СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по предмету "Мировая художественная культура" 8 - 11 классы

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы по предмету Мировая художественная культура 8 - 11 классы. Программы разработаны на основе программы Г.И. Даниловой

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по предмету "Мировая художественная культура" 8 - 11 классы»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»


Составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствии с требованиями к минимуму содержания образования, Базисного учебного плана. Автором программы является Данилова Г.И.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2016 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2016 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2016 г.

протокол № ____

Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2016 г.

Директор школы ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Мировая художественная культура»

8 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна



2016-2017 учебный год



Пояснительная записка

Данная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе обязательного минимума содержания образования в соответствии с объёмом времени, отведённом по Базисному учебному плану и даёт распределение учебных часов в 8 классе по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Программа разработана на основании программы основного общего образования Г.И. Даниловой по мировой художественной культуре для обучающихся 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Курс МХК является переходным от истории культуры народов, который изучался в 5 – 7 классах. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 урок в неделю) в соответствии с учебным планом школы. В связи с отсутствием специального учебника, рассчитанного на 8 класс, программа данного курса частично изменена и адаптирована для учащихся 8 класса основной школы, ранее изучавших историю культуры народов.

Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Курс знакомит учащихся с выдающимися достижениями художественной культуры народов мира, раскрывает характерные особенности и взаимодействие культур, ставших художественным достоянием человечества.

Особое внимание уделено своеобразию отечественной культуры, её эстетической значимости и непреходящим нравственным ценностям.

Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Это красивый и выразительный мир.

Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления системы художественно - образного видения мира в разные эпохи у народов земли.

Целью изучения дисциплины «Мировая художественная культура» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.

Основные задачи:

  • развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности школьника;

  • воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

  • сплочение классного коллектива;

  • формирование общего представления о народной культуре, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве – и через приобщение к истокам русской культуры подвести к осознанию глубины и значимости культур других народов мира.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения курса учащийся должен знать:

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусств;

  • основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания искусства;

  • культурные традиции стран мира, национальные особенности эстетических норм;

уметь:

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, отзывы).





























Учебно- тематический план МХК (8 класс)

№ п/п

Темы

Количество часов

Практические и контрольные

1

Вводный урок. Задачи курса МХК

1


2

Героический эпос народов мира


2



3

Праздники и обряды народов мира

10

3




4

Архитектурные традиции народов мира


7



5

Изобразительное искусство народов мира


14

1


ИТОГО:

34

4

















Календарно-тематический план

Срокизучения

урока

Раздел, тема урока

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Повторение ключевых моментов

1 четв.

1

Вводный. Задачи курса МХК

Основные задачи



Раздел 1. Героический эпос народов мира (2 ч.)


2

Понятие о героическом эпосе

Истоки и особенности эпоса, произведения разных авторов.

Соотносить эпос с определённой эпохой.

Героический эпос, скальды, сюжет.


3

Герои и темы русского народного эпоса

Произведения разных жанров и авторов

Анализировать, делать выводы

Былина. Запев, зачин, концовка.

Раздел 2. Праздники и обряды народов мира (10 ч.)


4

Славянские боги и праздники

Почему славяне верили в духов и божества

Дать определения понятиям: бог, молитва, дух, идол, язычество.

Даждьбог, Перун.


5

Славянские боги и праздники


6-7

Широкая Масленица.

История и традиции.

Историю возникновения праздника

Принимать участие в инсценировках

Катание на санях


8

Урок-практикум по разделу «Праздники и обряды народов мира»

Обряды

Классифицировать обряды по группам. Выполнять опорный конспект.

Чучело, петровский маскарад, медвежья потеха


9

Религиозные праздники и обряды народов мира.

Особенности славянских, мусульманских, иудейских праздников

Разнообразие мировых религий.

Вербное воскресенье, Пасха, Курбан-байрам, Ханука


10-11

Ах, карнавал! Удивительный мир!

Историю карнавала, традиции праздника

Изготовит карнавальную маску

Бразильский карнавал


12-13

Урок – проект «Традиции карнавалов мира»


Самостоятельно работать


Раздел 3. Архитектурные традиции народов мира (7 ч.)


14-


15

Архитектура народов мира.


Храмовая архитектура

Шедевры мировой архитектуры

Уметь анализировать произведения

Церковь, храм, мечеть


16

Дом – жилище человека


Готовить презентации


3 четв.

17

Дом – жилище человека. Из истории строительства

История развития жилища

Работать с дополнительной литературой



18-19

Виды жилищ разных народов

Виды традиционных домов

Определять характерные черты



20

Праздничные народные гуляния.

Новоселье.

Народные приметы


Подарки на новоселье

Раздел 4. Изобразительное искусство народов мира (14 ч.)


21-22

Искусство византийской мозаики

Значение храмовой живописи, историю её развития

Отличительные особенности фрески от мозаики

Мозаика в Салониках, монастыря в Дафни


23

Древнерусская иконопись.


Особенности религиозной живописи




24

О чём рассказывает религиозная живопись


Уметь анализировать и делать выводы

Иконография


25-26

Живописцы Древней Руси

Представителей новгородской и московской школ

Уметь выделять главное. Делать записи

Феофан Грек, Андрей Рублёв

4 четв.

27

Искусство книжной миниатюры Востока

Книжная миниатюра и её особенности

Изготовить макет небольшой книжки



28

Искусство книжной миниатюры Запада





29

Традиции шумеро-аккадского искусства.

Культуру хеттов и хурритов. Главные архитектурно-художественными центры


Дворцы-цитадели.

Зиккураты


30

Искусство создания каменных рельефов в Месопотамии

Геральдические композиции, индивидуальный облик персонажей

Работать с дополнительной литературой

Расцвет искусства в период правления Ашшурбанипала


31

 Вавилонские храмы

Памятники Двуречья

Готовить презентации

Зиккурат Этеменанки,

Ворота Иштар,


32

Художественные традиции удмуртов.

Узорное ткачество удмуртов, вязание, обработка дерева, плетение.

Работать с дополнительной литературой



33

Вышивка как один из видов женского бытового искусства удмуртов.

Узоры южных и северных удмуртов

Готовить презентации

Традиционная расцветка старинной удмуртской вышитой одежды


34

Урок-практикум по разделу «Изобразительное искусство народов мира»

Ранее изученный материал

Отвечать на поставленные вопросы










Литература

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 8 класс – М.: Дрофа, 2010.

4. Куцман Н.Н. Мировая художественная культура 8 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И., Волгоград, Издательство «Корифей», 2011.

  1. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура 8 класс. Москва, Просвещение. 2009.


УМК для учащихся:

    1. Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011.

    2. М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 2010.

    3. Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.

    4. В. Петрухин. Славяне - иллюстрированная мировая история. -Москва: Росмэн, 2012

    5. Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.

    6. Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 2006,

    7. Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2010.

    8. Мокеев Г. Огненные храмы древней Руси. // Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2011.

    9. Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2012.

    10. Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 2008.





Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»

Составлена на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствии с требованиями к минимуму содержания образования, Базисного учебного плана. Автором программы является Данилова Г.И.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2016 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2016 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2016 г.

протокол № ____

Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2016 г.

Директор школы ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Мировая художественная культура»

9 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна




2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» составлена на основе обязательного минимума содержания образования в соответствии с объёмом времени, отведённом на изучение по Базисному учебному плану, и предназначена для учащихся 9 класса образовательных школ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.

Принимая во внимание специфику предмета, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе приводится перечень творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры Средневековья). Структурно программа курса МХК для 9 класса состоит из разделов: Художественная культура Древнего мира (Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, художественная культура стран Востока, культура стран Индии, Китая, Японии), Культура Средневековья (Византии, Европейского средневековья). В раздел «Осень средневековья» включены часы национально-регионального компонента.

Основная форма организации уроков МХК в 9 классе – это лекция, диалог, презентация.

Рабочая программа рассчитана на изучение курса МХК в 9 классе в течение 34 часов (1 урок в неделю) учебного времени за счет часов школьного компонента.

Цель предмета – формировать духовный мир школьника силой воздействия различных искусств в их комплексе, его нравственность, эстетическую воспитанность.

В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны:


знать:

  • основные эпохи в художественном развитии человечества;

  • эстетические идеалы различных эпох и народов;

  • основные стили и направления в мировой художественной культуре;

  • роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

  • особенности художественной культуры современного человечества и ее сложную структуру;

  • выдающиеся памятники и произведения различных эпох;

уметь:

  • отличать произведения искусства различных стилей;

  • самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;

  • показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

  • пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее;

  • готовить сообщения на заданную тему.








Учебно- тематический план МХК 9 класс



Раздел

Часы

Из них практических и контрольных


Вводный урок

1


1

Художественная культура древнего мира: основные черты

10


2

Художественная культура Индии, Китая и Японии

7


3

Культура Средневековья

11


4

«Осень» средневековья

5

1


ИТОГО:

34

1

























Календарно-тематический план МХК (9 класс)



Срокизучения

урока

Раздел, тема урока.

Практические, контрольные и другие виды контроля

Ученик должен знать (основные понятия, термины)

Ученик должен уметь(основные умения и навыки)

Повторение ключевых моментов курса

I четв.

1

Введение. Понятие культуры и художественной культуры

Роль языка в передаче культурного наследия

Конспектировать лекционный материал.

Религия и художественная культура.

Раздел 1. Художественная культура древнего мира: основные черты (10 ч.)






2

Зооморфные и антропоморфные мифологические представления.

Основные черты культуры древнего мира.





Готовить сообщения.

Единство мира человека и мира природы.

Магия и ритуалы.






3

Открытие древнеегипетской цивилизации учеными 19 века. Загадка иероглифов.

Историю открытия египетской цивилизации.

Подбирать материал к уроку.

Иероглифы.


4

Пирамиды – памятники бессмертию фараонов.

Исследователей гробниц.

Пересказывать материал.

Открытие сокровищ гробниц Тутанхамона.


5

Чудо красоты – Нефертити. Эстетический канон древнеегипетского искусства.

Материал о Нефертити.

Работать с дополнительной литературой



6




Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито – микенская пластика и архитектура.

Лекционный материал.

Готовить презентации.



7

Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве.

Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период.

Разбираться в гениалогии богов.

Зевс, Геракл и др.


8

Зарождение лирической поэзии. Эстетический идеал эллинизма.


Конспектировать материал.

Софокл «Антигона».


9

Архитектура Древней Греции как синтез искусств. Основные архитектурные ордера.

Место и роль античного наследия в мировой культуре.

Подбирать материал к уроку

Афинский акрополь.

Вазопись.

II четв.



10

Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре.

Искусство этого периода и его особенности.

Пользоваться справочной литературой.



11

Памятники древнеримской архитектуры, скульптуры и живописи.

Основные памятники культуры.

Подбирать иллюстрирующие примеры.

Колизей, Пантеон. «Капитолийская волчица», Помпейские росписи.

Раздел 2. Художественная культура Индии, Китая и Японии (7 ч.)






12

Художественная культура стран Индии, Китая, Японии. (Обзор). Образы буддизма в художественной культуре.

Отличительные особенности культур.

Конспектировать обзорный материал.





13

Культура и искусство Индии: вчера и сегодня. Единство в многообразии – парадигмы индийской культуры.



Цивилизации долины Инда.




14

Древние арии и священная поэзия Вед. Магическая формула индийской культуры «правда – добро – красота»

Материал лекции.

Пересказывать материал.

«Махабхараты», «Рамаяны».


15

Индийские храмы – «каменные цветы» Южной Индии. Тадж Махал – великий памятник любви и красоты.

Основные примеры архитектуры.

Работать с дополнительной литературой

Тадж Махал.




16

Осмысление мира и человека в искусстве Китая. Ритуал и магия. «Книга перемен» как древний памятник китайской культуры.

Отличительные особенности культуры Китая.

Конспектировать материал.

«Книга перемен».

Иероглифика.

III четв.

17

Культ гор и камней в Японии. Храмовое зодчество.

Памятники архитектуры.




18

Неповторимость японской поэзии.

Влияние японской худ. культуры на Запад.


Хоку.

Раздел 3. Культура Средневековья (11 ч.)




19

Роль Библии в развитии художественной культуры христианского мира.

Роль Библии…

Выделять тезисы из лекционного материала.





20

Формирование и зарождение традиций иконописи. Символика света и цвета в иконе.

Роль античного наследия.




21

Конструктивные и композиционные принципы крестово – купольного византийского храма.

Особенности архитектуры Византии.

Подбирать иллюстративный материал.

София Константинопольская.






22

Объединяющая роль христианской церкви в становлении художественной культуры.

Монастыри как центры образования и культуры.





Роль христианского религиозного мировоззрения.

Готовить презентации.

Анализировать, отвечать на вопросы



23

Формирование художественного канона западноевропейского христианства. Романский стиль в архитектуре.

Черты и особенности построек романского стиля.

Готовить сообщения

Вормский собор. Храм – крепость как отражение сути романского стиля.


24

Взаимодействие и взаимовлияние христианских и исламских традиций в культуре раннего средневековья.

Архитектурные памятники.

Готовить презентации.

Памятники Кордовы.

Альгамбра.




25

Ведущая роль архитектуры в художественной культуре средневековья.

От романского стиля к готике.

Характерные особенности готической архитектуры.



Конспектировать лекционный материал.

Шартрский собор.

Собор Парижской Богоматери. Нотр – Дам.


26

Роль собора в жизни средневекового города.

Особенности отделки соборов.


Кентерберийский собор.

IV четв.

27

Религиозное и светское искусство средневековья. Книжная миниатюра как отражение городской жизни.

Отличительные особенности искусств.




28

Народная смеховая культура. Карнавал и мистерия – средневековый театр.

Особенности уличных театров.

Иллюстрировать материал.



29

Формирование светской литературы. Героический эпос. Куртуазная литература и поэзия.

Отличительные особенности жанров.

Систематизировать материал

«Песнь о Роланде». Трубадуры и менестрели.

Раздел 4. «Осень» средневековья (5 ч.)




30

Ощущение трагизма жизни и его отражение в трактовке библейских сюжетов.

Символику в росписи алтарей.




Клаус Слютер.


31

Расцвет хозяйства и культуры удмуртской общности в эпоху средневековья

Кочергинская, Чумойтлинская, Чепецкая культуры,

Работать с дополнительной литературой

Городище Иднакар – центр чепецких удмуртов


32

Декоративно – прикладное искусство удмуртов в эпоху средневековья.

Особенности сюжетов декоративно - прикладного искусства

Уметь работать с дополнительной литературой

Пьяноборская археологическая культура


33

Ювелирное ремесло удмуртов.

Места проведения археологических находок

Готовить презентации

Височные подвески, застёжки-фибулы, браслеты


34

Урок-практикум по разделу «Культура Средневековья»

Ранее изученный материал

Отвечать на вопросы теста
















Литература

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 9 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2012.

  2. Мировая художественная культура. Для 9 классов. Л.А. Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  3. МХК. 9 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2010.

  4. «Художественная культура Нового и новейшего времени», автор Л.М.Предтеченская. 2009.

  5. «Мировая художественная культура», авторы Н.И.Киященко, Л.А. Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Е.Н. Шанинская. 2008.

  6. «Мировая художественная культура», авторы В.Г. Маранцман, Г.И.Данилова. 2011.



Список цифровых образовательных ресурсов:


  1. ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

  2. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  3. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

  4. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

  5. ЦОР «Мировая художественная культура»

  6. Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

  7. « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  8. « Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку»







Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»


Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствии с требованиями к минимуму содержания образования. Автором программы является Данилова Г.И.

Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2016 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2016 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2016 г.

протокол № ____

Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2016г.

Директор школы ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Мировая художественная культура»

10 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна



2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

          Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны  «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данило­ва. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011»         
         В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В связи с изучением некоторых разделов Федерального компонента государственного стандарта в 9 классе: Художественная культура Древнего мира (Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, художественная культура стран Востока, культура стран Индии, Китая, Японии), Культура Средневековья (Византии, Европейского средневековья), в 10 классе более подробно изучается художественная культура Нового времени

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требованиям к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Образовательные цели и задачи курса

      Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение.

Воспитательные цели задачи курса

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках.

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).


Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.



















Календарно-тематическое планирование (МХК 10 класс)



раздела

Тема

Количество часов

Из них практических


Вводное занятие

1


1

Художественная культура эпохи Возрождения

5

1

2

Художественная культура Нового времени

18

1

3

Художественная культура конца

XIX - XX вв.

10

1


ИТОГО:

34

3





















Календарно-тематическое планирование (МХК 10 класс)

Сроки изучения


№ урока

Раздел, тема урока.

Практические, контрольные и другие виды контроля

Ученик должен знать

(основные понятия, термины)

Ученик должен уметь

(основные умения и навыки)

Повторение ключевых моментов курса

1 четв.

1

Вводное занятие


Выполнять конспект лекций


Раздел 1. Художественная культура эпохи Возрождения (5 часов)



2

Возрождение в Италии.

Развитие ренессансного искусства в городах Италии.

Этапы развития ренессансного искусства

Отвечать на вопросы

Периодизация возрожденческой культуры


3

Титаны Возрождения

Шедевры живописи Леонардо

Подбирать примеры по теме.

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.


4

Развитие региональных школ и стилей

Последователей Венецианской школы живописи.

Готовить сообщения на заданную тему

Веронезе, Джорджоне, Тициан


5

Северное Возрождение. Эпоха Возрождения во Франции и Испании.

Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов

Отличать особенности возрожденческой культуры Англии, Франции и Испании

Ван Эйк, А Дюрер, Э.Роттердамский, У.Шекспир, Ф.Рабле


6

Обобщающее повторение по разделу «Художественная культура эпохи Возрождения»

Пройденный материал

Отвечать на вопросы


Раздел 2. Художественная культура Нового времени (18 часов)




7




Барокко. Особенности стиля. Шедевры итальянского барокко.


Драматизм, экспрессия, многоплановость, композиционная уравновешенность, новое видение пространства

Конспектировать лекцию

Собор и площадь Св. Петра в Риме.

П.Рубенс, Ван Дейк.





8

Классицизм. Эстетические воззрения эпохи

Художественную картину мира

Отвечать на вопросы, подбирать материал по теме

Вольтер, Руссо


9




Классицизм в архитектуре и музыке. Расцвет музыкальных жанров.

Дворцово - парковые ансамбли.

Конспектировать лекцию.

Д.Дефо, Г.Филдинг, Ж.Расин.

Й.Гайдн

2 четв.

10 -11

Классицизм в литературе. Становление романа. Новое рождение трагедии

Особенности стиля

Конспектировать тезисы.

Классицизм


12

Реализм 17 века в живописи

Биографии и произведения художников

Работать с дополнительной литературой

Рембрант ван Рейн.



13

Высший расцвет свободной полифонии в музыке И.С.Баха

Биографию композитора

Выполнять аудиозаписи

И.С.Бах


14

Классицизм и ампир в архитектуре

Ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга




15

От классицизма к академизму в живописи

Биографии и произведения художников

Самостоятельно выполнять конспект

Н. Пуссен,

Ж.Л. Давид,

К.П. Брюллов, А.А. Иванов



3 четв.

16-


17

Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы


Историю Венской классической школы

Готовить сообщения, мультимедийные презентации

В.А. Моцарт,

Л. ван Бетховен


18

Романтический идеал и его отображение в музыке

Биографии композиторов

Работать с дополнительной литературой

Ф. Шуберт,

Р. Вагнер


19

Романтизм в живописи

Биографии и произведения художников

Готовить сообщения

Прерафаэлиты, Ф. Гойя,

Э. Делакруа,

О. Кипренский


20

Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Историю зарождения русской классической школы

Подбирать материал к уроку

М.И. Глинка


21

Социальная тематика в живописи реализма Г. Курбе, О. Домье

Биографии и произведения художников

Готовить мультимедийные презентации

Реализм


22

Художники-передвижники – И.Е. Репин, В.И. Суриков

Роль хужожников-передвижников

Давать характеристику произведениям



23

Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И. Чайковский).

Биографию П.И.Чайковского, музыкальные произведения

Работать с дополнительной литературой



24

Обобщающее повторение по разделу «Художественная культура нового времени»

Ранее изученный материал

Отвечать на поставленные вопросы


Раздел 3. Художественная культура конца XIX - XX вв. (10 ч.)


25

Основные направления в живописи конца XIX в: импрессионизм

Основные направления в живописи конца XIX в

Подбирать материал к уроку

К. Моне


26

Постимпрессионизм (Ван Гог,П. Сезанн, П. Гоген).

Биографии В.Гога, П.Сезанна, П.Гогена

Давать характеристику произведениям


4 четв.

27

Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, В.И. Шехтель)


Готовить презентации



28

Символ и миф в живописи

Биографию М.А.Врубеля, произведения

Работать с дополнительной литературой

М.А. Врубель


29

Символ и миф в музыке

Биографию А.Н.Скрябина

Подбирать материал к уроку



30

Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм

Основные произведения

Работать с дополнительной литературой

П. Пикассо


31

Абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали).

Биографии В.Кандинского и С.Дали

Давать характеристику произведениям



32-33

Культурные традиции родного края.


Культурные традиции родного края

Подбирать материал, готовить презентации

Традиции, обычаи, праздники


34

Обобщающее повторение по разделу «Художественная культура конца XIX - XX вв.»

Ранее изученный материал

Отвечать на поставленные вопросы
























Литература

    1. Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

    2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2012.

    3. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2011.

    4. Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 2010;

    5. Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,                     кроссворды/ О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Методика).

    6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. – М., Народное образование, 2010. – с. 34-28.

    7. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 2012.

    8. Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

    9. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,2010.

    10. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.

 



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»


Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствии с требованиями к минимуму содержания образования. Автором программы является Данилова Г.И.


Рассмотрено на заседании

методического объединения

«___» ____________ 2016 г.

Согласовано с заместителем

Директора по УВР

«___» ____________ 2016 г.

_______________________

Принято на заседании

педагогического совета школы

«___» ___________ 2016 г.

протокол № ____

Утверждено

Приказом № _____

от «____» ________2016 г.

Директор школы ____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Мировая художественная культура»

11 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна


2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

         Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны  «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данило­ва. — 6-е изд. — М.: Дрофа, 2011».         
         В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), изучение предмета мировая художественная культура на базовом уровне.

          Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень. Данилова Г.И. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.

Образовательные цели и задачи курса

      Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как самобытного явления, имеющего мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах.

Воспитательные цели задачи курса

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

     Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать компьютерные технологии, мультимедийные ресурсы для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- высказывать собственное мнение о произведениях классики и современного искусства.





Результаты обучения

 Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, обучающийся должен:

Знать/ понимать:

-основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

Уметь:

- узнавать изученные произведение и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать взаимно-однозначные соответствия;

- анализировать шедевры мировой художественной культуры;

- осмысленно его воспроизводить в полном и сокращенном виде;

Использовать знания, приобретённые на уроках МХК в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного и эстетического развития, умения организовать правильно свой досуг,  реализовать творческий потенциал, выражать собственное суждение о произведениях классики и современного искусства.








Учебно-тематический план (МХК 11 класс)


раздела

Тема

Количество часов

Из них практических (ч)


Вводный урок

1


1

Ключевые вопросы русской художественной культуры

8


2

Художественная культура конца X1X – начала XX века

5


3

Театральная культура XX века

6

1

4

Шедевры мирового кинематографа XX в века

6

1

5

Музыкальная культура России

2


6

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки XX века

5

1


Культурные традиции родного края

1



ИТОГО:

34

3














Календарно-тематический план (МХК 11 класс)


Сроки изучения

урока

Раздел, тема урока.

Практические, контрольные и другие виды работ.

Ученик должен знать (основные понятия, термины)

Ученик должен уметь (основные умения, навыки)

Повторение ключевых моментов курса.

1 четв.

1

Водный. Задачи курса

Задачи курса



Глава 1. Ключевые вопросы русской художественной культуры (8 часов)


2

Источники изучения древнерусской литературы

О самобытности русской культуры

Конспектировать лекцию

А.Чаадаев, Н.Данилевский,

С.Аксаков


3

Художественная культура языческой Руси. Семантика православного храма

Особенности русских храмов

Различать архитектурные памятники

Соборы в Киеве и Новгороде, храмы древнего Владимира


4

Распространение письменности формирование центров письменной культуры

Особенности древнерусской письменности

Подбирать материал, готовить сообщения

Жанры фольклора


5

От Киевской Руси к Московской

Роль Новгорода в сохранении русской художественной культуры

Конспектировать материал



6

Развитие летописания, распространение грамотности

Условия распространения грамотности


Житие Сергия Радонежского


7

От Руси к России. Подъём Московского княжества

Условия общекультурного подъёма

Подбирать материал, готовить сообщения

Ф.Грек, А.Рублёв


8

Московский Кремль – великий памятник нашего Отечества

О развитии образования

Конспектировать материал

Первопечатники


9

Культура России на переломе эпох

Особенности литературы данного периода

Готовить сообщения


Глава 2. Художественная культура конца X1X – начала XX века (5 часов)

2 четв.

10

Художественные искания импрессионистов. Работа на пленэре. Пейзажи впечатления.

Знать творчество Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Подбирать материал по заданной теме

Клод Моне.


11

Интерес к повседневной жизни человека. Постимрессионизм.

Определения.

Постимпрессионистические искания французских худож­ников.

Отвечать на вопросы

Поль Сезанн, Ван Гог, Поль Гоген


12

Поиск новых композиционных решений. П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген

Биографии художников

Конспектировать материал

А. Тулуз -Лотрек.


13

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств, выработка единого интернационального стиля в искусстве.

Особенности модерна в различных видах искусства.

Готовить сообщения

Создание новых художественных форм и образов


14

Архитектура XX века.

Особенности развития архитектуры

XX в.

Готовить мультимедийные презентации

В.Е. Татлин, Ш.Э. ле Корбюзье, Ф.Л. Райт,

О. Нимейер

Глава 3. Театральная культура XX в. (6 часов)


15

Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр

Пути развития зарубежного театра

Подбирать материал по заданной теме

Б.Шоу.


16

Основные пути развития зарубежного театра. Символизм в театре. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене.

Определения: символизм, экспрессионизм и сюрреализм

Работать с дополнительной литературой

М.Метерлинк.

Художественные принципы сим­волизма.

3 четв.

17

Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта.

Историю развития театра

Готовить мультимедийные презентации

Б. Брехт


18

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства.

Понятие о «системе Станиславского»

Работать с дополнительной литературой



19

Театральный авангард Мейерхольда и Таирова.

Мастеров современного отечественного театра.

Готовить сообщения

В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова


20

Урок-практикум по теме «Театральная культура XX в.»

Ранее изученный материал

Отвечать на вопросы


Глава 4. Шедевры мирового кинематографа XX в века (6 часов)


21

Кинематограф. Рождение и первые шаги кинематографа

О первых шагах кинематографа

Готовить мультимедийные презентации

С.М.Эйзенштейн,

Ф. Феллини


22

Виды и жанры телевидения. Великий немой.

Жанры телевидения

Работать с дополнительной литературой

Ч.Чаплин – выдающийся комик мирового экрана


23

Рождение звукового кино. Киноавангард ХХ в.

Знать историю развития мирового кино. Жанры кинематографа.

Характеризовать жанры



24

Шедевры отечественного кино.

Отечественные режиссеры и актёры.

Подбирать материал, готовить сообщения

Выдающиеся режиссёры кино


25

Компьютерная графика и анимация

Режиссёров - аниматоров




26

Урок-практикум по главе «Шедевры мирового кинематографа XX в века»

Ранее изученный материал

Отвечать на поставленные вопросы


Глава 5. Музыкальная культура России (2 часа)

4 четв.

27

Дух новаторства в творчестве С. Прокофьева.

Произведения

С. Прокофьева

Работать с дополнительной литературой



28

Творческие искания Д. Шостаковича. Музыкальный авангард


Основоположников русского авангарда

Готовить сообщения, мультимедийные презентации

А. Шнитке

Глава 6. Стилистическое многообразие западноевропейской музыки XX века (5 часов) + 1


29

Музыкальный мир XX века, стили и направления.

Стили и направления в музыке

Подбирать материал по заданной теме



30

Рок - и поп- музыка – явление культуры XX века.

Массовые музыкальные жанры

Готовить сообщения

Битлз,

Пинк Флойд



31

Музыкальный авангард 20 века

Мюзикл английского композитора Э.Л. Уэббер

Творчество Ж. М. Жарра — основоположника электронной музыки

Мультимедийные презентации

Ж.-М.Жарр


32

Массовое искусство

Массовые музыкальные жанры

Характеристику массового искусства



33

Урок-практикум по главе «Стилистическое многообразие западноевропейской музыки XX века»

Ранее изученный материал

Отвечать на поставленные вопросы



34

Культурные традиции родного края.








Литература


  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от 17века до современности. 11 класс. - М.: Дрофа, 2012.

  2. Всемирная история. Аксёнова М., Исмаилова С. – М.: Аванта +, 2010.

  3. Герман Вейс. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. 2009.

  4. Мировая художественная культура. 11класс.: (учебник)/ Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.



Список цифровых образовательных ресурсов:


  1. ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

  2. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  3. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

  4. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

  5. ЦОР «Мировая художественная культура»

  6. Электронные пособия: «Учимся понимать живопись»,

  7. « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  8. « Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку»

  9. « История древнего мира и средних веков» электронный вариант

  10. Уроки МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

  11. «Архитектура».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!