СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ СОШ № 1
Учителя, учителя...
Профессий нет добрей!
Стоите твердо у руля,
Открыв ребенку дверь.
В. Златин
Я росла на Востоке, где отношение к учителю – усто – трепетное и в высшей степени уважительное. Где имена лучших из них запечатлены на древних памятниках. Где их знает в лицо чуть ли не каждый житель города. Где это звание действительно носят с гордостью.
Я росла в то время, когда авторитет учителя был непререкаем. Когда слово его было законом… Когда люди, будучи уже взрослыми, навещали своих наставников всю свою жизнь. И провожали в последний путь в искреннем горе.
Быть учителем… Кто в детстве не мечтал стать этим богоподобным существом, которое все знает и умеет, которое подскажет, поможет, уладит, утешит. Это потом будут водители и спортсмены, юристы и актеры. А сначала мечты о будущем определяет он – первый учитель.
Неужели я смогу когда-нибудь стать таким учителем?..
Учитель – это профессия? Вряд ли… Этому невозможно научить, это невозможно понять - только почувствовать! Учительство – это дар, который дается не каждому, и даже те, у кого он есть, не сразу осознают это благо.
Много позже становится понятно, насколько этот труд может быть сложным, тяжелым морально и физически, неблагодарным и даже бесполезным.
В педагогику я пришла поздно, хотя еще в детстве с удовольствием играла «в школу». Учила Мишку читать, а куклу Танечку писать буквы. В эти моменты я ощущала себя феей, ведь я знала тайну, которой могла поделиться.
Мне, совсем еще маленькой девочке, довелось попасть в класс к выдающемуся (другие определения не могут выразить глубины моей благодарности) педагогу – Ермолаевой Людмиле Александровне. Это Учитель с большой буквы. Я, конечно же, понимаю, что большинство первоклассников души не чают в своей первой учительнице. Но Людмила Александровна особенная – в ней было всё, что так необходимо человеку, первому открывшему дверь в страну знаний: поистине волшебные чуткость и понимание. Я не могу вспомнить, чтобы она хоть раз повысила голос, чтобы допустила ссору. Людмила Александровна понимала с полувзгляда и всегда находила слова поддержки. Именно благодаря ей я знала, что все смогу! Я бегала к ней каждую перемену, даже учась в старших классах. Мне было достаточно ее взгляда, который действовал на меня как подзарядка.
Настоящих учителей на моем пути было много. И среди них та, которая определила мои нынешние ориентиры – Фая Асхатовна Гарифуллина, учитель русского языка и литературы. Море ее обаяния окутывало нас, затягивало и не отпускало. Самый сложный материал она преподносила виртуозно, будто раскрывала тайну, которую нам тоже следовало хранить. И мы слушали, открыв рот, а потом еще обсуждали. И читали, читали запоем! Уже сейчас, став учителем, я использую ее приемы, а если возникает сложная для меня ситуация, я вспоминаю свою Фаю Асхатовну, и выход сразу находится. Я безгранично ей благодарна за Пушкина, Блока, Цветаеву, за ее любовь к своему делу, за ее преданность детям, за мой путь!
Открою вам свой секрет: я стала студенткой филологического факультета, потому что только русский язык и литература меня не пугали, а наоборот, притягивали.
В университете мне тоже повезло с потрясающими педагогами. Это были фанаты своего дела – Ким Светлана Федоровна, Абдуллаева Альбина Суратовна, Лагутов Валерий Борисович. Каждый из них внес свою лепту в мою «учительскую будущность». Светлана Федоровна научила не сдаваться, Альбина Суратовна – доброте и обязательном уважении к своим ученикам, Валерий Борисович – мудрости и желанию искать, лучший материал, искать лучший методический ход, искать новое даже в известном.
А потом была практика в школе, где я повстречала еще одного профессионала – Любуцкую Людмилу Алексеевну. Она-то и предсказала мою судьбу: «Ничего, пройдет время, и ты придешь к нам, и мы с тобой будем по одну сторону баррикад!» И как же она была права!
После окончания магистратуры наши с филологией пути разошлись - я ушла в журналистику. Начинала с игровых, развлекательных газет, а спустя время я уже писала авторские материалы, вела колонку и, конечно же, редактировала тексты. Но желание преподавать оставалось - я частенько делала уроки с соседскими ребятишками, писала сочинения крестнику, расставляла запятые восьмикласснику-страдальцу, который никак не мог разобраться в деепричастных оборотах.
Затем наступил период, когда мне казалось, что я все забыла, не помню, не знаю, не умею… Но в школу я все же пришла, и снова нас встретила доброжелательная и энергичная улыбка первой учительницы, но теперь уже не моей, а дочери. Как же это заразно, по-хорошему заразно. Как это притягивает и дарит состояние полета.
И вот я - учитель! В меня поверили и сразу дали класс! Озорной, непоседливый и нуждающийся в «мамке» (цитата завуча, которая вела меня к ним знакомиться) класс. Совсем неожиданно я оказалась у доски, перепачкана мелом, диктую ребятам, они пишут, склонив головки, иногда ловлю их горящий взгляд, в котором сверкают смешинки. А когда у них случается «беда», они бегут, спотыкаясь, ко мне за помощью, поддержкой и бесконечной уверенностью, что сейчас мы «разгоним тучи и все сразу наладится». В этот момент я понимаю, что совсем не важно, умеют ли они склонять числительные, отличают ли первое спряжение от второго, ведь школьные годы пролетят очень быстро, а вот человеческие качества, которые я успею вложить в них за это время, останутся с ними навсегда. И тогда уже они будут воспитывать своих детей, возможно, поминая и меня добрым словом. Не так просто передать свои знания и умения. Вы лучше, чем кто-либо, знаете это. Это настоящее искусство – уметь захватить внимание класса, воодушевить его, заставить думать. К этому должна лежать душа, потому что дети – индикаторы, они чувствуют, когда ты фальшивишь и лукавишь. Моя главная задача – научить их дружить, ведь дружба, которая завязалась в школьные годы, самая крепкая!
Это огромная ответственность, когда ты роняешь зерна истины и добра в души детей. Какими они станут в дальнейшем? Как пойдут по жизни и куда? Именно результаты работы учителя видны всю жизнь человека. И потому я стараюсь следить за каждым своим словом, жестом, интонацией, чтобы никак не навредить. Это дисциплинирует меня, держит в тонусе и заставляет быть лучше, чем я есть. Поэтому и сегодня я снова студентка Пензенского Государственного Педагогического Института им. В.Г. Белинского.
А еще я ловлю себя на том, что люблю каждого из них, безусловно, без оглядки на характер и поступки!
Я верю, что дар быть педагогом дается свыше, а для меня он самая большая награда!
2003-2007 - Бакалавриат Самаркандского Государственного Университета им. Алишера Навои, по специальности славянская филология;
2007-2009 Магистратура Самаркандского Государственного Университета им. Алишера Навои, по специальности литературоведение;
2016 - 2020 - Бакалавриат Пензенского Государственного Университета, Педагогического института им. В. Белинского, по специальности - дефектология (специальное) логопедия.
2021 - по настоящее время - Магистратура Пензенского Государственного Университета, Педагогического института им. В. Белинского, по специальности - социальная психология в образовании