СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Ручной труд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Ручной труд»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

№2 «СПЕКТР»

Рассмотрено на заседании МО учителей НШ

Протокол

№3 от 26.08.2022 г.

Руководитель МО

_____О.В.Казак


Согласованно

Заместитель директора по УВР

__________Е.В. Морозова



«29» августа 2022 г

Рабочая программа по учебному предмету

«Ручной труд»

для индивидуального обучения

ученицы 1«В» класса



Программа составлена

учителем начальных классов

Логиновой С.А.





Бердск-2022




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебного курса «Технология. Ручной труд» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формирование у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.

Задачи:

  • развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;

  • получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;

  • формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;

  • обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

  • развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);

  • развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;

  • развитие речи;

коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.




Учебный план составлен в соответствии:

1) с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 3273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2) с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной образовательной программе для детей с УО.

3) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 года № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».

4) с Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию, протокол от 02 июня 2020 года 2/20).

5) с Программой воспитания МБОУ СОШ №2 «Спектр» «Спектр зажигает звезды», утвержденная приказом школы от 31.08.2022 года № 328.

6) с Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28.

7) с «Школьными» СанПиНами -2022: актуальные требования к посещениям, организации образовательного процесса и учебникам.



При проведении уроков учитываю рекомендации ТПМПК (заключение № 194 от 08.04.2022 года).

Общая характеристика учебного предмета

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
      Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • Работа с пластилином

  • Работа с природным материалом

  • Работа с бумагой

  • Работа с бумагой (аппликация)

  • Работа с нитками

  • Работа с нитками шитье по проколу

  • Работа с бросовым материалом

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

 На каждом этапе обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

      Во время обучения необходимо использовать разнообразные демонстрационные (предметные и комбинированные) технологические карты; методы и приёмы обучения объяснение, беседа, упражнения, дидактические игры, занимательный материал, самостоятельные работы, использование разнообразной наглядности, памяток и др.

В течение обучения учитель ведёт повседневный, текущий контроль за качеством выполнения изделия. Наряду с повседневным, текущим контролем по труду один раз в четверть проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технология» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ручной труд» в 1 классе рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на уроки ручного труда в 1 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 2 часа в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»

Личностными результатами изучения предмета являются:

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;

Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Предметные результаты изучения трудового обучения проявляются:

подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;

подбор материалов с учетом требований технологии;

планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

соблюдение трудовой дисциплины;

подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, вклю­чающий следующие знания и умения:

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила организации рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

Уметь: организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся первого класса.

К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Программа «Технология. Ручной труд» в первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для умственно отсталых обучающихся материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы).

Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

«Человек и труд». «Урок труда».

Рукотворный предметный мир, как результат трудовой деятельности человека. Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.

«Работа с глиной и пластилином»

Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.

Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.

Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).

Комбинированные работы: бумага и пластилин.

«Работа с природными материалами»

Организация рабочего места работе с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).

Способы соединения деталей (пластилин).

Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).

Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).

Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.)

Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.

«Работа с бумагой»

Организация рабочего места при работе с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.

Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).

Виды работы с бумагой:

Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.

Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.

Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».

Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.

Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос);

Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел (цилиндра).

Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

«Работа с нитками»

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.

Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой «в два приема».





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема / раздел

Количество часов

1.

Работа с пластилином

3+4,5

2.

Работа с бумагой

7+21

3.

Работа с природными материалами

4,5+13,5

4.

Работа с нитками

3+10,5

ИТОГО 66 часов: 16,5часа индивидуально + 49,5 часа самостоятельной подготовки

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1



Вводный урок.

Пластилин. Свойства, правила работы с пластилином, инструменты для работы. Приём-размазывание.

Аппликация -«яблоко»



0,5ч индивидуально

Беседа «Пластилин. Свойства, правила работы с пластилином, инструменты для работы».

Повторять за учителем анализ образца изделия из пластилина

Повторять за учителем планирование хода работы над изделием.

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки работы с пластилином.

Рассматривать и понимать графические изображения.

Овладевать элементарными приемами работы с пластилином.

Развивать физическую силу рук.

Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Развивать координацию движений рук.

ТБ при работе с инструментами.


Приёмы работы с пластилином -

размазывание. Задание: аппликация «Груша».


1,5ч самостоятельной подготовки

Знакомство с физическими свойствами пластилина, определение цвета пластилина. Изучение правил обращения с пластилином, инструментами и другим оборудованием. Знакомство с понятием "аппликация".

Дифференцировать движения пальцев.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Учиться изготавливать аппликацию из пластилина.

Выполнение аппликации "Яблоко".

Технология выполнения приема: размазывания пластилина (сначала большим пальцем, затем указательным, средним, безымянным и мизинцем с усилием размазать пластилин по картону, получив пятно).

2.

Раскатывание столбиками Задание: аппликация «Домик и елочка».

0,5ч индивидуально

Повторение приемов работы с пластилином. Подготовка заготовок для аппликации.

Развивать ритмичные движения рук на себя и от себя.

Учиться совершать операции контроля с опорой на схему для контроля в учебнике.

Учиться изготавливать рельефную аппликацию из столбиков.

Выполнение аппликации из пластилина (треугольников разной величины "Домик и елочка".

Технология выполнения приема: Пластилин раскатывают в ладонях и на подкладной доске.


Скатывание шара.

Задание: помидор, апельсин.


1,5ч самостоятельной подготовки

Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной формы из одного куска пластилина.

Развивать ритмичные кругообразные движения рук.

Осваивать пластический способ лепки.

Учится лепить предметы шаровидной формы.

Выполнение изделия "Помидор, апельсин".

Технология выполнения приема: скатывание пластилина кругообразными движениями в ладонях.

3.

Раскатывание шара до овальной формы.

Задание: огурец.

0,5ч индивидуально

Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов овальной формы из одного куска пластилина.

Развивать ритмичные движения рук на себя и от себя.

Осваивать пластический способ лепки.

Учится лепить предметы овальной формы.

Выполнение изделия "Огурец".

Технология выполнения приема: Пластилин раскатывают в ладонях.


Вытягивание одного конца овальной формы. Задание: морковь.


1,5ч самостоятельной подготовки

Закрепить навык скатывания овальной формы.

Овладевать ритмичными движениями на себя и от себя при обкатывании пластилина.

Осваивать пластический способ лепки.

Выполнение изделия "Морковь".

Технология выполнения приема: скатать овальную форму и вытянуть ее с одного конца, обкатывая между ладонями до конической формы.

4.

Где используют природные материалы.

0,5ч индивидуально

Беседа «Где используют природные материалы».

Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных из природных материалов в иллюстрациях, на фотографиях учебника, книгах, или электронных образовательных ресурсах.


Сбор природного материала.


1,5ч самостоятельной подготовки

Экскурсия в природу. Сбор листьев для коллекции. Беседа "Что надо знать о природных материалах".

Узнавать и называть в изделиях, сделанных из засушенных листьев образы предметов реального мира.

Рассмотреть и назвать природные материалы.

Вспоминать, узнавать и называть породы деревьев.

Запоминать характерные свойства засушенных листьев.

Узнавать и называть в аппликациях из засушенной травы образы предметов реальной действительности.

Узнавать и называть в изделиях, сделанных из шишек образы предметов реальной действительности.

Рассматривать и запоминать основные признаки еловых шишек.

ТБ правила поведения во время экскурсии.

5.

Наклеивание на подложку листьев различной формы.


0,5ч индивидуально

Вспоминать и называть, что означает слово «Аппликация».

Учиться располагать детали аппликации в пространстве листа.

Повторять за учителем анализ образца аппликации из засушенных листьев и объемных изделий из шишек, сухой тростниковой травы

Рассматривать и понимать графические изображения последовательности изготовления аппликации и объемных изделий.

Планировать ход работы над изделием с опорой на графический план с помощью учителя.

Выполнять изделие в соответствии с намеченным планом работы.


Аппликация из природных материалов «Бабочка».



1,5ч самостоятельной подготовки

Вспоминать и называть, что означает слово «Аппликация».

Учиться располагать детали аппликации в пространстве листа.

Учиться составлять аппликацию из засушенных листьев, соединяя детали аппликации с помощью кусочка пластилина.

Выполнение аппликации "Бабочка".

6.

Что надо знать о бумаге. Виды и свойства бумаги.

Сгибание бумаги треугольной формы.

0,5ч индивидуально

Беседа "Что надо знать о бумаге"; Рассмотрение коллекции образцов бумаги.

Запоминать и адекватно использовать в речи основные технико-технологические термины и понятия изучаемого раздела.

Рассматривать, узнавать и называть изображения предметов в учебнике, книгах, или электронных образовательных ресурсах.

Находить в окружающем пространстве предметы, сделанные из бумаги.

Рассматривать и запоминать сорта и виды бумаги.

Соотносить сорт бумаги с изделием.

Собрать коллекцию из разных сортов и видов бумаги.

Узнавать и называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

Учиться различать и сравнивать сорта бумаги по прочности, плотности, толщине, гладкости или шероховатости ее поверхности и цвету.

Определять сорта бумаги по слуховому и тактильному восприятию.


Сгибание бумаги треугольной формы. Изделие: «Елочка».


1,5ч самостоятельной подготовки

Ориентироваться и находить в пространстве треугольника верхний, нижний угол, боковую, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать треугольники разной величины пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево).

Комментировать свои практические действия.

Конструировать предмет из деталей сложенных из бумаги.

Повторение приемов работы с бумагой. Подготовка заготовок для аппликации. Выполнение аппликации из бумаги (треугольников разной величины) "Елочка".

7.

Сгибание бумаги квадратной формы. Изделие: «Стаканчик».


0,5ч индивидуально

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата верхний, нижний правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать квадраты пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево; сверху вниз, снизу наверх).

Комментировать свои практические действия.

Складывать изделие из бумаги.

Беседа "Что надо знать о квадрате. Как сгибать бумагу квадратной формы". Выполнение изделия.


Сгибание бумаги квадратной формы. Изделие: «Стаканчик».Закрепление.


1,5ч самостоятельной подготовки

Ориентироваться и находить в пространстве прямоугольника (квадрата) верхний, нижний правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать прямоугольник (квадрат) пополам в разных направлениях (слева направо и справа налево; сверху вниз, снизу наверх).

Комментировать свои практические действия.

Складывать изделие из бумаги.

Беседа "Что надо знать о прямоугольнике. Как сгибать бумагу прямоугольной формы". Выполнение изделия.

8.

Инструменты для работы с бумагой. Шаблон.

Резание ножницами по прямой линии. Изделие: «Орнамент из квадратов».


0,5ч индивидуально

Смотреть, запоминать и рассказывать об инструментах, шаблонах применяемых при работе с бумагой.

Выработать навык правильного удержания инструмента, шаблона.

Смотреть и слушать, понимать и выполнять в соответствии с инструкцией учителя двигательные трудовые приемы.

Запоминать последовательность выполнения двигательного приема.

Контролировать самостоятельно или с помощью учителя выполнение двигательных приемов.

Повторять за учителем анализ образца аппликации и объемных изделий, сделанных из бумаги

Рассматривать и понимать графические изображения последовательности изготовления аппликации и объемных изделий.

Планировать ход работы над изделием с опорой на графический план с помощью учителя.

Выполнять изделие в соответствии с намеченным планом работы.

Беседа "Что надо знать о ножницах", "Как правильно обращаться с ножницами", "Как работать с ножницами". Вырезание ножницами по кривым и прямым линиям.

ТБ при работе с ножницами.


Резание ножницами по прямой линии. Изделие: «Орнамент из квадратов». Закрепление.


1,5ч самостоятельной подготовки

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «квадрат». Определять и называть признаки геометрической фигуры «квадрат». Различать квадраты по величине. Устанавливать сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму.

Повторение правил работы с ножницами. Вырезание из бумаги квадратов, размеченных по шаблону. Выполнение орнамента.

ТБ при работе с ножницами.

9.

Резание ножницами по прямым линиям. Изделие: «Парусник» орнамент из треугольников.


0,5ч индивидуально

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «треугольник». Определять и называть признаки геометрической фигуры «треугольник». Различать треугольники по величине. Устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму.

Выполнение аппликации "Парусник из треугольников".

ТБ при работе с ножницами.

10.

Лепка по образцу предметов конической формы: свекла, репка.


0,5ч индивидуально

Закрепить навык скатывания шара.

Овладевать ритмичными движениями на себя и от себя при обкатывании пластилина.

Закреплять пластический способ лепки.

Обучение приему "вытягивание шара и овала до конической формы". Выполнения изделия "Свекла", "Репка".

Технология выполнения приема: скатать форму шара и вытянуть ее с одного конца, обкатывая между ладонями до конической формы.


Прием сплющивания шара. Лепка пирамидки.

(самостоятельно (дистанционно)

1,5ч самостоятельной подготовки

Совершенствовать навык скатывания шара.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Осваивать конструктивный способ лепки предметов.

Закреплять умения выполнять контрольные операции с помощью схемы для контроля в учебнике.

Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Выполнение изделия "Пирамидка из четырех колец".

11.

Лепка по образцу грибов.

0,5ч индивидуально

Совершенствовать навык скатывания шара.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Осваивать конструктивный способ лепки предметов.

Закреплять умения выполнять контрольные операции с помощью схемы для контроля в учебнике.

Выполнение изделия "Грибы"

Технология выполнения приема: скатать шар и сдавить его в ладонях до круга.


Изготовление ежа из пластилина и еловой шишки.


1,5ч самостоятельной подготовки

Осваивать технологию изготовления изделия из еловой шишки и пластилина.

Закреплять приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью».

Развивать мышечную регуляцию.

Беседа "Как работать с еловыми шишками"

12.

Изготовление по образцу цветка из крылаток клена и пластилина.


0,5ч индивидуально





Изготовление цветка из природного материала крылаток клена и пластилина.


Изготовление по образцу рыбки из шишек и пластилина.


1,5ч самостоятельной подготовки

Осваивать технологию изготовления изделия из еловой шишки и пластилина.

Закреплять приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью».

Развивать мышечную регуляцию.

Выполнение изделия из природного материала «Рыбка»

13.

Аппликация из обрывных кусочков бумаги. «Осеннее дерево».


0,5ч индивидуально

Осваивать приемы разрывания и обрывания бумаги.

Развивать мышечную систему верхних конечностей, координацию, плавность, точность движений рук.

Закрепление знаний об аппликации.

Учиться изготавливать аппликацию из оборванных кусочков бумаги.

Выполнение аппликации "Осеннее дерево".


.Аппликация из обрывных кусочков бумаги. «Осеннее дерево».

Закрепление.


1,5ч самостоятельной подготовки

Закрепление приемов "сгибание квадрата пополам", "сгибание квадрата по диагонали". Повторение свойств бумаги. Выполнение работы по инструкции. Коллективная оценка. Выполнение изделия "Открытка со складным цветком".

14.

Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складной фигуркой кошечки».


0,5ч индивидуально

Закрепление приемов "сгибание квадрата пополам", "сгибание квадрата по диагонали". Повторение свойств бумаги.

Работа с иллюстративным материалом. Выполнение работы по инструкции. Коллективная оценка. Выполнение изделия "Открытка со складной фигуркой кошечки".


Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складной фигуркой кошечки». Закрепление.

(самостоятельно (дистанционно)

1,5ч самостоятельной подготовки

Развивать синхронных движений пальцев. Регулировать мышечное усилие пальцев.

Развивать координированные движения пальцев.

Выполнение изделия из пластилина "Цыпленок".

15.

Конструирование «Бумажный фонарик».

0,5ч индивидуально

Работа с иллюстративным материалом. Рисование по разметочным линиям. Резание бумаги по показу. Составление фонарика. Выполнение практического задания. Коллективная оценка.

Выполнение игрушки "Бумажный фонарик".

ТБ при работе с ножницами.


Конструирование «Декоративная веточка».


1,5ч самостоятельной подготовки

Осваивать приемы сминания бумаги.

Учится скатывать из бумаги шаровидную форму.

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки сминания бумаги.

Развивать ритмичные кругообразные движения рук.

Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Развивать координацию движений рук.

Дифференцировать движения пальцев.

Выполнение поделки "Декоративная веточка".

16.

Конструирование «Флажки».

0,5ч индивидуально

Обучение приему "резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям". Конструирование "Флажки".

ТБ при работе с ножницами.


Конструирование «Флажки». Закрепление.

1,5ч самостоятельной подготовки

Работа с иллюстративным материалом. Рисование по разметочным линиям. Резание бумаги по показу. Конструирование ромашки. Выполнение практического задания. Коллективная оценка.

Конструирование "Бумажный цветок".

ТБ при работе с ножницами.

17.

Лепка по образцу рельефов букв и цифр.

0,5ч индивидуально

Повторение приемов работы с пластилином. Лепить отдельные детали фигурок.

Соединять детали в заданной последовательности.

Лепка аз пластилина изученных букв и цифр.


Лепка многодетальных фигурок животных «Котик».

1,5ч самостоятельной подготовки

Закреплять приемы лепки.

Лепить отдельные детали фигурок.

Соединять детали в заданной последовательности.

Использовать сделанные из пластилина фигурки при сборке многофигурных композиций (макетов), учитывая пространственные соотношения между ними.

Закреплять умение лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок птиц, животных, человека и др.

Скатывание заготовок овальной формы. Выполнение изделия «Котик».

18.

Приемы резания ножницами по изогнутым линиям.

Изготовление листочков из бумаги. Аппликация «Цветок»


0,5ч индивидуально

Беседа «Что надо знать о ножницах», «Как правильно обращаться с ножницами», «Как работать с ножницами». Вырезание ножницами по кривым и прямым линиям.

ТБ при работе с ножницами.


Изготовление листочков из бумаги. Аппликация «Цветок». Закрепление.


1,5ч самостоятельной подготовки


Вырезание ножницами по кривым и прямым линиям заготовок листочков для цветка.

ТБ при работе с ножницами.

19.

Сминание и скатывание бумаги. Аппликация «Веточка рябины».

0,5ч индивидуально

Осваивать приемы сминания бумаги.

Учится скатывать из бумаги

шаровидную форму.

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки сминания бумаги.

Развивать ритмичные кругообразные движения рук.

Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Развивать координацию движений рук.

Дифференцировать движения пальцев.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Учиться изготавливать аппликацию из мятой бумаги.

Выполнение аппликации «Веточка рябины»


Аппликация из смятой бумаги «Веточка рябины».

Закрепление.


1,5ч самостоятельной подготовки

Осваивать приемы сминания бумаги.

Учится скатывать из бумаги

шаровидную форму.

Выполнять практические упражнения, вырабатывая навыки сминания бумаги.

Развивать ритмичные кругообразные движения рук.

Развивать и укреплять мышечную систему верхних конечностей.

Регулировать мышечное усилие кистей рук.

Развивать координацию движений рук.

Дифференцировать движения пальцев.

Регулировать мышечное усилие пальцев.

Учиться изготавливать аппликацию из мятой бумаги.

Выполнение аппликации «Цветы в корзине»

20.

Работа с нитками. Откуда берутся нитки. Свойства ниток.

0,5ч индивидуально

Беседа «Откуда берутся нитки. Свойства ниток. Правила работы с нитками»

Узнавать и называть предметы, сделанные из ниток.

Определять и называть функциональную значимость этих предметов в быту.

Рассматривать и запоминать из чего делают нитки.

Определять и называть свойства ниток.

Узнавать и называть цвета, в которые окрашивают нитки.


Работа с нитками. Сматывание ниток в клубок.


1,5ч самостоятельной подготовки

Овладевать предметно практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении (на себя, от себя).

Развивать пластичность, точность, ритмичность движений кисти руки.

Развивать навык удерживания клубка в одной руке, а нити в другой.

Выполнение изделия «Клубок ниток»

21.

Работа с нитками. Наматывание ниток на картонку. «Бабочка».

0,5ч индивидуально

Овладевать предметно практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении (на себя, от себя).

Развивать пластичность, точность, ритмичность движений кисти руки.

Развивать навык удерживания клубка в одной руке, а нити в другой.

Выполнение изделия «Бабочка»


Работа с нитками. Изготовление кисточки из ниток.


1,5ч самостоятельной подготовки

Овладевать предметно практическими действиями, выполняемыми в заданном пространственном направлении (на себя, от себя).

Развивать пластичность, точность, ритмичность движений кисти руки.

Развивать навык удерживания клубка в одной руке, а нити в другой.

Выполнение изделия «Кисточка»

22.

Работа с бумагой. Аппликация «Фрукты на тарелке»

0,5ч индивидуально

Повторить фрукты. Анализ образца по вопросам учителя. Рисование по опорным точкам. Обведение по шаблону. Обучение приёму вырезывания по кривой линии. Выполнение практического задания по изобразительно-графическому плану. Оценка качества работы (по вопросам учителя).

Выполнение аппликации «Фрукты на тарелке».

ТБ при работе с ножницами.


Вырезание из бумаги круга. Изделие «Снеговик».


1,5ч самостоятельной подготовки

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «круг».

Определять и называть признаки геометрической фигуры «круг».

Устанавливать сходство круга с предметами природного и рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Выполнение аппликации «Снеговик».

ТБ при работе с ножницами.

23.

Вырезание из бумаги круга. Изделие «Гусеница».

0,5ч индивидуально

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «круг».

Определять и называть признаки геометрической фигуры «круг».

Устанавливать сходство круга с предметами природного и рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Выполнение аппликации «Гусеница».

ТБ при работе с ножницами.


Вырезание из бумаги овала. Изделие «Цыпленок в скорлупе».


1,5ч самостоятельной подготовки

Рассматривать, узнавать и называть геометрическую фигуру «овал».

Определять и называть признаки геометрической фигуры «овал».

Устанавливать сходство овала с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму.

Составление плана работы по вопросам учителя и предметно-операционному плану. Повторение ТБ при работе с ножницами. Закрепление приёмов вырезывания по кривой линии. Выполнение практического задания по изобразительно-графическому плану.

Выполнение аппликации «Цыпленок в скорлупе» (из четырех овалов).

Оценка качества работы (по вопросам учителя).

24.

Складывание фигурок из бумаги. Изделие «Пароход».

0,5ч индивидуально

Повторить «транспорт», «треугольник», «прямоугольник». Работа с иллюстративным материалом. Знакомство с приёмами сгибания. Обучение навыку делить сторону на 4 равные части. Выполнение работы по инструкции. Коллективная оценка.

Выполнение изделия «Пароход».


Сгибание углов. Изделие «Пароход».

Закрепление.

1,5ч самостоятельной подготовки

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата верхний, нижний правый, левый угол, боковую, верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Сгибать квадрат пополам.

Комментировать свои практические действия.

Прикладывать углы к середине (центру) листа.

Складывать изделие из бумаги.

Выполнение изделия «Стрела».

25.

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Плетеный коврик».

0,5ч индивидуально

Овладение понятием «Симметрия».

Рассмотрение, узнавание и называние предметов симметричного строения в учебнике и других иллюстративных материалах.

Нахождение в пространстве помещения симметричных предметов.

Закреплять прием сгибания бумаги пополам.

Закреплять приемы резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Осваивать прием резания бумаги по волнистой линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений.

Вырабатывать умение регулировать мышечное усилие, останавливая движение руки в нужном месте.

Выполнение изделия «Плетеный коврик из бумаги».

ТБ при работе с ножницами.


Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Птица».


1,5ч самостоятельной подготовки

Повторить «птица и её строение», «треугольник», «прямоугольник», «квадрат». Работа с иллюстративным материалом. Знакомство с приёмами сгибания. Обучение навыку «сгибание углов к центру». Выполнение работы по инструкции. Коллективная оценка.

Выполнение изделия «Птичка».

ТБ при работе с ножницами.

26.

Симметричное вырезание из бумаги. «Закладка для книги».

0,5ч индивидуально

Анализ образца по вопросам учителя. Планирование операции с помощью предметно-операционного плана. Обучение приёму разметки по шаблону. Выполнение практического задания по изобразительно-графическому плану. Оценка качества работы (по вопросам учителя)

Изготовление изделия "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом".

ТБ при работе с ножницами.


Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Закладка для книги». Закрепление.


1,5ч самостоятельной подготовки

Анализ образца с помощью учителя. Повторение приёмов обработки бумаги. Планирование с опорой на предметно-операционный план. Обучение симметричному вырезанию. Оценка качества работы (по вопросам учителя: поиск ошибок и установление 28 причин их возникновения)

Выполнение изделия "Самолет в облаках".

ТБ при работе с ножницами.

27.

Лепка из пластилина макета.

Задание: Слепить по образцу котика из нескольких деталей.


0,5ч индивидуально

Закреплять приемы лепки.

Лепить отдельные детали фигурок.

Соединять детали в заданной последовательности.

Использовать сделанные из пластилина фигурки при сборке многофигурных композиций (макетов), учитывая пространственные соотношения между ними.

Закреплять умение лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок птиц, животных, человека и др.

Изделие «Котик».


Лепка «Котик». Закрепление.

1,5ч самостоятельной подготовки

Закреплять приемы лепки.

Лепить отдельные детали фигурок.

Соединять детали в заданной последовательности.

Использовать сделанные из пластилина фигурки при сборке многофигурных композиций (макетов), учитывая пространственные соотношения между ними.

Закреплять умение лепить конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок птиц, животных, человека и др.

Слепить из пластилина фигурку снегурочки. Подумай и расскажи, как сделать елочку.

28.

Изготовление цветка из пластилина и природных материалов.

0,5ч индивидуально

Свойства природных материалов (форма, цвет, величина, плотность, гладкость). Пластилин и его свойства. Повторение приемов: скатывания, раскатывания, вдавливание, сплющивание.

Ориентировка в задании. Обучение приёму-сплющивание. Выполнение практического задания по изобразительно-графическому плану. Оценка качества работы (по вопросам учителя).


Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Изготовление цветка из бумаги.

1,5ч самостоятельной подготовки

Овладение понятием «Симметрия».

Рассмотрение, узнавание и называние предметов симметричного строения в учебнике и других иллюстративных материалах.

Нахождение в пространстве помещения симметричных предметов.

Закреплять прием сгибания бумаги пополам.

Закреплять приемы резания бумаги по прямой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Осваивать прием резания бумаги по волнистой линии, не смыкая лезвия ножниц до конца.

Развивать зрительно-двигательную координацию, точность, плавность, аккуратность движений.

Вырабатывать умение регулировать мышечное усилие, останавливая движение руки в нужном месте.

Изготовление цветка.

ТБ при работе с ножницами.

29.

Коллективная аппликация «Букет цветов».

0,5ч индивидуально








Рассматривание иллюстраций цветов. Рассматривание готового образца. Обучение навыку симметричного вырезывания лепестков. Повторение признаков геометрических форм. Выполнение практического задания по изобразительно-графическому плану. Оценка качества работы (по вопросам учителя: поиск ошибок и установление причин их возникновения) Коллективная аппликация "Букет цветов"


Складывание бумаги. Приемы сгибания бумаги.


1,5ч самостоятельной подготовки

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата (прямоугольника) верхнюю, нижнюю, стороны и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Учится совмещать противоположные стороны квадрата (прямоугольника), ритмично повторяя аналогичные действия несколько раз.

Конструировать предмет из деталей, сложенных из бумаги.

30.

Изготовление декоративной птицы из бумаги.

0,5ч индивидуально

Ориентироваться и находить в пространстве квадрата (прямоугольника) верхнюю, нижнюю, стороны и их называть.

Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем.

Учится совмещать противоположные стороны квадрата (прямоугольника), ритмично повторяя аналогичные действия несколько раз.

Конструировать предмет из деталей, сложенных из бумаги.

Конструирование "Декоративная птица со складными крыльями".


Инструменты для швейных работ.

1,5ч самостоятельной подготовки

Знакомство с инструментами для шитья. Обучение приемам шитья (по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

ТБ при работе с иглой.




31.

Приёмы шитья.

Шитьё по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям) способом «игла вверх – вниз».

0,5ч индивидуально

Знакомство с инструментами для шитья. Обучение приемам шитья (по вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

ТБ при работе с иглой.


Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» геометрических фигур.

Закрепление.


1,5ч самостоятельной подготовки

Обучение приемам шитью по проколам (треугольник, квадрат, круг).

ТБ при работе с иглой.

32.

Как работать с. нитками. Вышивание

0,5ч индивидуально

Развивать навык работы колющими инструментами (большой иглой).

Овладевать приемом шитья «игла вверх-вниз».

Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков.

Развивать зрительно-двигательную координацию, точность.

Развивать ритмическую упорядоченность движений при выполнении практических действий (вверх, вниз).

ТБ при работе с иглой.


Вышивание способом «в два приема»


1,5ч самостоятельной подготовки

Развивать навык работы колющими инструментами (большой иглой).

Овладевать приемом шитья «игла вверх-вниз».

Учиться применять этот прием при выполнении прямой строчки, вертикальных и наклонных стежков.

Развивать зрительно-двигательную координацию, точность.

Развивать ритмическую упорядоченность движений при выполнении практических действий (вверх, вниз).

ТБ при работе с иглой.

33

Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям)

0,5ч индивидуально

Обучение приемам вышивания по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

ТБ при работе с иглой.


Вышивание по проколам способом «в два приема» контуров ягод, букв и других предметов.


3ч самостоятельной подготовки

Закреплять навык работы колющими инструментами (большой иглой).

Осваивать вышивание в два приема.

Развивать внимание, аккуратность, умение контролировать свои практические действия.

ТБ при работе с иглой.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1 класса образовательных организаций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


Наименование

объектов по учебно-методическому обеспечению

Примечание

Книгопечатная продукция

  1. Кузнецова Л.А. Рабочие программы.


В программах определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания обучения ручному труду и результаты его усвоения, представлено тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс: Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


В доступной форме учебник рассказывает о труде, формирует представления школьников об окружающем рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека. Знакомит с доступными видами ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками»), дает первоначальные технические сведения о глине, пластилине, бумаге, природных материалах и учит элементарным приемам работы с этими материалами.

   Учебник предназначен для работы в классе и для чтения взрослыми детям.

  1. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1 класс Рабочие тетради (часть 1 и часть 2) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.



Созданию условий для подготовки детей к выполнению практических заданий способствуют рабочие тетради, которые соотносятся с содержанием учебников и содержат сопутствующие текстовые материалы (загадки, пословицы, кроссворды, схемы для контроля, шаблоны изделий).

  1. Кузнецова Л.А. Пособие для учителей общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


Значительным дополнением к учебникам являются методические пособия для учителей и родителей, где представлены материалы к организации и проведению уроков ручного труда (перечень типового оборудования для уроков труда, содержание ведущих умений и навыков, которые необходимо сформировать у школьников в первом классе, примерное планирование уроков на год, словарь терминов, литература.

Электронный ресурс

  1. Кузнецова Л.А. Электронные приложения к завершённой линии учебников и рабочим тетрадям «Технология. Ручной труд» 1-4 классы для организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями


Данное электронное сопровождение предполагает включение педагогом практического обучающего материала в учебный процесс на уроках и во внеурочное время.  Для подготовки к уроку педагог может распечатывать необходимый ему отрывок из рабочей тетради и использовать в классе для практической работы учащихся в соответствии с темой урока.

Привлечение данного ресурса дает дополнительную возможность активизации учебной деятельности умственно отсталых школьников, расширения их представлений в связи с изучаемым предметом, формирования их жизненной компетенции и социальной адаптации.


Материально-техническое обеспечение


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Количество

Примечание

1

2

3

4

Библиотечный фонд (полиграфическая продукция):

1

Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)


Стандарт, примерная программы, рабочая программа входит в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета ручного труда.

2

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

.

3

Рабочие программы по предмету «Технология (Ручной труд)» для 1 класса образовательных организаций для обучающихся с нарушением интеллекта.

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

4

Учебно-методические комплекты (УМК) по программе для проведения уроков технологии

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

В состав библиотечного фонда необходимо включить полные комплекты УМК

5

Учебник «Технология. Ручной труд» для 1 класса образовательных организаций для обучающихся с нарушением интеллекта.

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)


6

Рабочие тетради

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

В состав библиотечного фонда необходимо включить рабочие тетради, соответствующие используемым учебникам.

7

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков технологии).

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)


8

Учебно-наглядные пособия

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Наглядные пособия в виде таблиц по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия.

9

Словарь-справочник по трудовому обучению

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)


10

Альбомы по декоративно-прикладному искусству.

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)


Печатные пособия:

11

Таблица предметов быта, отдыха, учебы

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

В целях правильной организации деятельности обучающихся, развития у них способности к планированию и умения соблюдать технологию изготовления изделий необходимо использование наглядных пособий, учитывающие специфику их восприятия и аналитические способности.

Все печатные пособия могут быть представлены в демонстрационном (настенном), индивидуальном (раздаточном), полиграфическом виде и на электронных носителях.


12

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству.

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

13

Дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия.

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

14

Предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи,

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Информационно – коммуникационные средства:

15

Мультимедийные обучающие программы по ручному труду.


Комплект необходимый для практической работы в группах, рассчитанных на несколько обучающихся (7-8 экз.).

Большими возможностями обладает программа MSPowerPoint при создании мультимедийной продукции. Одним из главных аспектов этой программы является применение анимационного эффекта.

16

Электронное приложение к учебнику

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

Настоящий электронный ресурс является своеобразным интерактивным опорным конспектом для учителя. Кроме этого, в целях подготовки к уроку учитель, работая с электронным приложением вышеназванного УМК, может распечатывать необходимый ему отрывок из учебника или рабочей тетради и использовать его в классе для практической работы учащихся в соответствии с темой урока. При необходимости педагогу следует адаптировать задания и давать дополнительные пошаговые инструкции, отбирать и предлагать актуальную информацию для учащихся, осуществлять помощь обучающимся в применении инструментария и демонстрировать способы действия при выполнении интерактивных заданий.

17

Программно-педагогическое средство «Библиотека электронных наглядных пособий»


Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

Электронное издание «Трудовое обучение», состоящее из набора мультимедийных компонентов - текстов, рисунков, фотографий, анимаций, видеофрагментов, тестовых заданий, предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования, а также для самостоятельного использования учащимися дома.  При необходимости компьютерный материал надо компилировать или использовать частично, адаптировать его, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого обучающегося с умственной отсталостью.

Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM либо создаваться в сетевом варианте.

18

Игровые компьютерные игры-программы (диагностические, развивающие, обучающие, тренирующие).

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

В состав развивающих игр-программ входят: пазлы, раскраски, игры-головоломки, лабиринты, кроссворды и др., которые можно подобрать по уровню развития, возрасту, виду работы, теме урока. Такие игры-программы развивают внимание и память, моторику рук, развивают логику и мышление у детей.

Применение обучающих электронных игр–программ на уроках технологии, дает возможность пополнять словарный запас, различать цвет, форму, конструкцию и другие видимые характеристики предметов, учить младших школьников счету, письму, чтению, ручному и профильному труду и т.д.

Развивающие и обучающие игры можно считать диагностическими, поскольку по способу решения компьютерных задач, стилю игровых действий учитель, дефектолог, психолог и логопед смогут многое сказать о ребенке.

Возможно использование платных и бесплатных сайтов с on-line и флэш–играми.

Технические средства обучения:

19

CD/DVD – проигрыватели.

Телевизор.

Ауди-видео-магнитофон.

Компьютер с художественным и трудовым программным обеспечением.

Слайд – проектор.

Мультимедиа-проектор.

Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.

Экран.

Интерактивная доска.

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

Необходимо иметь устройство для затемнения окон.

20

Экранно – звуковые пособия:

аудиозаписи музыки к литературным произведениям,

видеофильмы и презентации: по художественным и этнографичекским музеям; музеям кукол; народным промыслам и др.

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)


Учебно-практическое оборудование:

21

Материалы:

  1. Краски акварельные, гуашевые.

  2. Фломастеры разного цвета

  3. Цветные карандаши

  4. Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)

  5. Бумага цветная разной плотности.

  6. Картон цветной, серый, белый

  7. Бумага в крупную клетку

  8. Набор разноцветного пластилина.

  9. Нитки (разные виды)

  10. Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)

  11. Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.

  12. Шнурки для обуви (короткие, длинные)

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Типовое оборудование для уроков технологии в каждом классе рассчитывается на одного обучающегося ежегодно, в соответствии с видами работ, предусмотренными образовательной программой.

22

Инструменты:

  1. Кисти беличьи № 5, 10, 20

  2. Кисти из щетины № 3, 10, 20

  3. Стеки.

  4. Ножницы.

  5. Иглы швейные с удлиненным (широким) ушком.

  6. Карандашная точилка.

  7. Гладилка для бумаги.

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

23

Вспомогательные приспособления:

  1. Подкладные доски

  2. Подкладной лист или клеенка.

  3. Коробка для хранения природных материалов.

  4. Подставка для кисточки

  5. Баночка для клея

  6. Листы бумаги для работы с клеем (макулатура)

  7. Коробочка для мусора

  8. Тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук.

Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

6. Модели и натуральный ряд

24

  1. Модели геометрических фигур и тел.

  2. Модель фигуры человека, животных, птиц, рыб.

  3. Муляжи фруктов и овощей (комплект).

  4. Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др.

  5. Изделия декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

  6. Керамические изделия.

  7. Предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз, коробки и др.).

  8. Образцы новогодних игрушек.

  9. Коллекция «Виды и сорта бумаги»

  10. Коллекция «Виды и сорта ниток»

Комплект для фронтальной работы (не менее 1 экз. на двух человек);




Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)




Игры и игрушки:

25

Игры:

  1. Набор «Конструктор» (металлический).

  2. Шахматная доска с шашками.

  3. Фигура-раскладка «Волшебный квадрат» с образцами заданий для складывания из фигуры-раскладки различных геометрических комбинации из треугольников..

  4. Фигура-раскладка «Складные часы»

  5. Игра «Геометрический конструктор».

  6. «Лото», «лишний предмет».

  7. «Что перепутал художник».

  8. «Орнамент-загадка».

  9. «Составление слов из букв, сделанных из проволоки».

  10. «Помоги Буратино попасть к папе Карло».

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

Использование игр на уроках технологии создает условия для формирования положительной мотивации учения у обучающихся.


26

Игрушки:

  1. Летающая модель «Планер».

  2. Игрушечный ткацкий станок

  3. Игрушка «Кукла-скрутка»

  4. Игрушка «Летающий диск»

Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)


Оборудование помещения:

27

Для учителя:

  1. Классная доска.

  2. Учительский стол.

  3. Шкафы для хранения материалов, инструментов.

  4. Демонстрационный столик.

  5. Стеллажи для выставок детских работ.


Демонстрационный экземпляр

(1 экз.)

К оформлению помещений, помимо чисто педагогических требований, связанных с функциональным назначение каждого отдельного интерьера, предъявляются и определенные эстетические требования. Однако надо помнить, что классная комната в первую очередь предназначена для занятий, поэтому все декоративные элементы и информационные стенды могут располагаться только на задней стене класса, чтобы не отвлекать внимания обучающихся.

28

Для обучающихся:

учебные (рабочие) места.



Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Одноместные или двухместные столы и стулья на 16 посадочных мест.

Рабочее место должно отвечать необходимым параметрам – как структуре тела ребенка, так и эстетическим нормам. Сюда входят рациональное расположение инструментов и поделочного материала на рабочем месте, отсутствие лишних предметов на столе, чистота. Это свидетельствует об образцовом порядок, который диктует готовность к внутренней дисциплине.

Планировка рабочих мест должна обеспечить удобную позу и выполнение экономических, плавных, ритмических движений. Неудобное положение при работе вызывает физическое утомление, деформирует тело, снижает работоспособность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!