МАОУ «Техно-Школа им. В.П. Савиных» г. Перми
ПРИНЯТО Методическим объединением Протокол № ___ от «____» _____ 2020 г. | | | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________/А.Н. Шабунин/ Приказ № ___________________ от «___» ______ 2020 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Технология. Швейное дело»
7 коррекционный класс, VIII ВИД.
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Быстрых Надежда Ивановна, учитель высшей категории
Пермь, 2020 год
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 7 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по технологии «Обслуживающий труд» для обучающих 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. УМК: Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая, 2015 г.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебные недели).
Основной целью программы является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
• формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
• развитие мышления, способности к пространственному анализу;
• формирование эстетических представлений и вкуса;
• воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы: − Конституция РФ; − Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»;
− Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.);
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
− Пункт 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
− Пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.
Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:
- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах тканей, о безопасных приемах работы на швейной машине;
- сведения о конструировании, моделировании и технологии изготовления швейных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;
Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у воспитанников знаний основ материаловедения.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении работ. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов швейных изделий из различных материалов. Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж.
В процессе обучения используются такие формы урока, как рассказ, практическая работа, лабораторная работа, тестирование. Предусмотрена классно-урочная организация учебного процесса.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью контрольных работ.
На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Технология» содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально - экономических условий.
Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
• усиления практической направленности изучаемого материала;
• выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
• опоры на жизненный опыт ребенка;
• ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
• необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;
• введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.
Цели и задачи обучения
Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Основной целью года обучения является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления одежды.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
• формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
• развитие мышления, способности к пространственному анализу;
• формирование эстетических представлений и вкуса;
• воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков. На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР.
Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения:
• охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта;
• создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование обще учебных умений и навыков; формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля;
• развитие умений воспринимать и использовать информацию из различных источников, в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;
• социально-трудовая адаптация учащихся: развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности.
формирование общетрудовых, организационных умений;
• индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции.
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма организации учебного процесса:
• урок
• практическая работа,
• самостоятельная работа,
Основные технологии:
• личностно-ориентированное,
• деятельностный подход,
• уровневая дифференциация,
• информационно-коммуникативные,
• здоровьесберегающие,
• игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
• беседа (диалог).
• работа с книгой.
• практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
• самостоятельная работа
Методы обучения:
беседа, словесные, практические, наглядные.
Требования к результатам освоения учебного предмета.
Планируемые результаты личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• овладение элементами организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения потребностей;
• осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
• самооценка готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• развитие эстетической, творческой деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:
• формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
•развитие мышления, способности к пространственному анализу;
•формирование эстетических представлений и вкуса;
•воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков, осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
• формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
• практическое освоение обучающимися основ проектно- исследовательской деятельности;
• планирование технологического процесса и процесса труда; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требования технологии;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями;
• овладение методами эстетического оформления изделий;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Технология. Швейное дело:
- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных работ.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
Дополнительная литература:
1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 8 класс. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006
2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.
4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998
5. Осипова Л. В. практикум по обработке тканей. М. Просвещение, 1999
6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998.
7. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.
Литература для учащихся:
1. Егорова Р. И. Учись шить. М., Просвещение 1998 г.
2. Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. Технология. Швейное дело. 6 класс.
Учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений 6 вида. М.: Просвещение, 2010 г.
3. Екшурская Т. Н., Юдина Е. Н., Белова И. А.. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. Лениздат, 1992 г. 4. О. А. Кожина, О. Л. Кораблѐва. Конструирование и моделирование брюк. Учебное пособие. М. 1992 г.
5. Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е издание. М.: Просвещение, 1999 г.
Календарно-тематическое планирование
Урок 1. Техника безопасности на уроках швейного дела. Виды ткани. Презентация. |
Урок 2. Виды ткани, из чего делают ткань, свойства ткани. |
Урок 3. Составление коллекции из разных видов ткани. |
Урок 4. Виды ткани, применение ткани. |
Урок 5. Понятие "лекало", способы применения лекал. |
Урок 6. Последовательность раскроя деталей. |
Урок 7. Техника безопасности при работе с нитками. Виды ниток, составление коллекции из разных ниток на бумаге. |
Урок 8. Составление коллекции из разных ниток на бумаге. |
Урок 9. Способы завязывания узелков на нитках. |
Урок 10. Виды швов. |
Урок 11. Виды швов. Составление коллекции швов на бумаге. |
Урок 12. Составление коллекции швов на бумаге. |
Урок 13. Использование разных швов для соединения деталей. |
Урок 14. Использование разных швов для соединения деталей. |
Урок 15. Виды тесьмы, применение тесьмы. |
Урок 16. Работа с тесьмой (отделка изделий, украшения). |
Урок 17. Способы пришивания тесьмы. |
Урок 18. Способы пришивания тесьмы. |
Урок 19. Виды пуговиц, применение пуговиц. |
Урок 20. Способы пришивания пуговиц с двумя сквозными отверстиями. |
Урок 21. Способы пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. |
Урок 22. Пришивание пуговиц с ушком. |
Урок 23. Отделка изделий пуговицами. |
Урок 24. Сочетание ткани по цвету и фактуре. |
Урок 25. Виды аппликации. |
Урок 26. Изготовление аппликации "цветок". |
Урок 27. Изготовление аппликации "цветок". |
Урок 28. Изготовление аппликации "букет". |
Урок 29. Изготовление аппликации "букет". |
Урок 30. Изготовление аппликации с использованием разных способов и материалов. |
Урок 31. Изготовление аппликации с использованием разных способов и материалов. |
Урок 32. Изготовление аппликации с использованием разных способов и материалов. |
Урок 33. Аппликация из пуговиц. |
Урок 34. Аппликация из пуговиц. |
Урок 35. Создание объёмной аппликации. |
Урок 36. Виды ремонта одежды. |
Урок 37. Способы пришивание карманов. |
Урок 38. Пришивание карманов. |
Урок 39. Пришивание карманов. |
Урок 40. Пришивание пуговиц. |
Урок 41. Пришивание вешалок. |
Урок 42. Пришивание вешалок. |
Урок 43. Штопка одежды. Презентация "Наложение заплат в виде аппликации". |
Урок 44. Штопка простая. |
Урок 45. Штопка простая. |
Урок 46.Виды узорной штопки. |
Урок 47. Штопка узорная. |
Урок 48. Штопка узорная. |
Урок 49. Виды обработки срезов (презентация). |
Урок 50. Обработка срезов бахромой, тесьмой. |
Урок 51. Обработка срезов бейкой. |
Урок 52. Обработка срезов ниточными обмёточными строчками. |
Урок 53. Обработка срезов ниточными обмёточными строчками. |
Урок 54. Что делают из ниток. Виды вышивания (презентация). |
Урок 55. Одиночный крестик. |
Урок 56. Вышивание отдельных элементов. |
Урок 57. Вышивание узоров крестиком. |
Урок 58. Вышивание узоров крестиком. |
Урок 59. Вышивание узоров крестиком. |
Урок 60. Техника "бразильской" вышивки. |
Урок 61. Вышивание элементов "бразильской" вышивки. |
Урок 62. Вышивание цветов "бразильской" вышивкой. |
Урок 63. Вышивание цветов "бразильской" вышивкой. |
Урок 64. Вышивание цветов "бразильской" вышивкой. |
Урок 65. Создание проекта с использованием различных материалов. |
Урок 66. Создание проекта с использованием различных материалов. |
Урок 67. Создание проекта с использованием различных материалов. |
Урок 68. Защита проекта. Итоговое занятие. |