изобразительного искусства

- Корин писал свою картину в самые тяжелые годы войны. Скажите, а песни писались во время войны?

Вывод. Что узнали с вами на уроке? Какие чувства вызвали у вас музыкальные произведения, фильм и картины?

Рефлексия. У вас на партах лежат нотоносцы – пять линеек. Каждая линеечка соответствует оценке по пятибалльной системе. Нарисуйте, пожалуйста, ноту на той строчке, какую бы оценку вы себе поставили за урок.