СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О чём рассказывает художник?"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока №2 по предмету "Искусство" 

Просмотр содержимого документа
«"О чём рассказывает художник?"»

Урок 2. О чём рассказывает художник?

Цель: формирование общего представления о роли художника в искусстве, многообразии тем и сюжетов в его творчестве.

Задачи:

  • актуализировать представления учащихся о художнике и его значении в мире искусства;

  • охарактеризовать основные виды искусства;

  • формировать умение дифференцировать художественные произведения по видам искусства;

  • развивать интерес к процессу создания художественного произведения.

Оборудование: репродукции произведений искусства.

Практическая работа: описание произведения искусства (архитектурного сооружения, скульптурной композиции, музейного экспоната)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и мотивация. Беседа.

Каждый пишет, что он слышит.

Каждый слышит как он дышит…..

Б.Окуджава

Эпиграфом к нашему уроку являются слова из песни Булата Шаловича Окуджавы «Исторический роман». Прослушаем её и попробуем понять, о чем говорится в ней.

(песня посвящена работе писателя, композитора или живописца, который создаёт произведение искусства как он его чувствует)

- Как, одним словом можно назвать и писателя, и композитора, и живописца? (художник)

Художник – это любой человек, который видит мир по-своему и умеет передавать свой особый мир, свои чувства и эмоции в произведениях искусства.

? Перечислите, уже знакомые вам, виды искусства (музыка, литература, живопись, архитектура, графика)

? Назовем профессии людей в разных видах искусств:

  • В музыке? (композитор, музыкант)

  • В литературе? (поэт, писатель)

  • В живописи? (художник, живописец)

  • В архитектуре? (архитектор)

  • В кино и театре? (артист, сценарист, режиссер)

  • В фотографии? (фотограф)

  • В декоративно-прикладном искусстве? (декоратор, дизайнер, оформитель)

  • В графике? (график)

  • В танце, балете? (балерина, балетмейстер, танцор)

? Как называются произведения, создаваемые художниками? (музыка, стихи, танцы, фильмы, спектакли, дворцы, памятники, картины, фотографии и др.

  1. Новая тема.

Сегодня мы проникнем в тайны работы писателя, композитора, живописца, фотографа…. Для этого нужно знать, что каждый вид искусства разговаривает на своём языке. Давай те выясним, какие средства выразительности используют художники

Рисуем в тетради таблицу и заполняем её по ходу урока.


Вид искусства

Выразительные средства




  • Читаем стихотворение Рыгора Барадулина «Мотылёк»


Плёс лилию колышет вяло, 
И, только взгляду недалёк, 
Летит вихлясто и вертляво 
Весь лепестковый мотылёк. 
Влечёт он лилию всей силой, 
Чтоб не любила так до слёз 
Блестящий влажным, талым илом, 
Лениво обмелевший плёс, 
Где гладят тёплой лаской волны 
Неповоротливых линей, 
Где плёс, как блеском, плеском полон, 
Мальки мелькают веселей. 
Где глубь взволнованно шипела, 
Когда на волны ливень лёг... 
Печальный, как-то блёкло-белый 
Вдаль улетает мотылёк... 

Рыгор Барадулин


? К какому виду искусства относится это произведение? (литература)

? Какой образ мотылька представился вам? (лёгкий, ветреный)

? С помощью чего, каких выразительных средств, создан такой образ? (слово, интонация, сравнение, аллитерация – повторение звуков)

  • Смотрим произведения скульптуры на доске:

  • «Мальчик, извлекающий занозу»;

  • «Грозящий Амур», римская бронзовая статуя, Этьен Фальконе.

? К какому виду искусства относится это произведение? (скульптура)

Зачитываются характеристики обеих скульптур без указания названий. Сравниваем и определяем правильные варианты описания.

  • Эта круглая бронзовая статуя сер. I в. до н. э. изображает мальчика в естественной и простой позе. По наклону головы видно, что он не смотрит на зрителя, занятый своим делом. Легенда говорит, что эта статуя была отлита в честь юного спартанца, победившего в беге, несмотря на то, что его ногу пронзил острый шип колючего растения.

  • Перед нами по-настоящему «круглая скульптура», которую хочется обойти кругом, которая в каждом ракурсе как бы меняется у нас на глазах. Это поистине живая скульптура. Небольшая, лёгкая и изящная мраморная фигурка изображает всесильного бога в образе ребенка. Мягкий наклон головы и мягкие вьющиеся волосы, лукавая улыбка, плутовской взгляд.

? Выделите общее и различное в характере мальчиков.

? С помощью чего, каких выразительных средств, созданы образы? (размер, поза, выражение лица, сюжет, доп. элементы)

  • Слушаем фрагмент «Полёт шмеля» из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

? К какому виду искусства относится это произведение? (музыка)

? Какими словами можно охарактеризовать полет шмеля? (стремительный, быстрый, непрерывный)

? С помощью чего, каких выразительных средств, создан такой образ? (быстрый темп, высокие ноты, повторяющиеся сочетания нот (как бы кружащаяся мелодия)

  • Рассмотрим картины художников (учебное пособие):

  • «Девочка с персиками», Валентин Серов;

  • «Кольцо из роз», Майлс Бёркет Фостер;

  • «Сеча при Кержанце», Николай Рерих.

? С помощью чего, каких выразительных средств, созданы образы? (цвет, колорит, композиция, сюжет…)

  1. Физкультминутка. Выполнение подвижных упражнений и упражнений для глаз.

  2. Практическая работа. Класс делится на 3 команды.

  • Сочиняем «Акростихи».

Команды получают слово, связанное с искусством и пишется столбиком. Каждая буква слова расшифровывается прилагательными, существительными или глаголами, подходящими по смыслу.

Предлагаемые слова: живопись, скульптура, литература,

фотограф, художник, балерина

  • Разгадываем «Шарады».

Командам раздаются конверты с разрезанными по слогам словами (6слов), обозначающие профессии так или иначе, связанные с творчеством. Нужно правильно составить слова.

Предполагаемые слова: режиссер, балетмейстер, скульптор, архитектор, фотограф, , сценарист, график, художник, танцор, поэт, композитор, балерина, артист писатель, дизайнер, живописец, декоратор, оформитель.

  • Назовите вид искусства. Командам по очереди показываются репродукции разных видов искусства.

  1. Подведение итогов урока. Определяем команду победительницу.

  2. Рефлексия.

  • Мне понравилось….

  • Я узнал….

  • Мне запомнилось…
















режиссер балетмейстер скульптор

архитектор

фотограф

сценарист

график

художник

танцор

поэт

композитор

балерина

артист

писатель

дизайнер

живописец

декоратор

оформитель



Ре жисер Балет Офор мейстер Гра фик тель

Скульп тор Архи тек тор Фо тог раф Сце на рист Ху дож ник Тан цор По эт Ком по зи тор Ба ле ри на Ар тист Пи са тель Ди зай нер Жи во пи сец Де ко ра тор ми


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!