СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа оуд.07. основы безопасности жизнедеятельности

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17»  мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., для специальностей среднего профессионального образования: 19.02.10 Технология продукции общественного питания,

36.02.01. Ветеринария  естественнонаучного профиля; 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, 09.02.07 Информационные системы и программирование, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «ОБЖ» является общей общеобразовательной  учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Физическая культура и ОБЖ» ФГОС среднего общего образования для специальности программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического  профиля

Составитель:         Морозов В.А. преподаватель первой  квалификационной категории.

Рецензенты:

Внутренний:                     Волков Д.Н., специалист по охране труда и технике безопасности

Внешний:                         Швецова Н.Г., заведующая районным методическим кабинетом

                                           управления образования Новоузенского муниципального района

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа оуд.07. основы безопасности жизнедеятельности»

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Саратовской области «Новоузенский агротехнологический техникум»


















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.07. ОСНОВЫ Безопасности жизнедеятельности

программы подготовки специалистов среднего звена

для специальности технического профиля

09.02.07 Информационные системы и программирование

на базе основного общего образования




















2020







УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

ГАПОУ СО «Новоузенский агротехнологический техникум»

Лещенко Т.А./____________/

01 сентября 2020 г.




Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г.
на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного щего образования (протокол №3 от 21 июля 20155 г. Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г.)


ОДОБРЕНО на заседании предметной (цикловой) комиссии

общеобразовательных ОГСЭ, МЕН

дисциплин

Протокол №9, дата «15» мая 2020 г.

Председатель комиссии

Устинова Н.Н../_______/



ОДОБРЕНО методическим советом техникума

Протокол №1, дата «01» сентября 2020г.

Методист: Рахманова Н.В./______________/











Составитель: Морозов В.А. преподаватель первой квалификационной категории.



Рецензенты:

Внутренний: Волков Д.Н., специалист по охране труда и технике безопасности

Внешний: Швецова Н.Г., заведующая районным методическим кабинетом

управления образования Новоузенского муниципального района


















СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., для специальностей среднего профессионального образования: 19.02.10 Технология продукции общественного питания,

36.02.01. Ветеринария естественнонаучного профиля; 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, 09.02.07 Информационные системы и программирование, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования.

Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180). Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»).


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «ОБЖ» является общей общеобразовательной учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Физическая культура и ОБЖ» ФГОС среднего общего образования для специальности программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технического профиля

09.02.07 Информационные системы и программирование на базе основного общего образования, при реализации программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются

личностные результаты

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень) отражают:

1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

5) знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

11) знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

объём образовательной нагрузки составляет 70 часов;

всего учебных занятий 68 часов;



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

объём образовательной нагрузки

70

всего учебных занятий

68

Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.



Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

Тема 1.1.

Здоровье и здоровый образ жизни

Содержание учебного материала

4

2

1

Здоровье и здоровый образ жизни.

Общие понятия о здоровье.

Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

2

Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Двигательная активность и закаливание организма.

Занятия физической культурой.

Тема 1.2.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика


Содержание учебного материала

6

2

1

Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

2

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

3

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.


Тема 1.3.

Репродуктивное здоровье.

Инфекционные болезни

Содержание учебного материала

2

2

1

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Тема 1.4.

Правила безопасности дорожного движения

Содержание учебного материала

4

2

1

Правила дорожного движения.

2

Правила безопасности дорожного движения касающегося пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств

Тема 1.5.

Первая медицинская помощь при ДТП

Содержание учебного материала

2

2

1

Первая медицинская помощь при дорожно-транспортных происшествиях

Тема 1.6.

Первая медицинская помощь

Содержание учебного материала

4

2

1

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.

Тема 2.1.

Единая государственная система предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Содержание учебного материала

2

2

1

РСЧС, история ее создания, предназначения, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Тема 2.2.

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Содержание учебного материала

4

2

1

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану этажей и схем эвакуации ФГОУ СПО ПГМСК.

2

Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Тема 2.3.

Гражданская оборона, основные понятия и определения

Содержание учебного материала

2

2


Гражданская оборона, история ее создания, предназначения и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при введении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной.

Структура управления и органы управления гражданской обороной.

Тема 2.4.

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения


Содержание учебного материала

4

2

1

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.

Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие, способы и признаки его применения.

Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы. Проводимые мероприятия по защите населения от современных средств поражения.

2

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.


Тема 2.5.

Организация гражданской обороны.

Содержание учебного материала

2


1

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Организация гражданской обороны в ФГОУ СПО ПГМСК, ее предназначение.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Тема 2.6.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала

4

2

1

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.


2

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.




Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность (для юношей)

Тема 3.1.

История создания Вооруженных Сил России

Содержание учебного материала

2

2

1

История создания Вооруженных Сил России.

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Тема 3.2.

Организационная структура Вооруженных Сил

1

Содержание учебного материала

4

2

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.

Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.

Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.

Космические войска: история создания, предназначение, структура.

Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

2

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.



Тема 3.3.

Воинская обязанность

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Тема 3.4.

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Призыв на военную службу

Содержание учебного материала

4

2

1

Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

2

Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

Тема 3.5.

Прохождение военной службы по контракту.

Альтернативная гражданская служба

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Тема 3.6.

Общие права и обязанности военнослужащих.

Военнослужащий – защитник своего Отечества

Содержание учебного материала

4

2

1

Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).

Соблюдение норм международного гуманитарного права.

2

Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.

Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.

3

Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).

Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема 3.7.

Воинская дисциплина

Содержание учебного материала

2

2

1

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Тема 3.8.

Как стать офицером Российской армии.

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Содержание учебного материала

4

2

1

Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.

Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите.

Дни воинской славы России – дни славных побед.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Тема 3.9.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Символы воинской чести

Содержание учебного материала

2

2

1

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Тема 3.10.

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации


Содержание учебного материала

4


1

Ритуал приведения к военной присяге.

Ритуал вручения Боевого знамени воинской части.

Вручение личному составу вооружения и военной техники.

2

Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

Пребывание в запасе.


Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (для девушек)

Тема 4.1.

Социальная роль женщины в современном обществе

Содержание учебного материала

2

2

1

Социальная роль женщины в современном обществе.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие.

Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

Тема 4.2.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

Содержание учебного материала

4

2

1

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

Профилактика вредных привычек и злоупотребления наркотическими веществами.

2

Ранние половые связи и их последствия для здоровья.

Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.

Тема 4.3.

Психологическая уравновешенность и здоровье

Содержание учебного материала

2

2

23

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.

Тема 4.4.

Здоровый образ жизни

Содержание учебного материала

4

2

1

Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.

Режим дня, труда и отдыха.

2

Рациональное питание и его значение для здоровья.


Тема 4.5.

Влияние двигательной активности на здоровье человека

Содержание учебного материала

2

2

1

Влияние двигательной активности на здоровье человека.

Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

Тема 4.6.

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Содержание учебного материала

4

2

1

Брак и семья.

Культура брачных отношений.

2

Основные функции семьи.

2

3

Основы семейного права в Российской Федерации.

Права и обязанности родителей.

4

4

Конвенция ООН «О правах ребенка».

2

5

Беременность и гигиена беременности.

Уход за младенцем.

4

Зачёт

2



Всего

70


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет Безопасность жизнедеятельности и охрана труда.

Оборудование учебного кабинета:

  • учебная мебель;

  • компьютерный стол;

  • рабочее место учителя;

  • доска;

  • книжный шкаф;

  • стенды по Гражданской обороне

  • стенды по Основам военной службы


Технические средства обучения:

  1. Аудио-, видео-, проекционная аппаратура

  2. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

  3. Рентгенметр ДП-5В

  1. Мультимедиапроектор

  1. Стрелковый тир

  2. Робот-тренажер (Максим)

  3. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)

  4. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7

  5. Гопкалитовый патрон ДП-5В

  6. Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном

  7. Респиратор Р-2

  8. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 9, 10, 11)

  9. Ватно-марлевая повязка

  10. Противопыльная тканевая маска

  11. Аптечка индивидуальная (АИ-2)

  12. Бинты марлевые

  13. Жгуты кровоостанавливающие резиновые

  14. Шинный материал (металлические, Дитерихса)

  15. Огнетушители порошковые (учебные)

  16. Огнетушители пенные (учебные)

  17. Огнетушители углекислотные (учебные)

  18. Устройство отработки прицеливания

  19. Учебные автоматы АК-74

  20. Винтовки пневматические









3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Перечень учебных изданий:

Основные источники:

Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2008

Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия / И.Г.Гетия и др. – М.: Колос С, 2008.

Бондин В.И. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пос. – М.: Дашков; 2008.

Девисилов В.А. Охрана труда. – М.: Форум – Инфра – М, 2008

Дополнительные источники:

Для преподавателей

  1. Журналы «ОБЖ»

  2. Журналы «Военные знания»

  3. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. -М.: Эксмо, 2009. - 608 с.

  4. Сборник законов Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2006. - 928 с.

  5. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10-11 кл. – М., 2005.

Интернет-ресурсы


Безопасность. Образование. Человек.

http://www.mchs.gov.ru/ главный сайт МЧС

http://www.spas-extreme.ru/ спас - экстрим

 http://stat.mil.ru/index.htm

Министерство здравоохранения РФ: официальный сайт – www.rosminzdrav.ru

Научно-практический и учебно-методический журнал БЖД – www.novtex.ru

http://nak.fsb.ru/nac/main.htm



3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины



В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия, семинарские занятия).

Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады).

Итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме дифференцированного зачета.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки докладов, компьютерных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.


Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности":

- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос.

- знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос;

  • семинарские занятия.

сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос.

- знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос;

проверка и оценка докладов, рефератов, компьютерных презентаций

- умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос

  • семинарское занятие.

- знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос

  • семинарское занятие.

- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

Оперативный контроль:

  • проверка и оценка докладов, рефератов, компьютерных презентаций.

  • семинарское занятие.

- умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники

Оперативный контроль:

  • устный фронтальный и индивидуальный опрос

  • семинарское занятие.


Итоговый контроль – дифференцированный зачёт

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.


Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей


- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности




Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи



Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач


Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы


Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

метапредметные результаты

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады


- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.


Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;


- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!