Урок обучения грамоте.
Тема урока
Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.
Задачи: повторить изученные буквы ;развивать умение читать сочетания букв, слоги, слова, предложения; развивать речь. Фонематический слух, внимание, логическое мышление, память; формировать уверенность при выполнении заданий повышенной сложности.
Формирование УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно- следственные связи; самостоятельно давать определение слова; классифицировать буквы.
Пропедевтика: понятие «литературная сказка»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа со звуками и буквами.
Учитель: Послушайте стихотворение.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Назовите звук, который чаще всего слышали.
Дети: Звук [к].
Учитель: С какими же двумя новыми звуками мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: Мы познакомились со звуками [к] и [ к’].
Учитель: Сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в нем слышите звук [к] или [ к’], то вы хлопаете в ладоши.
Мак, , арбуз, дыня, кукуруза, петрушка, арбуз, горох, перец, кабачок, свекла, помидор.
Учитель: Какие это звуки? Докажите.
Дети: Звуки согласные, глухие; [к] – твердый, [ к’] – мягкий.
Учитель: Какой буквой они обозначаются?
Дети: Они обозначаются буквой К
Учитель: Послушайте стихотворение про эту букву:
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буква К на нас глядит.
Учитель: Букву К мы добавили к уже изученным буквам, и сегодня на уроке будем работать со всеми известными нам звуками и буквами. А помогут нам сказочные герои.
К нам в гости пришла мышка (сказка «Теремок») и принесла нам буквы. Давайте назовем их:
Среди них есть лишняя. Помогите нашему сказочному герою найти ее.
Дети: К — согласная, Ы – не бывает заглавной,
Учитель: волк приготовил нам задание. Но так как от лука, мы знаем, щиплет глазки, букву придется узнавать только при помощи рук, с закрытыми глазами.
Игра “Узнай букву на ощупь” В мешочке находятся изученные буквы, дети достают с закрытыми глазами букву и называют ее.
3. Составление и чтение слогов.
Учитель: - Решила Мышка побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)
- Задумалась мышка. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к другу)
Учитель: Давайте вместе с героями сказки составим слоги и прочитаем их.
КА, КО, КУ, КЫ, КИ АК, ОК, УК, ЫК, ИК
4. Беседа по теме “Осень”. Составление и чтение слов.
Учитель: Отгадайте загадку:
Дни стали короче.
Длиннее стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?
Дети: Осенью.
Учитель: Назовите признаки осени.
Дети: Листья краснеют, желтеют; начинается листопад; птицы собираются в стаи и улетают в теплые края; часто идет холодный дождь.
Учитель: Да, действительно, часто идет дождь.
Вот к нам забрело облачко, но оно не совсем обычное. Из него вместо капелек падают буквы. Чтобы дождик закончился, нужно составить слова.
а
и
Дети: Сон, нос, усы, сын, сок, сынок, косы, коса, кино
Дети слова составляют на наборном полотне.
5. Физкультминутка.
6. Загадки. Слого – буквенный анализ слов - отгадок.
Учитель: Три поросёнка из сказки любят собирать и разбирать все, что только им попадется. Они приготовили для вас загадки и просят каждое слово разбить на слоги, назвать ударный слог.
Без языка, без голоса ,
А всё расскажет (книга)
Утка в море,
Хвост на заборе (ковш)
Через море – океан
Плывёт чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту (Кит)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает (крот)
Учитель: Составим схему последнего слова.
Один ученик работает у доски, остальные составляют схему на наборном полотне индивидуально.
Учитель: Ребята, я прочитаю вам текст Л.Яхнина. Кто запомнит больше слов со звуками [к] и [ к’].
Кузнечик ковал на камине. Кабану – клык. Кактусу- колючки. Клесту- клюв. Кочану- кочерыжку. Какаду- колечко. Козлёнку- копытца. Королю корону. Копилке- копейку. Котёнку- когти. Кутёнку- косточку. Колоску- корешок.
7. Работа с учебником.
Откройте учебник на с.50. Прочитайте слова в самом верху.
а) Чтение слов (цепочкой).
б) Чтение предложений (индивидуально + хоровое чтение)
в) Объяснение смысла прочитанных слов.
- Обратите внимание на диалог. Какие предлоги в нём есть? (предлоги «на», «у»)
Какое еще маленькое слово вы видите в тексте? (союз «и»)
Рассмотрите иллюстрации на с.51. Составьте к ним предложения.
-Что делает старушка?
-Где лежит клубок ниток?
-Кто пристроился на краешке кресла рядом со старушкой?
- Что вы видите на второй иллюстрации?( Старушка задремала. Кошка спрыгнула на пол и стала катать клубок с нитками)
- Что удивило старушку?
- Как называется всё то, что мы составили по картинкам?
-Какие предложения вам понравились больше?
Каким вы представляете себе этого котенка?( Озорным, весёлым, энергичным …)
8. Итог урока.
Какие же два звука мы сегодня закрепляли?
Какой буквой они обозначаются?
Герои каких сказок нам сегодня помогали?