СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3. Концептуальное описание учебного предмета «География»

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Концептуальное описание учебного предмета «География»

В современной школе цели, содержание и методы обучения географии стремительно изменяются. В ближайшие годы они, несомненно, претерпят еще более радикальные изменения. Мы находимся в самом начале периода реорганизации школьной системы образования, переживая время активного пересмотра учебных планов, программ и учебников, интенсивного внедрения в педагогическую практику новых методов и средств обучения, инновационного понимания роли учителя и преподавателя в процессе формирования у молодежи основ географического (пространственного) мышления,

Сегодня мы становимся свидетелями невиданного ранее информационного взрыва, необратимого вторжения в учебный процесс компьютерных технологий, методов моделирования и имитации, мультимедийных средств обучения, космических и аэрофотоснимков, графических, сетевых и динамических моделей. Никогда прежде человеческий разум не был в состоянии охватить в одночасье земной шар в целом. Мы являемся очевидцами уверенного продвижения географической науки к новым горизонтам и амбициозным целям.

Наряду с этим, к сожалению, сегодня мы наблюдаем некоторое снижение статуса географии в общеобразовательных школах и многих вузах: уменьшается количество часов, отводимых на изучение этого предмета, в процесс обучения внедряются не всегда дидактически обоснованные педагогические технологии, появляются некачественные программы и учебные пособия, из учебного процесса устраняются экскурсии, сводится к минимуму перечень практических работ на местности и др.

Очевидно, школьная география не в полной мере соответствует требованиям современной географической науки, не отражает ее последние достижения (как в части теории, так и в отношении методов исследования). Таким образом, школьная география в нашей стране, переживает сегодня период спада, что обусловлено рядом причин:

во-первых, в школьных географических курсах недостаточно реализуется принцип личностно-ориентированного обучения. В них до сих пор не изжит перекос в сторону научно-теоретической составляющей, при явно недостаточном раскрытии практической значимости географических знаний и формировании умений применять их в повседневной жизни;

во-вторых, в содержании школьных географических курсов сохраняются компоненты, изучение которых в современных условиях приводит только к ненужной перегрузке учащихся и нерациональному использованию учебного времени;

в-третьих, недостаточно дидактически обоснованный отбор содержания в школьной географии, приводит к избытку географической информации, выходящей за рамки общего образования. При этом, практически не реализуется такая важнейшая межпредметная функция предмета, как акцент на географической составляющей геополитических, экономических и природно - социальных процессов.

Главной проблемой построения содержания предмета является отсутствие научно - обоснованного минимума школьного географического образования, определяющего перечень основных понятий, терминов, закономерностей, географической номенклатуры, соответствующего современным достижениям географической науки, задачам развития познавательного интереса учащихся.

В содержательном плане доминирует описательно-объяснительное направление школьной географии. Школьная география остается по-прежнему не средством познания учащимся окружающего мира, а предметом, нагружающим школьника сведениями о географических объектах, явлениях, процессах.

Другим существенным обстоятельством является то, что учебный предмет «География», имеющий сложный, интегрированный характер, необоснованно помещен в образовательную область «Общественные науки». Подобная практика приводит к разрыву традиционных межпредметных связей между науками естественного и общественного циклов. Что касается построения структуры географии в школе, то еще в начале 80-х годов ХХ века видный английский географ и методист профессор Норман Дж. Грейвз пришел к выводу о том, что в развитии школьного географического образования можно выделить три последовательные стадии:

первую стадию он назвал «энциклопедической», имея в виду, что на этой ступени учащиеся получают разнообразные сведения обо всем мире. При этом упор делается на «общую культуру», а одним из важнейших методических приемов служит восприятие и репродуктивное воспроизведение географической информации. Во многом этой стадии будут соответствовать предлагаемые сегодня общеземлеведческий курс 5-6 класса и страноведческий курс в 7 классе;

на второй стадии главной целью географического образования становится изучение проблем взаимодействия общества и окружающей среды, преимущественно в разрезе отдельных стран и регионов. Наиболее удачным для этого этапа является курс географии России в 8-9 классах, в котором представлены как общероссийские, так и региональные проблемы. По мнению авторов Концепции, данный курс должен быть усилен за счет краеведческого материала в курсе «География родного края», который также изучался бы в 8-9 классе;

третья стадия характеризуется тенденцией к слиянию географии с другими дисциплинами в рамках междисциплинарного подхода, а также изучение регионов и стран мира как «ключей» при рассмотрении глобальных проблем. На третьей стадии, в 10-11 классах, необходимо предложить учащимся обобщающие интегрированные курсы, такие например как «Глобальная география» или «Общая география».

Таким образом, итогом изучения географии в основной школе должно стать владение географическими знаниями и пространственным мышлением, являющимися необходимыми качествами выпускника, попадающего в реальную природную и социально- экономическую среду. Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и одновременно является ее частью, он способен не только познавать окружающий мир, осознавать свое место в нем, понимать пространственные связи между его компонентами, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ней, с самим собой и окружающими людьми.

Современное географическое образование должно способствовать формированию новых геополитических, этнокультурных, этноконфессиональных и социально- экономических реалий, требующих адекватного отражения в содержании учебного предмета. Многообразие географического пространства, полиэтничность мира способствует вовлечению учащихся в созидательную, проектно-преобразующую практическую деятельность. Готовность школьников к межкультурному диалогу, толерантности и взаимопониманию между народами, в духе демократических ценностей должно стать одной из важнейших мировоззренческих задач курса географии.

Наиболее прогрессивными тенденциями разработки и совершенствования содержания современного географического образования являются:

Усиление научных основ содержания образования и одновременно обеспечение его доступности, изъятие излишне усложненной и второстепенной информации, усиление воспитательного потенциала школьной и вузовской географии.

Увеличение удельного веса теоретических знаний (мировоззренческие идеи, элементы научных теорий, научные понятия и др.) и установление оптимального соотношения между теоретическими и эмпирическими знаниями.

Смещение акцента с описания на объяснение, с констатации географических фактов на их анализ, синтез, обобщение и классификацию.

Усиление практической (прикладной) направленности курсов географии, выражающееся в ознакомлении учащихся с методами современных географических исследований и организации практических и самостоятельных работ в непосредственном природном и социальном окружении.

05.01.2021 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!