СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
16.04. Русский язык.
Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
Образовательная:
Развивающие:
Воспитательная:
Средства обучения: учебник, карточки, листы самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений
1. Создание проблемной ситуация
- На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания
слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и
грамотной.
- Запишите слова, вставьте нужную букву и объясните свой выбор:
Кам…нь, дят…л, ног…ть, тан…ц, лок…ть, уг…ль, ключ…к, замоч…к.
(по ходу выполнения задания выделяем корень)
- В какой части слова находятся орфограммы? (в корне и суффиксе)
- На какую орфограмму записаны слова? (на орфограмму «беглый гласный»)
- Как вы понимаете значение слова беглый? (беглый – это тот, кто …)
- Встречается ли это понятие в русском языке?
- Когда? (когда мы говорим о …….)
- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их.
- Почему их называют беглыми?
- Где встречались нам беглые гласные?
- Проверь, какие буквы вставили.
- С какой проблемой мы столкнулись?
- Какие слова вызвали затруднения?
Замоче/ик, ключи/ек
- Почему?
не знаем правило
- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова?
В каких?
2. Формулирование темы и постановка цели урока
- Сформулируйте тему урока.
(Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О – беглые гласные).
- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит
Йокоповна. Откройте учебник на с. 129 и прочитайте её слова
- Какие цели поставим перед собой?
III. Открытие нового знания
Карточка № 1
- Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.
ключик – нет….
кораблик –………
звоночек –……….
кармашек–……….
Вывод:
Я изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………
И заметил, что …………………….
Потом я изменил форму других слов. Например, ………….
И заметил, что…………………….
2. Составление алгоритма
- Чтобы грамотно писать слова с суффиксами - ик, - ек нужно знать алгоритм действий.
- Давайте вместе его составим.
- Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.
I шаг. Измени форму слова.
II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Да - пиши - ек,- ок
Нет - пиши – ик
Физкультминутка
IV. Первичное воспроизведение новых знаний
Индивидуальная работа по вариантам.
- А теперь, пользуясь составленным алгоритмом, выполним задание по вариантам.
- Откройте обратный словарь на букву -К. Прочитайте слова на –ек.
- Первый вариант выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов, а второй вариант выберите слова, относящиеся к детёнышам домашних животных. Запишите их столбиком и, пользуясь алгоритмом, докажите, какую гласную букву вы будете писать в суффиксах этих слов.
- Рядом со словами напишите проверочные слова.
- Давайте проверим работу.
Шиповничек - шиповничка Кустарничек - кустарничка Ельничек - ельничка Грибочек - грибочка Цветочек - цветочка Листочек - листочка Орешек - орешка Горошек - горошка |
Щеночек - щеночка Телёночек - телёночка Козлёночек - козлёночка Цыплёночек - цыплёночка Ягнёночек - ягнёночка Поросёночек - поросёночка Котёночек - котёночка Утёночек - утёночка |
- Назовите слова, которые ты выписал?
- Какой способ проверки ты использовал?
- А теперь, давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока.
замоч(е/и)к ключ(е/и)к
- Иногда слова с беглым гласным путают с другими словами, где такой орфограммы нет.
- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.
- Как это узнать?
Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.)
Замочек – замочка
Ключик – ключика.
- Где гласный звук «сбежал»?
- Где он остался на месте?
- В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?
- Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов?
Сформулируйте самостоятельно правило о правописании суффиксов –ек, -ик.
- А теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши на с.131 и сделайте вывод о том, как надо правильно писать суффиксов - ик, - ек.
Давайте попробуем запомнить это правило. Посмотри фрагмент видео.
V. Первичное закрепление с комментированием
- Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 152 с. 133.
Проверка работ. Сравнение работы с эталоном.
Много бантиков (бантик) , листиков (листик), лампочек (лампочка) , досок (доска), коробок (коробка), стаканчиков (стаканчик), веснушек (веснушка), мальчиков (мальчик), девочек (девочка), кирпичиков (кирпичик), тучек (тучка), чисел (число), букашек (букашка), вилок (вилка), блинчиков (блинчик).
- Какие трудности у тебя были при выполнении работы? Как ты их решал? Что можешь сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек?
Самопроверка.
Кто не допустил ни одной ошибки поставьте ! это отлично
Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо
Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе ? это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.
VI. Рефлексия
- Какую цель вы перед собой ставили?
- Удалось ли достичь цели?
- Кто из вас смог сам открыть новое знание?
- Кто встретил трудности? В чем? Почему?
VII. Итог урока
-Доскажите слова по алгоритму:
- Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши.
- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …
VIII. Домашнее задание
Выполнить домашнюю работу на платформе ЯКласс.
© 2020, Валиева Елена Сергеевна 481