СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой познавательной активности учащихся через проектную и исследовательскую деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие творческой познавательной активности учащихся через проектную и исследовательскую деятельность»

Прокопенко Л.Г. 2015 г

Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста - одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

В своё время Л.Н. Толстой ставил целью школы воспитание творческой, нравственной личности. “Если ученик в школе, - указывал он, - не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”. Система образования должна содействовать гармонии развития учащегося. В соответствии с темой и целью исследования поставлены следующие задачи:

- формировать умение обозначать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезы, находить поиск решения;

- способствовать формированию умений и навыков исследовательского поиска, способность отстаивания точки зрения.

- апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности. Исследование как метод обучения может и должно быть на каждом уроке.

Современный урок должен рассматриваться с позиции проблемного обучения. Данная технология способствует формированию исследовательских умений: обозначать проблему, пути её решения, работать с информационными источниками, развивать способность учащихся задавать вопросы, наблюдать, сравнивать, описывать результаты наблюдений.

С первого класса использую различные игры, задания, наблюдения, сравнения, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность учащихся. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблему:

1) продолжить неоконченный рассказ; 2) назвать как можно больше признаков предмета (предмет демонстрируется);

3) если бы ты стал листочком дерева, о чём бы рассказал? (осенние сезонные изменения в природе)

4) О чём бы ты рассказал Доктору Айболиту, если бы встретил его? (урок окружающего мира “Если хочешь быть здоров”).

5) По заголовку, по иллюстрации предположить о ком, о чём расскажет этот текст.

6) Развивать умение выдвигать гипотезу (“предположим, что.”, “возможно.”).

7) Найди правила, по которым записаны числа (Математика. “Странички для любознательных”).

8) Что случилось с прямоугольником?

“Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятия о предмете”, - это слова Л. Выготского. Благоприятный материал для создания краткосрочных проектов-исследований дают темы курса “Окружающий мир” автора А.А. Плешакова. Тема каждого урока ставит перед учащимися вопрос: “Что это за листья?”, “Что такое хвоинки?”, “Что общего у разных растений?”, “Откуда в наш дом приходит электричество?”, “Что умеет компьютер?” Каждый ребёнок – это маленький исследователь. Он с этим родился. И очень важно: разовьём мы в нём исследовательское поведение или, наоборот, позволим ему почувствовать неуверенность в себе. Важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить программу основной и старшей школы.

В первом классе начала работу с карточек, которые помогут ребёнку в изучении, в сборе материала по данному объекту.

На карточках, которые предложила ученикам, были разные картинки: цветы, домашние и дикие животные, природные явления: радуга, дождь и т.д. Здесь же прилагается план наблюдения и изучения:

1. Подумать;

2. Спросить у другого человека;

3. Получить информацию из книг;

4. Понаблюдать;

5. Посмотреть по телевизору;

6. Провести эксперимент (если возможно)

При изучении в первом классе темы: “Что мы знаем о нашей стране и своём селе?” ставлю вопросы: - Как называется село, в котором мы живём?– А вы знаете, почему наше село носит такое имя? Вам интересно об этом узнать? Далее идёт процесс погружения в краткосрочный проект и организация деятельности учащихся: спросить ответ у родителей (бабушек, дедушек), обратиться за подсказкой в библиотеку и т.д. Рамки интереса расширились: дети узнали о первых поселенцах, с любопытством рассматривали фотографию одного из первых домов нашего села, старинные предметы быта (ЦД)

Изучая тему “Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?”, учащиеся первого класса познакомились с отрицательным персонажем Злючкой-Грязючкой, которая загрязняет воду. Перед детьми поставлен проблемный вопрос: - Подумайте, как можно защитить воду от Злючки-Грязючки? Дети написали мини-сочинения, в которых изложили своё видение проблемы и предложили пути её решения. В ходе работы по активизации исследовательской активности необходимо принимать любую идею ученика. Не отрицать, но поддержать, чтобы не убить в нём желание узнавать (находить) новое. Предоставить возможность каждому ребёнку высказать своё мнение. Необходимо уметь слушать своих учеников, уважать их мнение.

С ребятами учились проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами, их свойствами. Изучая тему в первом классе “Лёд и снег”, рассматривали, сравнивали, а затем решали проблему: как снег превращается в лёд. (Домашний опыт)

Во втором классе мои учащиеся создавали совместный проект-мультфильм по произведению А. Курляндского “Ну, погоди!”, совместные альбомы рисунков-иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина, к басням И.А. Крылова, по рассказам В.А. Осеевой. В результате совместной групповой деятельности учащиеся получили новые знания и создали новый продукт совместного труда. Считаю, что именно проектный метод, - это один из способов реализации детских знаний наглядным способом.

Неоспоримыми достоинствами проектного метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности. Метод проекта способствовал развитию познавательной активности моих учащихся, творческого мышления, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.

Тема “Как живут растения?” интересовала многих детей класса. Учащиеся готовили свои сообщения о любимых комнатных растениях, подбирали загадки, рисовали. Провели долгосрочный проект-исследование “Тайна комнатных растений” в 3 классе, длился он три месяца. Долгосрочный проект-исследование выполнили с четвероклассницей Кокшаровой Светланой «Давайте говорить правильно».

Изучая тему на уроке окружающего мира “Моя семья” рассказала детям о родословной, как составляется древо семьи, рода. Мои ученики заинтересовались этой темой, подключились родители.

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

- интерес к теме у детей должен выстраиваться с учётом их возрастных особенностей и житейского опыта;

- проектная деятельность ребёнка, как и любая другая творческая работа, должна быть построена только на его личной заинтересованности:

- сотрудничество учителя и учащихся, взаимопонимание;

- не следует планировать сложные долгосрочные проекты;

Исследовательская практика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Убедилась в том, что это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности ребёнка. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Результатом является творческая активность учащихся, инициативность, умение работать в коллективе, в группах сменного состава. Это оказывает положительное влияние на формирование благоприятного микроклимата классного коллектива. Ребята моего класса участвуют во всех школьных мероприятиях: ярмарках, конкурсах рисунков, стихов, спортивных состязаниях, выходят на районные, областные, российские конкурсы.

Выполняя проектно-исследовательские работы, учащиеся приобретают навыки различных видов деятельности. Работают со словарями, энциклопедиями, интернетом. Развивается коммуникативная деятельность: ребята учатся спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать. Выполняют групповые виды работы. Данная форма работы позволяет каждому ученику проявить себя, пережить ситуацию успеха. Это очень важно особенно для детей, неуверенных в себе.

Индивидуальные исследовательские работы и проекты

Кокшарова Светлана

«Баба Яга: какая она?»

2 место

Тищенко Юлия

«Чипсы: есть или не есть?»

1 место

Кокшарова Светлана

«Игры нашего двора»

1 место

Урванцев Владислав

«Как провести день рождения»

2 место

Кокшарова Светлана

«Давайте говорить правильно»

1 место

Кокшарова Светлана

Тищенко Юлия «Дружба это не работа»

«Дружба это не работа»

2 место

23.09.2015 02:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!