6
Конспект урока русского языка в 9 классе
«Изобразительно-выразительные средства языка»
Цели и задачи урока:
Цели:
Образовательные:
- повторить, обобщить и систематизировать знания об основных видах изобразительно-выразительных средств языка;
- совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
-уметь применять знания, умения и навыки на практике при решении тестовой части ОГЭ;
Развивающие:
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
- развивать и совершенствовать у учащихся языковое чутье ;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Задачи:
- повторить теорию по средствам выразительности языка;
- используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
- формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, оценочные листы для уч-ся в двух вариантах
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы закрепляем изученную тему «Языковые средства выразительности».
II. Изучение нового материала.
Сообщение учащимся темы и цели занятия, актуальности изучаемой темы.
Чтобы успешно сдать ОГЭ, мы сегодня повторим основные виды изобразительно - выразительных средств языка.
- При решении какого задания ОГЭ нам понадобится знание стилистических средств языка?
- Знание каких именно изобразительно - выразительных средств языка на потребуется при выполнении этого задания?
Эпитет
Перед вами фрагмент стихотворения С.А. Есенина:
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
- Какими средствами выразительности являются выделенные слова?
- Что такое эпитет? (ЭПИТЕТ - это образное определение)
- Чем чаще всего выражены эпитеты? (Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).
- Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?
Был ---- --- день, но вдруг набежала ------тучка. Из нее посыпался ------ дождь, а солнце продолжало светить. --- капли падали на землю. Скоро ---- дождь кончился, и через все небо протянулась ----- радуга
- Каковы же функции эпитета?
-Усиливают выразительность, образность языка произведения;
-Придают художественную, поэтическую яркость речи;
-Обогащают содержание высказывания;
-Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-Создают живое представление о предмете;
-Оценивают предмет или явление;
-Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
2.Олицетворение
- Вашему вниманию предлагается иллюстрация по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и предложение к ней: «Месяц величаво поднялся на небо…»
-Почему автор использовал именно это слово? Что это за средство выразительности? (эпитет)
-Как называется приём, использованный в этом предложении? (олицетворение)
-Что такое олицетворение? (перенесение свойств
одушевленных предметов на неодушевленные,
наделение предметов признаками и свойствами человека),
- Найдите олицетворения:
1. Ты вел мечи на пир обильный
2. Как чайка, парус там белеет в вышине.
3. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.
4. Улыбнулись сонные березки
5. Плачет дождь, воет вьюга.
6. Забормотал спросонок гром
(Ответ:4,5,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
- Каковы функции олицетворения? (делают речь более образной и интересной)
3.Метафора
-Какое средство выразительности иллюстрирует данный
В саду горит костер рябины красной… (С.А.Есенин)
-Что такое метафора? (перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними).
Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте
1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.
2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?
3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?
4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора.
- Найдите метафору:
1.Солнце смеется.
2.Бродячая толпа облаков…
3.Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
4. В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
5.Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)
6. Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.
(Ответ:2,3,4,6. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
- Какова функция метафоры в речи? (служит для создания яркого, образного описания)
- В жизни мы часто сталкиваемся с метафорой, порою этого даже не замечая. Пример тому – привычная и надоевшая телевизионная реклама:
Nestle for men. Нежность в тонком переплете.
-«Мотиллиум» – мотор для вашего желудка.
-Chibo. Из самого сердца Бразилии.
-«Лада» - ключ к дорогам России.
-Майонез «Ряба» – вкусная сказка
4. СРАВНЕНИЕ
Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу…
- Какое средство выразительности здесь используется?
-Что такое сравнение?
-Найди сравнение:
1.Как лань лесная, боязлива.
2.Город стреляет в ночь дробью огней.
3. И листочки бегут по дорожке, словно желтые мышки от кошки.
4. Здесь даже камни плачут…
5. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
6. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
- Попробуйте придумать сравнения по заданному началу. Лучшими окажутся те сравнения, которые помогут точно представить предмет, будут отличаться точностью и неожиданностью.
1. Он бежал так быстро, …….
2. Звук был такой громкий, …
-Какова функция сравнения в речи?(служат для выделения важного признака и эмоционального воздействия)
5. Лексические средства языка. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
(Балл получает та команда, которая первой правильно ответит на вопрос)
-Что такое фразеологизм?
1.Задание: отгадайте фразеологизм по картинке и объясните его значение. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
2. Подберите синонимы.
1) хоть пруд пруди | 1) куда глаза глядят |
2) кто во что горазд | 2) в двух шагах |
3) как снег на голову | 3) куры не клюют |
4) ни рыба ни мясо | 4) кто в лес, кто по дрова |
5) рукой подать | 5) как гром среди ясного неба |
6) куда ноги несут | 6) ни то ни сё |
7) ни кровинки в лице | 7) приводить в бешенство |
8) доводить до белого каления | 8) как мел |
| |
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
ПРОВЕРКА
3.Выбери нужное слово и объясни значение фразеологизмов
(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь);
4.Творческий диктант. Работа попарно)
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; гроша медного не …; днём с огнём не …; палец о палец не … .
5. Отгадай фразеологическую загадку. Работа в парах
Она может болеть, если кто-то испытывает тревогу, страдания; может быть не на месте, если кто-то чувствует себя неспокойно; с нее может камень свалиться, если кто-то почувствует облегчение; на ней могут кошки скрести, если кто-то тоскует, грустит; в нее можно плюнуть, если кого-то оскорбить; наконец она может уйти в пятки, если кто-то испытает сильный страх. (Душа.)
«Она может быть садовой у несообразительного, невнимательного, медлительного человека; у умного, сообразительного она будет на плечах; она может пойти кругом, если у кого-либо теряется способность ясно соображать от множества дел, забот; ее можно повесить, если прийти в сильное уныние, в отчаяние; наконец она может быть ветреной у легкомысленного, ненадежного человека» (Голова.).
6. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словами «УШИ» и «Руки»
УШИ: Держать ушки на макушке, Держать ухо востро, В одно ухо влетает, в другое вылетает, Медведь на ухо наступил, Режет ухо, Вешать лапшу на уши, Тугой на ухо, До ушей краснеть, Слушать вполуха (одним ухом), По уши в грязи, За уши не оттащишь, Влюблен по уши, За ушами трещит, Уши вянут, Не видать, как своих ушей ,Навострить ухо, Греть уши, Прожужжать все уши и др.
РУКИ: Золотые руки, Рукой подать, Горит в руках, С протянутой рукой, Нечист на руку, Умывать руки, Чужими руками загребать жар, Сходить с рук, Махнуть рукой, На скорую руку, Опускать руки, Положа руку на сердце, Сидеть, сложа руки, Отбился от рук, Руки чешутся, Подвернуться под руку ,Не покладая рук, Рука не поднимается, С пустыми руками, Разводить руками и др.
III. Подведение итогов