Урок - тренинг
Тема : Знать, чтобы жить.
Цель: - 1.Актуализация и пополнение базовых знаний про ВИЧ/СПИД, осмысление связи между употреблением психоактивных веществ и инфицированием ВИЧ.
2. Выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ инфекцией у подростков.
Задачи : Выяснить уровень информированности подростков по проблеме; дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ ; сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией; проверить уровень усвоения информации.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний;
Форма урока : урок – тренинг.
Место урока в учебной теме: поточный.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, самостоятельная.
Педагогические технологии: личностно-ориентированный подход к организации учебно-познавательной деятельности учащихся (в процессе творческого сотрудничества «учитель- ученик» у учащихся формируется критическое мышление, умение анализировать обстоятельства и принимать ответственные решения; здоровьесберегающие образразовательные технологии.
Методы и приёмы.
Методы | Формы | Конкретные приёмы |
1.Информационно-рецептивный: а) словесный. | Диалог, полилог | Рассказ, обьяснение, вопросы-ответы. |
б) наглядный | 1.Мультимедийная презентация призентация. 2.Демонстрация видеоролика. | Обсуждение эпиграфа урока, анализ сюжетов слайдов, обсуждение сюжета видеоролика. |
в) практический | Мини – практикум «Наркотики - мифы и реальность» ( работа с сигнальными карточками) | |
2. Эвристический | Диалог с классом. | Ситуационные задания, выдвижение собственных гипотез. |
3. Метод конкретных ситуаций. | Дидактическая игра «Четыре угла» | Определение своего отношения к проблеме. |
4.Интерактивный. | - Мозговой штурм; - Интерактивная беседа; - Метод проектов; - Метод инцидента. - Открытый микрофон. | Анализ и выделение главного при разборе ситуаций; принятие ответственного решения. |
5. ЗОТ | Тренинговые технологии | 1Рефлексия; 2.Физкультминутка (беседа с мячом); 3.Игра «Энергейзер»; 4.Акция «Красная ленточка». |
Межпредметные связи: математика, литература.
Оборудование и материалы : мел, ватман, маркеры, бумага формата А-4, ручки для каждого участника; компьютер, проектор, видеопрезентация «Наркомания и СПИД – шаг в пропасть», папки с раздаточным материалом (клей, кусочки ткани для ленточек, ножницы, стикеры).
Структура тренинга
I. Вступительная часть
Обратная связь.
Интерактивное приветствие «Бартер».
Принятие правил работы в группе.
II. Основная часть
Теоретический блок:
Презентации.
Мозговой штурм.
Мини-лекции.
Видеоролик.
Интерактивная беседа.
Практический блок
III. Заключительная часть
Процедуры завершения тренинга:
1.Проведение акции «Красная ленточка»
Обратная связь
Релаксация
2. Заключительное слово учителя.
Ход урока.
Не погибни из-за невежества.
I. Вступительная часть.
1. Обратная связь.
Учитель Слава , успех, признание . Наверное каждый из вас прочувствовал, какое это счастье, когда всё удаётся. В такие дни вы ощущаете крылья у себя за спиной. А в теле необычайную лёгкость. Поднимите руки те, у кого были такие ощущения.
2. Интерактивное приветствие «Бартер».
Сейчас , я на свою ладонь кладу свою любовь к вам, понимание, терпение. Вы же на свои ладони положите свои знания, внимательность. А теперь давайте с вами сделаем обмен: я легонечко сдуваю к вам все то, что у меня лежит на ладонях, а вы сдуваете то, что лежит на ваших ладонях. Вот мы с вами сделали бартер, а насколько он успешен - увидим в конце нашего урока.
Сегодня мы проводим урок, тема которого «Знать, чтобы жить». (слайд «Тема урока»). Эпиграф нашего тренинга « Не погибни из-за невежества» (слайд – эпиграф). Эти слова сегодня звучат не случайно.
Как вы думаете, почему к нашему уроку взят именно этот эпиграф?
Ученик. Каждому человеку дан бесценный дар – это жизнь. А самое дорогое, что есть в жизни – это здоровье. Но как не удивительно, некоторые люди очень легкомысленно могут относиться к своему здоровью. Не умеют его беречь и вести здоровый образ жизни. А здоровье, как в народе говорят, за деньги не купишь. И невежественный человек начинает, к сожалению ценить здоровье тогда, когда потерял его.
Учитель. Каждый человек рождается, чтобы жить. Жить творческой, полноценной и обязательно здоровой жизнью. Но в наш мир проникло страшное заболевание – СПИД. Сколько бы о СПИДе не писали и не говорили, почему – то каждый из нас считает, что это заболевание существует где-то. Только не рядом – не в моём посёлке, не в моём городе, не в моей области, не в моей стране, в конце-то концов. Между тем, статистика – вещь упрямая. Сегодня по данным официальной статистики : ВИЧ инфицированных граждан в Украине около 70 тысяч. Абсолютное большинство инфицированных в возрасте от 15 до 30 лет. Это страшные цифры: каждый 100-й житель Украины - ВИЧ инфицирован. По данным ООН, каждый год чума XXI столетия забирает жизни 5 млн. людей. Сегодня на планете 60 млн. инфицированных. Украина на 6 месте в мире по темпам распространения этого заболевания.
Можно утверждать, что СПИД в Украине приобрел характер эпидемии: высокая смертность больных, огромное количество вирусоносителей, которые не знают, что они больны и являются источником заражения. Мы не можем игнорировать проблему ВИЧ и думать, что нас она не коснется.
В школе недавно проводилось анкетирование. Интерактивный опрос учащихся старших классов, беседы с ребятами среднего звена говорят о том, что знания ребят о таких грозных заболеваниях как наркомания и СПИД отрывочные, а иногда и ненаучные.
«Болезнь легче предупредить, чем лечить»- это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о наркомании и вирусе иммунодефицита человека.
Поэтому цель сегодняшнего занятия - рассказать как можно больше о таком коварном заболевании как СПИД.
Что такое СПИД? Каково происхождение вируса иммунодефицита человека? Как можно заразиться этим вирусом и уберечься от него? Что такое наркомания и каковы её страшные последствия? На все эти вопросы вы сможете получить сегодня ответы. Каждый из вас сможет принять активное участие в сегодняшнем тренинге.
Что бы работа наша была успешной, давайте договоримся о правилах работы.
Звучит песня Б.Окуджавы. «Давайте говорить друг другу комплементы».
Принятие правил работы в группе. (Слайд «правила группы»)
ПОМОГАЕТ
Уважать другого
Улыбаться
Говорить по очереди
Быть доброжелательным
Быть активным
МЕШАЕТ
Перебивать
Критиковать
Обижать
Учитель Враг человечества - ВИЧ и СПИД. Часто СПИД называю чумой XXIвека. Но даже эпидемия чумы, хотя и оставила страшные воспоминания в многочисленных исторических хрониках, но она никогда не забирала жизни абсолютно всех, кто был заражен ею. Эпидемии чумы были опустошительны, но всё же оставляли после себя не только мёртвых, но и живых.
Одна из неизменных истин ВИЧ – инфекции состоит в том, что человек узнаёт о своём заболевании раз и навсегда. Юное поколение, которое будет жить в XXI веке, должно избежать этой беды. Итак, разберемся в происхождении этого заболевания.
Немного истории.
Историк – Авторы одной из гипотез считают, что предшественником СПИДа был размножающийся вирус зеленой мартышки, ареал которой охватывает почти всю экваториальную Африку. Недавно ученые обнаружили вирус, близкий по своим свойствам обезьяньему вирусу, но способный заражать людей. Из этого мы можем выстроить следующую гипотезу - обезьяний вирус мог попасть в организм человека, претерпеть там ряд мутаций, в результате чего возник новый неизвестный вирус, а затем и ВИЧ.
Следующую гипотезу выдвинул некий немецкий профессор: суть ее в том, что ВИЧ является биологическим оружием, созданным искусственным путем в военно-исследовательских лабораториях. Это, вещество как будто бы проверялось в 1977 году на заключенных-уголовниках, которые после своего освобождения наводнили Нью-Йорк, где и появились первые случаи заболевания СПИДом.
Учитель. Из всего сказанного следует, что единой гипотезы о происхождении ВИЧ не существует. И не столько способность самого вируса, сколько образ жизни людей объясняет его победное шествие по Земле.
Слайд (« Расшифровка ВИЧ/СПИД)
Хотя понятия ВИЧ/СПИД пишутся рядом, их значения принципиально различаются.
Вспомните, как расшифровываются эти абревиатуры?
Мозговая атака
Дети . ВИЧ – это возбудитель заболевания - ВИЧ инфекцией.
В – Вирус.
Вирус – микроорганизм, который можно увидеть только при помощи электронного микроскопа.
И – «Иммунодефицит»
Иммунодефицит – неспособность иммунной системы защитить организм от инфекций и злокачественных опухолей.
Ч – человек.
Человек - организм, в котором размножается вирус.
СПИД – это последняя стадия заболевания ВИЧ – инфекцией.
Синдром – потому что у человека возникает много различных симптомов и заболеваний.
Приобретённый – потому что вирусом человек заражается от кого- то, кто уже имеет этот вирус, причиняющий болезнь – СПИД.
Иммунного – потому поражается иммунная система организма человека, которая защищает человека от всех болезнетворных организмов.
Дефицит – потому что иммунная система не способна бороться с инфекциями и злокачественными опухолями.
Учитель СПИД и ВИЧ – это одно и тоже ?
Дети - НЕТ.
ВИЧ – это вирус, который угнетает иммунную систему, а СПИД – это последняя стадия заболевания ВИЧ – инфекцией, это комплекс заболеваний, которые возникают на фоне ослабленного иммунитета.
Учитель. В чем коварство СПИДа?
Ученик /врач иммунолог/
Носители ВИЧ в течение длительного времени могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми. Хотя сразу после инфицирования наблюдаются симптомы, которые напоминают острое респираторное заболевание или простуду. Потом наступает скрытый период, когда болезнь себя не проявляет. Этот период может длиться годами. Всё это время ВИЧ инфицированный человек чувствует себя хорошо, не подозревая, что у него ВИЧ – инфекция и может заражать других. Идут года, и человек в конце –концов заболевает СПИДом, это через некоторое время приводит к смерти. Очень часто, главной причиной смерти является не СПИД, а другие инфекции, которыми ослаблен иммунитет больного ВИЧ.
Ученый - статистик.
Ситуация с эпидемией СПИДа в Украине также неординарна. Было время, когда казалось, что она обходит нашу страну стороной. И правда, первые случаи ВИЧ – инфекции среди граждан Украины были зарегистрированы в 1987 году. На протяжении следующих 7 лет наблюдается медленное распространение этого заболевания, в среднем 15-30 новых случаев каждый год. В 1995 году ситуация резко ухудшилась , распространение вируса в среде наркоманов означало новый этап в развитии эпидемии СПИДа. Наиболее инфицированы ВИЧ – инфекцией такие области: Днепропетровская, Одесская, Николаевская, Донецкая, где численность больных исчисляется несколькими тысячами, из городов – Киев (слайд «Карта Украины»).
Учитель. Неутешительные статистические данные. Они свидетельствуют о том, что проблема СПИДа в Украине достигла угрожающих масштабов. Во всем мире десятки лабораторий проводят исследовательскую работу по изучению вируса, который вызывает СПИД, разрабатывают методы борьбы с ним. Однако встаёт вопрос: может ли простой обычный человек сделать свой вклад в решение этой проблемы?
Дети. Да. Если человек будет достаточно информирован о природе этого заболевания, о путях его распространения. Знать о том, как передается вирус иммунодефицита от одного человека другому.
Учитель. Как можно заразиться ВИЧ?
Ученик представляет презентацию о путях передачи ВИЧ и его профилактике.
ВИЧ передаётся (переливание крови, иньекции, половой контакт… (слайд)).
Учитель. Есть ли лекарство против СПИДа?
Дети Медицине пока что похвастаться нечем. ВИЧ настолько изменчив, что стоит только создать препарат, который целенаправленно уничтожает конкретный тип вируса, как он быстро видоизменяется, избегая удара лекарств.
Ученик (дополняет) в мире известно около 100 препаратов антивирусной терапии. Но не всем они доступны, так как слишком высока цена на них. Есть препараты, которые нужно употреблять всю жизнь, а лечение обходится до 15-20 тысяч в год.
Учитель Можно ли вылечить эту болезнь сегодня?
Дети – нет!
Учитель. Для преодоления эпидемии ВИЧ/СПИДа важно обьединить усилия не только нашего государства , но и всех государств в мире.
Недавно в интернете появилось сенсационное сообщение. Французские ученые заявили о том, что им удалось преобразовать ВИЧ в … вирус – исцелитель. Его «очистили от генов инфекции», а вместо них, «прикрепили» гены-лекарства. Эксперимент расчитан на два года. Если он окажется успешным, то его измененный ВИЧ начнет исцелять людей.
Давайте вспомним математику (Расчеты на доске).
Допустим, что в этом году, будет найдено лекарство против СПИДа, спасет ли это инфицированных?
2013 г. - 15 лет+2 года = 2030 год.
15 лет - по международным стандартам нужно 15 лет на апробирование лекарственного средства.
2 года – для производства, реализации и доставки.
Даже если допустить, что ученые понимая смертельную опасность для всего человечества сократят время на апробирование лекарства до 10 лет то все равно получим: 2013: 10+2 = 2025 год.
Общеизвестно, что ВИЧ позитивные живут до 10 лет, те зараженные в 2012 году могут дожить до 2022 года. Понятно, что те, кто заразятся в ближайшие годы еще не застанут этих лекарств. Вы сами видите, что победить эпидемию можно тогда, когда каждый сам будет отвечать за собственную жизнь и здоровье.
Поэтому для вашего поколения выход один - профилактика.
А сейчас вы увидите страшные кадры. Их приготовил ваш ученик, он не смог быть равнодушным к этой общечеловеческой проблеме. Давайте внимательно посмотрим эти кадры и предоставим слово автору сюжета.
Просмотр видеоролика «Наркоман – это мертвец».
Ученик СПИД - его называют синдром смерти, страшная болезнь. Сколько жизней она уже забрала и на миллионы жизней замахнулась. Сколько горя принесла. Поэтому ми должны знать о способах передачи ВИЧ. Самый распространенный – наркомания. В нашем возрасте легко попасть под влияние дурной компании и сломать себе всю жизнь. Может быть, этот сюжет станет предостережением. Я хочу, чтобы перед тем, как поддаться искушению или поступать необдуманно, вы вспомнили это видеоролик, и осознали, что может произойти. Вспомнили, что жизнь прекрасна и подумали, хотите ли потерять её таким страшным способом?
Лично я не хочу погибнуть молодым! СПИД не для меня, это выбор не мой!
Я – за здоровый образ жизни, за жизнь без СПИД ! А вы?
Упражнение «Энергейзер»
Интерактивное обсуждение ( используется мяч.)
Учитель. Кто больше всего рискует инфицироваться ВИЧ?
Дети. Наркоманы.
Учитель. Почему у человека, использующего наркотик, есть все шансы стать ВИЧ - инфицированным?
Дети . Самым опасным является иньекционное употребление наркотиков, очень опасно вводить наркотик с помощью шприца , особенно , если использовались многоразовые иголки ( так как мы знаем , что ВИЧ передаётся через кровь). Практически все наркоманы по той же причине болеют ещё и гепатитом В и С. Эти заболевания практически не излечиваются и приводят к смерти наркомана.
Учитель. Почему члены семьи наркомана имеют повышенный риск заболеть СПИДом?
Дети. Потому, что если в семье есть наркоман, можно заразиться ВИЧ через другие предметы, на которых есть остатки крови. Маленькие дети могут заразиться, играя использованными иголками и шприцами.
Учитель. Как обьяснить тот факт, что 80-90% больных СПИДом являются наркоманами?
Дети. Совместное введение наркотиков - основной путь распространения ВИЧ – инфекции в Украине. Наркоманы, которые используют один и тот же шприц для введения наркотиков, неминуемо заражают друг друга этой страшной болезнью.
Учитель. Может ли заболеть СПИДом тот, кто пробовал наркотик единственный раз ради любопытства?
Дети. Да, может, если человек повторно использует шприц или иголку для введения наркотика.
Учитель. Можно ли считать одну пробу наркотика «простительной»: ведь при единственной пробе человек может и не заболеть?
Дети. Люди часто не осознают угрозы, которая связана с употреблением наркотиков, не задумываются о последствиях. Наркотик – это шаг в пропасть ( слайды ). Как вы думаете, опасно это или нет? Сначала ты летишь, а потом разбиваешься. Первая проба наркотика – начало такого полета, но в конце всегда будет падение. Я хочу всем сказать – наркотик – это тот же ВИЧ – ЭТО БОЛЬ И КРОВЬ.
Учитель. Итак, мы свами сделаем вывод : СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.
Учитель. А сейчас – итерактивное упражнение, которое поможет закрепить полученные знания.
Мини-практикум «Мифы и факты о наркотиках».
Цель: развенчать мифы о причинах употребления наркотиков.
Раздать каждому ученику сигнальные карточки (красные и зелёные кружочки).
Учитель зачитывает утверждение, а учащиеся поднимают карточку. Если согласны - зелёную; не согласны – красную.
Спросить сначала тех, кто поднял зелёную каточку, почему они считают это утверждение правильным.
Предоставить слово тем, кто имеет другую точку зрения.
Подвести итоги.
Учитель. В подростковой среде бытуют следующие суждения о наркомании. Согласны ли вы с этими суждениями. Выразите свою точку зрения.
(мнение учащихся класса: даже если они и были талантливыми, то очень недолго)
Наркотик делает человека свободным.
(мнение учащихся класса: да, наркоманы свободны… абсолютно от всех радостей жизни)
(мнение учащихся класса: отказаться можно, но только один раз – самый первый)
(мнение учащихся класса: чаше всего избавляют от самой жизни)
(мнение учащихся класса: вряд ли они могут решить какую-то жизненную проблему. Ведь наркоманы не живут, а просто существуют. Поэтому и жизненных проблем у них просто нет)
Учитель. На наших уроках вы уже слышали, что наркотики бывают лёгкие и тяжелые. Но между рогаткой и револьвером тоже большая разница, но убить при желании можно и из того и из другого – главное хорошо прицелиться.
Наркотик же убивает без промаха!
Ученица
С наркотой беспощадная будет борьба!
Дурные привычки нужно гнать от себя!
Привычки полезные – друзья человека!
С ними можно прожить хоть два -века!
Упражнение «Конфетка».
Учитель раздаёт ребятам конфетки. Но не всем.
Вопросы:
Как чувствует себя ученик, которому не дали конфетку?
Дети не получившие конфет, рассказывают о своих ощущениях.
Учитель. Я хочу открыть еще одну страничку нашего урока и обсудить вопрос об отношении к ВИЧ – инфицированным.
Давайте помнить о таком пути заражения ВИЧ – от матери к ребенку. Страшно, больно, горько, когда мать, которая своим инстинктом, призвана защищать, сама становится причиной смертельной угрозы своего ребёнка.
Ученик. О СПИДе сложилось мнение, что это болезнь тех, кто употребляет иньекционные наркотики, или ведет распущенный образ жизни. Поэтому, когда узнают, что кто- то ВИЧ инфицирован, к нему начинают относиться враждебно.
Но такое отношение не имеет реальных оснований. Ведь часть людей, особенно в начале распространения эпидемии, были заражены во время переливания инфицированной крови или в больнице. Дети инфицируются в основном, еще до своего рождения. Некоторые люди считают, что людей с ВИЧ надо изолировать, как например, больных дизентерией. Но, мы сегодня говорили, что ВИЧ это инфекция, пути распространения которой ограничены, и поэтому нет необходимости изолировать больных. Изоляция такого количества людей была бы жестокой, а главное бессмысленной. Если люди переложат ответственность о своей безопасности на государство, а сами будут безответственны, то они сильно рискуют. Надо понимать, что опасна ВИЧ инфекция, а не ВИЧ инфицированный.
Учитель. Мир, в котором около 40 млн. людей живут с ВИЧ, не может отгородиться от них. Но мы сталкиваемся с тем, что сегодня дискриминация ВИЧ позитивных есть распространенное явление. Она имеет разные формы: от требований изолировать их от всего общества, до увольнения с работы, непринятия в школу, угроз в их адрес. Дискриминация способствует распространению эпидемии. Это унизительные явления убивает ВИЧ - позитивных людей в прямом значении этого слова. Ведь их здоровье зависит от состояния иммунной системы, а унизительное отношение лишь убивает человеческое достоинство и ослабляет и без того пораженный вирусом иммунитет. Это научный факт.
Наш народ привык переносить физические трудности, но боль измученной души переносить намного тяжелее. Больно, когда не откликаются на твой зов, когда захлёстывает волна непонимания. «Берегите в себе всё человеческое» - может быть эти слова должны стать главным лозунгом нашего времени?
Учитель. Почему одни люди дискриминируют других?
Дети
- Они бояться заразиться;
- Им не хватает достоверной информации
- Берут пример с других.
Учитель. Итак, главная причина это страх.
Учитель Что делать, если СПИДом заболел твой друг?
Игра «Четыре угла».
Четыре варианта ответов на вопрос соответствуют четырем углам в помещении.
В школе появился новый ученик Дмитрий. Вскоре пронёсся слух о том, что у Дмитрия – ВИЧ. Дима - очень хороший и я с ним дружу.
Учитель. Как вы поступите?
Будите избегать встреч с парнем.
Расскажите об этом учащимся в других школах.
Продолжите дружить и общаться с Димой.
Открытый угол для других мнений.
Ученик. Если мой друг заболел СПИДом… Страшно даже подумать об этом. Хочу, что бы мой друг был здоровый. Надеюсь на это. Я не хотел бы, чтобы это не приснилось мне даже в страшном сне. Но если даже это случилось? Виноват ли он? Может он оступился, потому что был беззаботным и многого не знал об этом заболевании. И что же теперь я должен от него шарахаться? Бояться?
Что бы я сделал?
Не знаю. Но я думаю, что сумел бы все- таки поддержать своего друга, вселить ему веру в то, что он сможет сделать немало хороших дел; вселить в него веру в бессмертие души. Может быть, моя поддержка будет той самой соломинкой, которая поможет ему. Я не отвернулся бы от него.
Учитель. Это очень хорошо, что правильная и достоверная информация о ВИЧ полученная на сегодняшнем уроке позволит избавиться от ошибочных стереотипов и страхов, которые осложняют жизнь всем, независимо от их ВИЧ статуса.
Упражнение «Сердце друга».
На доске прикреплённое сердце белого цвета. Детям раздаются красные сердечки, на которых они записывают то, что они могут сделать для ВИЧ –позитивного друга и прикрепляют к белому сердцу).
Завершение тренинга
Акция «Красная ленточка»
Учитель ( на фоне метронома).
В знак поддержки всех тех, кто живёт с ВИЧ и как память о тех, кто умер от СПИДа, мы проводим акцию «Красная ленточка».
Учащиеся зажигают свечи и ставят их на плакат «Красная ленточка».
Дети становятся в круг и по очереди говорят:
СПИД… От него умирает каждый заразившийся человек.
СПИД не является болезнью одной страны. Это беда всей планеты.
СПИД представляет большую опасность для всех.
Нет ни лекарств, ни вакцины против СПИДа.
Помни, ты не можешь заразиться СПИДом, находясь рядом с тем, кто инфицирован.
Ты можешь спокойно давать ему свои книги и тетради, купаться с ним в одном пруду.
Не надо бояться детей, которых настиг вирус СПИДа.
Они нуждаются в милосердии и гуманном отношении.
Помнить об этом необходимо не только в канун Международного дня борьбы со СПИДом- 1 декабря, но и каждый день.
Ученик. Красная ленточка, прикрепленная булавкой к одежде это международный символ борьбы со СПИДом. Чем больше людей прикрепляют Красную ленточку, тем слышнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме СПИДа и к нуждам миллионов людей в мире, затронутых эпидемией.
Учитель. Сегодняшний урок – предостережение. Будьте бдительными, разборчивыми. Помните о последствиях. Помните о тех, кто будут вашими наследниками, о тех, кто будет продолжать человеческий род.
Задание на дом. Написать сочинение «Что могут сделать школьники, чтобы спасти мир от чумы XXI века».
Звучит песня Ф. Меркури.