СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

16.04 Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

16.04. Русский язык.

Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Образовательная:

  1. Способствовать овладению способом действия при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).
  2. Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку.

Средства обучения: учебник, карточки, листы самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

1. Создание проблемной ситуация

- На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания

слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и

грамотной.

- Запишите слова, вставьте нужную букву и объясните свой выбор:

Кам…нь, дят…л, ног…ть, тан…ц, лок…ть, уг…ль, ключ…к, замоч…к.

(по ходу выполнения задания выделяем корень)

- В какой части слова находятся орфограммы? (в корне и суффиксе)

- На какую орфограмму записаны слова? (на орфограмму «беглый гласный»)

- Как вы понимаете значение слова беглый? (беглый – это тот, кто …)

- Встречается ли это понятие в русском языке?

- Когда? (когда мы говорим о …….)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их.

- Почему их называют беглыми?

- Где встречались нам беглые гласные?

- Проверь, какие буквы вставили.

- С какой проблемой мы столкнулись?

- Какие слова вызвали затруднения?

Замоче/ик, ключи/ек

- Почему?

не знаем правило

- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова?

В каких?

2. Формулирование темы и постановка цели урока

- Сформулируйте тему урока.

(Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О – беглые гласные).

- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит

Йокоповна. Откройте учебник на с. 129 и прочитайте её слова

- Какие цели поставим перед собой?

III. Открытие нового знания

Карточка № 1

- Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

ключик – нет….

кораблик –………

звоночек –……….

кармашек–……….

Вывод:

Я изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………

И заметил, что …………………….

Потом я изменил форму других слов. Например, ………….

И заметил, что…………………….

2. Составление алгоритма

- Чтобы грамотно писать слова с суффиксами - ик, - ек нужно знать алгоритм действий.

- Давайте вместе его составим.

- Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Да - пиши - ек,- ок

Нет - пиши – ик

Физкультминутка

IV. Первичное воспроизведение новых знаний

Индивидуальная работа по вариантам.

- А теперь, пользуясь составленным алгоритмом, выполним задание по вариантам.

- Откройте обратный словарь на букву -К. Прочитайте слова на –ек.

- Первый вариант выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов, а второй вариант выберите слова, относящиеся к детёнышам домашних животных. Запишите их столбиком и, пользуясь алгоритмом, докажите, какую гласную букву вы будете писать в суффиксах этих слов.

- Рядом со словами напишите проверочные слова.

- Давайте проверим работу.

Шиповничек - шиповничка

Кустарничек - кустарничка

Ельничек - ельничка

Грибочек - грибочка

Цветочек - цветочка

Листочек - листочка

Орешек - орешка

Горошек - горошка

Щеночек - щеночка

Телёночек - телёночка

Козлёночек - козлёночка

Цыплёночек - цыплёночка

Ягнёночек - ягнёночка

Поросёночек - поросёночка

Котёночек - котёночка

Утёночек - утёночка

- Назовите слова, которые ты выписал?

- Какой способ проверки ты использовал?

- А теперь, давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока.

замоч(е/и)к ключ(е/и)к

- Иногда слова с беглым гласным путают с другими словами, где такой орфограммы нет.

- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

- Как это узнать?

Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.)

Замочек – замочка

Ключик – ключика.

- Где гласный звук «сбежал»?

- Где он остался на месте?

- В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

- Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов?

Сформулируйте самостоятельно правило о правописании суффиксов –ек, -ик.

- А теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши на с.131 и сделайте вывод о том, как надо правильно писать суффиксов - ик, - ек.

Давайте попробуем запомнить это правило. Посмотри фрагмент видео.

V. Первичное закрепление с комментированием

- Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 152 с. 133.

Проверка работ. Сравнение работы с эталоном.

Много бантиков (бантик) , листиков (листик), лампочек (лампочка) , досок (доска), коробок (коробка), стаканчиков (стаканчик), веснушек (веснушка), мальчиков (мальчик), девочек (девочка), кирпичиков (кирпичик), тучек (тучка), чисел (число), букашек (букашка), вилок (вилка), блинчиков (блинчик).

- Какие трудности у тебя были при выполнении работы? Как ты их решал? Что можешь сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек?

Самопроверка.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте ! это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе ? это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.

VI. Рефлексия

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Удалось ли достичь цели?

- Кто из вас смог сам открыть новое знание?

- Кто встретил трудности? В чем? Почему?

VII. Итог урока

-Доскажите слова по алгоритму:

- Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши.

- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

VIII. Домашнее задание

Выполнить домашнюю работу на платформе ЯКласс.

16.04.2020 03:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс