СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 9 классе "Понятие о сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная тема является вводной, материал простроен на основе ранее изученного

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе "Понятие о сложном предложении"»

Урок в 9 классе

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться.

Учитель: Дома вы должны были выучить слова и найти их значение. Для чего вы это делали?

У: Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.

Учитель: Сейчас мы напишем небольшой словарный диктант.

Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Оцените друг друга.

0 ошибок-оценка 5

1 ошибка-4

2 ошибки-3.

А теперь скажите мне, что же обозначает слово компромисс?

У: разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.

Учитель:Хорошо. Пригодится ли нам знание этого слова в жизни? Искусственный?

У: созданный руками человека, неестественный.

Учитель:Где мы можем встретить то, что создано руками человека? Инициатива?

У: принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности.

Учитель:Как вы думаете важно ли в современном мире быть инициативным человеком? Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов, которые мы записали. Что у вас получилось?

У: Синтаксис.

Учитель: А что изучает синтаксис?

У: Словосочетания, предложения и текст.

Учитель: Какие виды предложений вам известны?

У: Простые и сложные.

Учитель: А какими бывают сложные предложения?

У: Союзными, бессоюзными. Союзные делятся на ССП и СПП.

- Какой вид предложений нам уже известен?

- Значит, какова тема нашего урока? Какие цели мы можем поставить для себя? (повторить, что такое простое предложение)

У.: Как отличить простое предложение от сложного?

- Значит на какой вопрос мы должны еще ответить? (Что такое грамматическая основа? Из чего она состоит?)

ДЛЯ того, чтобы вспомнить, чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое, поработаем в группах

1-я группа. Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1. Солнце взошло.

2. День будет жарким.

3. Похолодало.

4. Река была глубока.

5. Сын – выпускник школы.

6. Осень.

7. Тишина.

8. Настала ночь.

9. День был морозным. (предложения одно и двусоставные)

2-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.

сущ.1. Редела тень.                

прич. в знач. сущ.2. Провожающие собрались на перроне.      

числ. в знач. сущ.3. Восемь делится на два.           

числ.4. Трое вышли на улицу.     

междом.5. Далече грянуло «ура»(А. С. Пушкин)       

местоим.6. Я помню чудное мгновенье. (А. С. Пушкин)         

н.ф.гл.7. Жить – Родине служить. (Пословица)           

словосочет.8. Стаи воробьев купались в луже.

9. На уборку урожая вышли от мала до велика.

3-я группа. Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.

Простое глаг сказ1. Деревья быстро пожелтели.

Сгс 2. Мальчик начал волноваться сильнее.

Кр. Прил 3. Преподаватель словесности строг.

Сис 4. Кинофильм очень интересный.

Сущ. В им. п5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.

Сис 6. Утро было раннее.

Сущ 7. Озеро как зеркало.

Числ. 8. Два плюс три будет пять.

Сис 9. Вечером море было черного цвета.

- С КАКИми предложениями вы сейчас работали?

По составу грамматической основы они какие? (односоставные и двусоставные) Назовите односоставные.

- Прочитайте текст. Какое из предложений могло бы стать названием текста? Запишите его и спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не) заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром из золота и бронзы был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва.  

- Есть ли в тексте простые предложения? Назовите их. По каким признакам вы определили это? Почему остальные нет? Справились ли мы с поставленными целями? Поможет ли нам эта информация ? Где?

ДЗ Посмотрите на эту фотографию

Что общего между текстом и нею? В этом году вам предстоит устное собеседование по русскому языку. И дома, используя информацию урока 1 вариант попробует описать фотографию, используя простые предложения, а 2 вариант построит текст из сложных предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!