СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Развитие творческой познавательной активности учащихся через проектную и исследовательскую деятельность»
Прокопенко Л.Г. 2015 г
Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста - одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
В своё время Л.Н. Толстой ставил целью школы воспитание творческой, нравственной личности. “Если ученик в школе, - указывал он, - не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”. Система образования должна содействовать гармонии развития учащегося. В соответствии с темой и целью исследования поставлены следующие задачи:
- формировать умение обозначать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезы, находить поиск решения;
- способствовать формированию умений и навыков исследовательского поиска, способность отстаивания точки зрения.
- апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности. Исследование как метод обучения может и должно быть на каждом уроке.
Современный урок должен рассматриваться с позиции проблемного обучения. Данная технология способствует формированию исследовательских умений: обозначать проблему, пути её решения, работать с информационными источниками, развивать способность учащихся задавать вопросы, наблюдать, сравнивать, описывать результаты наблюдений.
С первого класса использую различные игры, задания, наблюдения, сравнения, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность учащихся. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблему:
1) продолжить неоконченный рассказ; 2) назвать как можно больше признаков предмета (предмет демонстрируется);
3) если бы ты стал листочком дерева, о чём бы рассказал? (осенние сезонные изменения в природе)
4) О чём бы ты рассказал Доктору Айболиту, если бы встретил его? (урок окружающего мира “Если хочешь быть здоров”).
5) По заголовку, по иллюстрации предположить о ком, о чём расскажет этот текст.
6) Развивать умение выдвигать гипотезу (“предположим, что.”, “возможно.”).
7) Найди правила, по которым записаны числа (Математика. “Странички для любознательных”).
8) Что случилось с прямоугольником?
“Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятия о предмете”, - это слова Л. Выготского. Благоприятный материал для создания краткосрочных проектов-исследований дают темы курса “Окружающий мир” автора А.А. Плешакова. Тема каждого урока ставит перед учащимися вопрос: “Что это за листья?”, “Что такое хвоинки?”, “Что общего у разных растений?”, “Откуда в наш дом приходит электричество?”, “Что умеет компьютер?” Каждый ребёнок – это маленький исследователь. Он с этим родился. И очень важно: разовьём мы в нём исследовательское поведение или, наоборот, позволим ему почувствовать неуверенность в себе. Важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить программу основной и старшей школы.
В первом классе начала работу с карточек, которые помогут ребёнку в изучении, в сборе материала по данному объекту.
На карточках, которые предложила ученикам, были разные картинки: цветы, домашние и дикие животные, природные явления: радуга, дождь и т.д. Здесь же прилагается план наблюдения и изучения:
1. Подумать;
2. Спросить у другого человека;
3. Получить информацию из книг;
4. Понаблюдать;
5. Посмотреть по телевизору;
6. Провести эксперимент (если возможно)
При изучении в первом классе темы: “Что мы знаем о нашей стране и своём селе?” ставлю вопросы: - Как называется село, в котором мы живём?– А вы знаете, почему наше село носит такое имя? Вам интересно об этом узнать? Далее идёт процесс погружения в краткосрочный проект и организация деятельности учащихся: спросить ответ у родителей (бабушек, дедушек), обратиться за подсказкой в библиотеку и т.д. Рамки интереса расширились: дети узнали о первых поселенцах, с любопытством рассматривали фотографию одного из первых домов нашего села, старинные предметы быта (ЦД)
Изучая тему “Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?”, учащиеся первого класса познакомились с отрицательным персонажем Злючкой-Грязючкой, которая загрязняет воду. Перед детьми поставлен проблемный вопрос: - Подумайте, как можно защитить воду от Злючки-Грязючки? Дети написали мини-сочинения, в которых изложили своё видение проблемы и предложили пути её решения. В ходе работы по активизации исследовательской активности необходимо принимать любую идею ученика. Не отрицать, но поддержать, чтобы не убить в нём желание узнавать (находить) новое. Предоставить возможность каждому ребёнку высказать своё мнение. Необходимо уметь слушать своих учеников, уважать их мнение.
С ребятами учились проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами, их свойствами. Изучая тему в первом классе “Лёд и снег”, рассматривали, сравнивали, а затем решали проблему: как снег превращается в лёд. (Домашний опыт)
Во втором классе мои учащиеся создавали совместный проект-мультфильм по произведению А. Курляндского “Ну, погоди!”, совместные альбомы рисунков-иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина, к басням И.А. Крылова, по рассказам В.А. Осеевой. В результате совместной групповой деятельности учащиеся получили новые знания и создали новый продукт совместного труда. Считаю, что именно проектный метод, - это один из способов реализации детских знаний наглядным способом.
Неоспоримыми достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности. Метод проекта способствовал развитию познавательной активности моих учащихся, творческого мышления, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
Тема “Как живут растения?” интересовала многих детей класса. Учащиеся готовили свои сообщения о любимых комнатных растениях, подбирали загадки, рисовали. Провели долгосрочный проект-исследование “Тайна комнатных растений” в 3 классе, длился он три месяца. Долгосрочный проект-исследование выполнили с четвероклассницей Кокшаровой Светланой «Давайте говорить правильно».
Изучая тему на уроке окружающего мира “Моя семья” рассказала детям о родословной, как составляется древо семьи, рода. Мои ученики заинтересовались этой темой, подключились родители.
При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
- интерес к теме у детей должен выстраиваться с учётом их возрастных особенностей и житейского опыта;
- проектная деятельность ребёнка, как и любая другая творческая работа, должна быть построена только на его личной заинтересованности:
- сотрудничество учителя и учащихся, взаимопонимание;
- не следует планировать сложные долгосрочные проекты;
Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Убедилась в том, что это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности ребёнка. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Результатом является творческая активность учащихся, инициативность, умение работать в коллективе, в группах сменного состава. Это оказывает положительное влияние на формирование благоприятного микроклимата классного коллектива. Ребята моего класса участвуют во всех школьных мероприятиях: ярмарках, конкурсах рисунков, стихов, спортивных состязаниях, выходят на районные, областные, российские конкурсы.
Выполняя проектно-исследовательские работы, учащиеся приобретают навыки различных видов деятельности. Работают со словарями, энциклопедиями, интернетом. Развивается коммуникативная деятельность: ребята учатся спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать. Выполняют групповые виды работы. Данная форма работы позволяет каждому ученику проявить себя, пережить ситуацию успеха. Это очень важно особенно для детей, неуверенных в себе.
Индивидуальные исследовательские работы и проекты
Кокшарова Светлана |
«Баба Яга: какая она?» |
2 место |
Тищенко Юлия |
«Чипсы: есть или не есть?» |
1 место |
Кокшарова Светлана |
«Игры нашего двора» |
1 место |
Урванцев Владислав |
«Как провести день рождения» |
2 место |
Кокшарова Светлана |
«Давайте говорить правильно» |
1 место |
Кокшарова Светлана Тищенко Юлия «Дружба это не работа» |
«Дружба это не работа» |
2 место |
© 2015, Прокопенко Лариса Геннадьевна 1293