Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание приставок на З-С"»
Муниципальное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Зерновое Черемховского района
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Учитель | Долгих Марина Анатольевна |
Тема урока | Правописание приставок на –З-С- |
Место урока в системе уроков | 1 урок по теме |
Базовый учебник | Русский язык 5 класс, 2 часть, авторы Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Москва «Просвещение», 2016 |
Тип урока | урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала. |
Технология | Проблемного обучения |
Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания. уважительное отношение к языку; стремление к речевому самосовершенствованию; пополнение словарного запаса; способность к самооценке на основе критерия успешности
Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты как свои, так и одноклассника.
Предметные: изучить правило написания з-с на конце приставок; знать правописание приставки с; научиться применять правило на изученную орфограмму; уметь находить слова с данной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний приставок на З-С-.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
- формирование желания выполнять учебные действия; - использование логики при выполнении учебных действий | - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - способность и умение учащихся производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - поиск и выделение необходимой информации | - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.; - умение точно и полно выражать свои мысли; - формирование умения работать в парах, группах. | - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль результата. |
Технологическая карта урока.
Ход урока
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий | Учебные действия |
I. Орг. момент Задача: Мотивация к действию на уроке. | Доброе день, ребята. Я рада вас видеть. Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пишем красиво, аккуратно. Не забываем в конце записанной фразы ставить точку. | Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация имеющихся знаний. | Мы с вами записали в тетради две фразы. Почему поставили ТОЧКУ? Что у нас получилось? – ПРЕДЛОЖЕНИЕ. - Какое предложение называется простым? - Какое предложение называется сложным? -Какое предложение называется двусоставным? -Какое предложение называется односоставным На доске записаны предложения (приложение1) – прочитайте предложения внимательно и определите предложения по характеристике, записывая их номера в тетрадь. 2. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое предложение, двусоставное, распространенное. 3. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое приложение, распространенное, осложнено обращением. 4. Данное предложение состоит из прямой речи и слов автора. 5. Повествовательное, невосклицательное, 2 грамматических основы, сложное, бессоюзное. 6. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое предложение, двусоставное, распространенное, осложнено однородными членами предложения. Самопроверка – выставление оценки. (5 правильных ответов – «5», 4 ответа – «4», 3 ответа-«3» и т.д.) | Личностные УУД формирование желания выполнять учебные действия Познавательные УУД способность и умение учащихся производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Коммуникативные УУД умение точно и полно выражать свои мысли; Регулятивные УУД контроль результата. |
III. Постановка целей и задач. | 1.Выпишите слова с приставками из данных предложений (приложение 1) - распечатаны – работа в парах. - Что знаете о приставке? - На какие виды делится правописание приставок? (Неизменяемые приставки, приставки, оканчивающиеся на з/с и приставки при-/пре-) - Повторим правило стр. учебника 28, параграф 82. - Посмотрите внимательно, какие слова не соответствуют данному правилу? - Что это за приставки? - Как будет звучать наша тема урока? – Записываем в тетрадь тему урока «Буквы З и С на конце приставок. - Какие поставим перед собой цели? | Познавательные учебные действия -Поиск и выделение необходимой информации - умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Регулятивные УУД - целеполагание; Личностные УУД использование логики при выполнении учебных действий |
IV. Введение нового материала | - Давайте выполним разбор слов по составу (приложение 2). - Понаблюдайте за приставками. Что можете сказать о корне слова и о приставке? Какое правило можно вывести? - Работа по учебнику стр. 29, параграф 83. - Читаем два-три раза. Пробуем рассказать правило по памяти. | Познавательные УУД - способность и умение учащихся производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД - умение точно и полно выражать свои мысли; Регулятивные УУД - прогнозирование - планирование; - прогнозирование; |
V. Физкультминутка | Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся, Хлопнул, топнул и пошел. | |
VI Закрепление материала. Отработка умений и навыков | - Отдохнули с вами, а теперь возвращаемся к нашей теме. - Прочитайте еще раз правило, стр. 30. - Давайте составим алгоритм действий по написанию буквы З или С в приставке. (приложение 3) - у каждого ученика алгоритм для вклеивания в памятку. -Выполняем упражнение 438. - Работа с раздаточным материалом - выполнение карточки (вставить пропущенную З-С) – взаимопроверка (приложение 4) -Работа в группах: 1группа – выписать слова с неизменяемыми приставками, 2 группа – с приставками на С, 3 группа с приставками на З.( приложение 5) | Личностные УУД - формирование желания выполнять учебные действия; - использование логики при выполнении учебных действий Познавательные УУД - способность и умение учащихся -производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Коммуникативные УУД - умение точно и полно выражать свои мысли; - формирование умения работать в парах. Регулятивные УУД - контроль результата |
VII. Рефлексия: | - Достигли ли мы с вами поставленных целей? - Что узнали о правописании приставок на З-С? -Когда пишется на конце приставки буква –С? - Когда пишется буква –З? -Какой приставки нет в русском языке? | Коммуникативные УУД - умение точно и полно выражать свои мысли; Познавательные УУД - способность и умение учащихся производить анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. |
VIII. Итог урока | Выставление оценок | |
VIII. Домашнее задание | - Вклеить алгоритм действий по написанию З-С в памятку. - Выучить правило параграфа 83. - Выполнить упражнение 440 (по заданию) | |
Приложение 1
Предложения | Вопросы | Ответы |
1. Оля сегодня безветренная погода. 2. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 3. Бескрайние поля виднелись повсюду. 4. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 5. Я перечитал сказки рассказы стихи. | 1. Повествовательное, невосклицательное, 2 грамматических основы, сложное, бессоюзное. 2. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое приложение, распространенное, осложненно обращением. 3. Данное предложение состоит из прямой речи и слов автора. 4. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое предложение, двусоставное, распространенное, осложненно однородными членами предложения. 5. Повествовательное, невосклицательное, 1 грамматическая основа, простое предложение, двусоставное, распространенное. | 4, 1, 2, 5, 3 |
Приложение 1
1. Бескрайние поля виднелись повсюду. 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 3. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 4. Я перечитал сказки рассказы стихи. 5. Оля сегодня безветренная погода. | 1. Бескрайние поля виднелись повсюду. 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 3. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 4. Я перечитал сказки рассказы стихи. 5. Оля сегодня безветренная погода. |
1. Бескрайние поля виднелись повсюду. 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 3. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 4. Я перечитал сказки рассказы стихи. 5. Оля сегодня безветренная погода. | 1. Бескрайние поля виднелись повсюду. 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 3. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 4. Я перечитал сказки рассказы стихи. 5. Оля сегодня безветренная погода. |
1. Бескрайние поля виднелись повсюду. 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 3. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 4. Я перечитал сказки рассказы стихи. 5. Оля сегодня безветренная погода. | 1. Бескрайние поля виднелись повсюду. 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 3. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 4. Я перечитал сказки рассказы стихи. 5. Оля сегодня безветренная погода. |
1. Бескрайние поля виднелись повсюду. 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 3. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 4. Я перечитал сказки рассказы стихи. 5. Оля сегодня безветренная погода. | 1. Бескрайние поля виднелись повсюду. 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 3. Катька громко прокричала ура, я все доделала! 4. Я перечитал сказки рассказы стихи. 5. Оля сегодня безветренная погода. |
Приложение 2
Слова для морфемного разбора (из приложения 1)
Бескрайние
безветренная
Приложение 3
Алгоритм (действий при написании букв «З», «С» в приставках) Найди и выдели в слове приставку. Посмотри на букву, стоящую после приставки. Определи звук, который обозначает эта буква: если глухой согласный, то в приставке пиши букву С если звонкий согласный, то приставке пиши букву З | Алгоритм (действий при написании букв «З», «С» в приставках) Найди и выдели в слове приставку. Посмотри на букву, стоящую после приставки. Определи звук, который обозначает эта буква: если глухой согласный, то в приставке пиши букву С если звонкий согласный, то приставке пиши букву З |
Алгоритм (действий при написании букв «З», «С» в приставках) Найди и выдели в слове приставку. Посмотри на букву, стоящую после приставки. Определи звук, который обозначает эта буква: если глухой согласный, то в приставке пиши букву С если звонкий согласный, то приставке пиши букву З | Алгоритм (действий при написании букв «З», «С» в приставках) Найди и выдели в слове приставку. Посмотри на букву, стоящую после приставки. Определи звук, который обозначает эта буква: если глухой согласный, то в приставке пиши букву С если звонкий согласный, то приставке пиши букву З |
Приложение 4
Карточки
Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму: Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный, Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас. |
Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму: Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный, Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас. |
Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму: Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный, Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас. |
Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму: Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный, Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас. |
Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму: Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный, Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас. |
Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму: Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный, Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас. |
Вставьте пропущенную букву, выделите изученную орфограмму: Ра...давать, и…править, ра…толкать, ра…спустить, ра…говориться, бе…цельный, Ра…бег, ра…положиться, бе…граничный, во…глас. |
Приложение 4
Проверка
Проверка РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный, РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас. |
Проверка РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный, РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас. |
Проверка РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный, РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас. |
Проверка РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный, РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас. |
Проверка РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный, РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас. |
Проверка РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный, РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас. |
Проверка РаЗдавать, иСправить, раСтолкать, раСспустить, раЗговориться, беСцельный, РаЗбег, раСположиться, беЗграничный, воЗглас. |
Приложение 5
1группа – Выписать слова с приставкой на З-
Ра..винтить, ..паздывать, во_лагать, ..тстирать, бе_характерный, н..бирать, бе_вольный, бе_толковый, ра_дать, п..хвалить, и_пользовать, ра_писание, во_питать, п..дкрутить, ра..бежаться.
2 группа – Выписать слова с приставкой на С-
Ра..винтить, ..паздывать, во_лагать, ..тстирать, бе_характерный, н..бирать, бе_вольный, бе_толковый, ра_дать, п..хвалить, и_пользовать, ра_писание, в_схождение, п..дкрутить, ра..бежаться.
1 группа – Выписать слова с неизменяемыми приставками
Ра..винтить, ..паздывать, во_лагать, ..тстирать, бе_характерный, н..бирать, бе_вольный, бе_толковый, ра_дать, п..хвалить, и_пользовать, ра_писание, во_питать, п..дкрутить, ра..бежаться.