СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

4. Развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: картинки: заяц, собака, сова, сосулька, замок (дверной), зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Давайте вспомним известные вам песенки-звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).

- Давайте условимся, если вы услышите звук з - прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение кистью руки), услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те или иные движения. (Произношу  то один, то другой звук, прикрыв губы листком бумаги).

2. Игра «Кто самый внимательный?»

- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:

Слон, зебра, зеленый, синий.

3. Игра «Хлопни или топни».

- Хлопните в ладоши, если услышите звук с, топните ногой, если услышите звук з.

            Сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.

 

  • А теперь выполняют задание только девочки (мальчики контролируют):

    Суровый, заяц, снегирь, зима.

  • А сейчас выполняют задание мальчики:

    Слева, внизу, озорник, сумка.

    4. Загадки.

    - Много бед таят леса,

      Волк, медведь там и лиса.

      Наш зверёк живёт в тревоге,

      От беды уносит ноги.

      Ну-ка, быстро отгадай-ка,

      Как зверёк зовётся?   (зайка)

    - Жил-был маленький щенок.

      Он подрос, однако,

      И теперь он не щенок –

      Взрослая …  (собака).         (Выставляю картинки: зайца и собаку).

    5. Сообщение темы занятия.

    - Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

    Правильно [с - з]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.

    - Что для этого надо сделать? (внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать).

    – Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].

     - Что общего у звуков З-С? – согласные твердые, язык расположен за нижними зубами.

    - В чем разница? (З – звонкий,  С – глухой).

    - Почувствуем звонкость согласного З,  руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

    ([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

    [З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)

    6. Артикуляционная разминка.

    - Произнести на одном дыхании.

    Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.

    Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

    7. Игра «Лишний слог».

    - Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

    Са – са – са – са – за

    Со – со – со – со – зо

    Су – су – су – су – зу

    - Назовите все лишние слоги со звуком З?  (ЗА, ЗО, ЗУ).

    Зы –зы –зы – зы – сы

    Зи -  зи – зи – зи – си

    Зу – зу – зу – зу – су

    - Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).

    8. Физкультминутка.

    Сам, сам самолет (Два хлопка руки в стороны).

    Тут и там самолет (два хлопка руки в стороны).

    Летит самолет близко, далеко (руки к груди, в стороны, вперед).

    Летит самолёт низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).

    9. Игра: “Доскажи словечко”.

    - Слушайте внимательно:

    + Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

       Мчится, что есть духу хвост короче уха.

       Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка).

    + В коридоре топот ног,

       Что зовет нас в класс?..........(звонок)

    + Я сижу едва не плача,

       Очень трудная ……..(задача)

    + Крыша в шапке меховой,

       Белый дым над головой.

       Двор в снегу, белы дома,

       Ночью к нам пришла ………..(зима)

    + Просыпаюсь утром рано

       Вместе с солнышком румяным,

       Заправляю сам кроватку,

       Быстро делаю………(зарядку)

    + Вещунья белобока,

       А зовут ее………….(сорока)

    - Какое слово лишнее и почему? Правильно “сорока”, так как начинается со звука “с”.

    10. Игра « Наоборот» (с мячом).

    За - са                         Суп – зуб                    Коса - коза    

    Сы - зы                      Лиса - Лиза

    СО – зо                      СУ - зу

    Ус – УЗ                      ЗЫ - сы

    МОЛОДЦЫ!

    11. Игра «Повтори за мной».

    Са – са - за

    За – са - за

    Сы – зы - зы

    Сом - зонт – сок

    Зайка-сумка-завод

    Собака-заноза-соль

    Са – са – са – вот летит оса.

    За – за – за – у Зои коза.

    Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.

    Су – су – су – в лесу видели осу.

    Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.

    Зы – зы – зы – у Зои новые тазы.

    Зу-зу- су- - мы видели лису

    Су-зу-су- отвязали мы козу.

    12. Игра «Четвертый лишний».

    Материал: сова, сосулька, замок, собака

    Ребятам предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.

    13.  Физминутка «Раз, два, три».

    Раз – подняться, потянуться.

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть – на место тихо сесть.

    14. Игра «Найди свой замок».

    Помещаю два замка на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенят колокольчики. Дети расселяют картинки в замки: если картинка со звуком З – она будет жить в синем замке, со звуком С – в зеленом.

    (стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра).

    15. Итог занятия.

    - Какие звуки мы сегодня сравнивали?

    – Ребята, вам понравилось занятие?

    - Какое задание вам понравилось больше всего?

    - Что было самым трудным?

     – Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

    НАСТУПИЛ ПРОЩАНЬЯ СРОК,

      ПРОЗВЕНИТ ВОТ-ВОТ ЗВОНОК,

    ГОВОРЮ ВАМ НА ПРОЩАНЬЕ:

      "НЕ СКУЧАЙТЕ, ДО СВИДАНЬЯ!"