СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки и буквы. Гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы. Гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные.»

Письмо (5 класс)


Тема: Звуки и буквы. Гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока: Познакомить детей с классификацией звуков. Развивать фонематический слух. Знать различия букв и звуков, гласных и согласных. Уметь классифицировать звуки по общим признакам.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока

  1. Организационный момент

(приветствие, проверка присутствующих на уроке)


  1. Актуализация опорных знаний:

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и настораживающие. Часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук,используя при этом разные звуки человеческой речи.

Давайте и мы с вами это сделаем:

Как шипит змея? Ш-ш-ш

Как рычит тигр? Р-р-р

Как жужжит жук? Ж-ж-ж

3. Вступительная часть:

- Кто уже догадался,  о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о звуках и буквах). Тема нашего урока: Гласные и согласные звуки и буквы!

4. Изучение нового материала:

 Чем отличаются звуки от букв? ( Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем).  Давайте  внимательно рассмотрим ленту букв.

 - Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим? (красным цветом - гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми? (это ъ и ь знак - они не имеют звука)

 -  Что мы знаем о гласных звуках? (гласные поются)

 - Сколько их в русском языке? (6) А сколько  гласных букв?(10)

- Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

 -  Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)

 - Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками).

 - Для чего нужные гласные звуки?

(Гласные звуки нужны для образования слога.  

- А как мы делим слова на письме? (на слоги)

Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!

- Что ты можешь сказать про согласный звук? (они не поются)

- На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)

Физминутка

 «Похлопаем – потопаем!»

СТОЯ. Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный – потопаете ножками.

5. закрепление изученного материала:

Игра - задание «Путаница».

На доске слова: дом, трава, утка, олень, ива, кошка.

Записать слова в два столбика:

1 столбик - начинаются с гласного звука

2 столбик - начинаются с согласного звука

Определить сколько букв, сколько звуков  в слове.

- 2. Игра - задание «Птицы».

На доске рисунки птиц (дятел, синица, сова, воробей, грач, ворона).

-  Узнайте птиц по рисунку. Впишите названия. Поставить красные точки под буквами, обозначающие гласные звуки.

- В какую группу входят эти птицы? (зимующие)

3. Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов-отгадок.

Вот по небу мчится конь –

Из – под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.    (гроза).

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде – нигде меня

Не бывает без огня.         (дым)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.    (мыло).


6.итоги урока:

Закончи фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

У меня хорошо получилось…

Пока плохо получается…

Перед вами яблоня. Нужно выбрать и повесить на яблоню:

Яблоко - всё на уроке было понятно и интересно.

Цветок - есть сомнения и вопросы.

Листик - на уроке было трудно.

7. домашнее задание

8.оценивание