СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6. Основные содержательные линии учебного предмета «География»

Нажмите, чтобы узнать подробности

6. Основные содержательные линии учебного предмета «География»

Общая характеристика учебного предмета

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края. Включение этих рекомендаций в программу связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведён с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Курс географии строится с учетом следующих содержательных линий:

Задачами изучения географии в основной школе являются:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально- экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Изучения географии в основной школе

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам природы и хозяйства;

формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно- смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;

формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;

понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Построение содержания учебного курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» (5-7 классы) у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» (8-9 классы) — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей функцией важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Цели изучения географии в старшей школе

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание среднего (полного) общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Цели географического образования в старшей школе формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровнях требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам природы и хозяйства;

формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно- смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;

формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);

понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;

понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;

формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

Содержание курса географии в старшей школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Построение содержания учебного курса «География» в старшей школе осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В настоящее время курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

развить пространственно­географическое мышление, сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде, уважение к культурам других народов и стран;

научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире.

Цели изучения предмета на базовом уровне направлены в первую очередь, на реализацию общеобразовательных его функций, вклад географии в формирование способности и готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Основные цели изучения географии в основной школе на базовом уровне состоят в:

формировании у учащихся системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире; взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его явлений и процессов;

овладении умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

формировании и развитии познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей, устойчивой потребности и готовности к саморазвитию и самовоспитанию посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупных стран;

воспитании патриотизма, гражданской идентичности, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; понимании географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения;

использовании в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов и источников географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинфрмационные системы и ресурсы интернета для оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геоэкономической и геополитической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

На базовом уровне главными принципами отбора и структурирования содержания курса являются следующие:

общекультурная направленность содержания, обеспечивающая комплексный подход к структурированию курса;

интеграция учебного содержания для достижения целостности восприятия динамично развивающегося мира;

системно-деятельностный подход, формирующий навыки, необходимые для адаптации обучающихся к различным условиям их жизни и деятельности.

Курс «Глобальная география» направлен на изучение пространственных проявлений общепланетарных процессов и явлений, включающих различные аспекты взаимодействия природы и общества.

Содержание курса носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Эти аспекты изучаются многими науками: философией, социологией, экономикой, правом и т.д. География, в тоже время, остаётся единственной дисциплиной, синтезирующей естественные и общественные направления в решении многих проблем современности. Глобальная география (геоглобалистика) изучает с географических позиций глобальные проблемы человечества, от решения которых во многом зависит его будущее. Для школы этот курс был предложен сравнительно недавно, так что в реальной школьной практике он еще почти не апробирован. Тем не менее, для внедрения его в эту практику имеются все основания.

Основные задачи курса "Глобальная география" заключаются в том, чтобы учащиеся:

овладели системой знаний о глобальных проблемах современности, которые многообразно отражают единство человечества, сложные взаимосвязи между природой и обществом;

расширили свой научный кругозор в области как физической, так и социально- экономической географии;

приобрели некоторые навыки глобального мышления, являющегося составной частью географического мышления;

познакомились с новыми общеучебными и географическими умениями, позволяющими самостоятельно получать и интерпретировать информацию по геоглобалистике;

В этой связи содержание базового курса «Глобальная география» имеет следующую структуру:

Модуль 1. География и глобальные проблемы человечества

Модуль 2. Глобальные проблемы в системе «Природа и общество»

Модуль 3. Глобальные проблемы в системе «Человек и общество»

Модуль 4. Глобальные проблемы в системе «Страны и системы»

Модуль 5. Россия в современном глобальном мире

На профильном уровне на изучение курса географии запланировано 210 часов из расчета на 2 года обучения (в 10 и 11 классах).

Особенности курса географии на профильном уровне присущи всем компонентам методической системы: целям, принципам отбора и структурирования содержания, организации обучения и его результатам.

Формирование современной географической картины мира определяет пути интеграции учебного содержания. К ним относятся, прежде всего, развитие географической оболочки, географической среды; их связи с результатами хозяйственной деятельности человека и общества; понимание основ взаимодействия природных и антропогенных; геоэкологических и геоэкономических явлений и процессов, что является основой формирования географической компетентности обучающихся.

Комплексный, интегративный характер присущ также знаниям об адаптации человека к разнообразным условиям географической среды; о глобальных процессах в географической среде; взаимозависимости мирового хозяйства с региональными; взаимовлиянии культур, взаимосвязи мировых геополитических и геоэкономических отношений, которые в той или иной форме отражаются на жизни как общества в целом, так и каждого человека.

Цель изучения предмета на профильном уровне предполагает формирование географического мышления обучающихся для понимания, объяснения, а в дальнейшем и конструктивного участия в решении проблем территориальной организации природы и общества в условиях их постоянного взаимодействия.

Задачи изучения географии на профильном уровне состоят в:

формировании основ географической культуры школьников, относительно целостной системы знаний и представлений о природе, человеке и обществе и их взаимодействии, необходимые для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития; места и роли географии в системе наук, жизни общества, решении его проблем;

овладении умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

развитии географического мышления для правильной оценки проблем территориальной организации общества и его взаимодействия с природой; навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

воспитании патриотизма, толерантности к другим народам и культурам; социально ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности, что необходимо для социального становления личности, ее самореализации в социально и личностно значимой деятельности;

использовании географических знаний и умений в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечении безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды на благо семьи, общества и государства.

В целом же цели изучения предмета, как на базовом, так и на профильном уровнях отражают системный, деятельностный, культурно-исторический и личностно- ориентированный подходы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Содержание курса географии на профильном уровне строится на основе следующих главных подходов:

вариативность, позволяющая конструировать содержание предмета в связи системно-деятельностного, необходимого для понимания географической картины мира, а также конструктивной роли географии в жизни современного общества;

комплексного географического подхода, необходимого для решения социально значимых и профессионально ориентированных задач в современном обществе.

компетентностного, устанавливающего соотношение между знанием как информацией и знанием как деятельностью и отражающего необходимые требования к формированию конкурентоспособной личности, обладающей определённым уровнем географических компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и способной решать практические задачи.

Очевидно, что если основу базового уровня подготовки обучающихся положены глобальные проблемы человечества на фоне, преимущественно, социально-экономической картины мира. Одной из главных отличий профильного курса географии заключается в области целеполагания. На профильном уровне цели направлены, в первую очередь, на понимание предмета и задач современной географической науки, ее конструктивной роли в решении актуальных задач современности, ведущих тенденций развития ее отраслей.

На профильном уровне использование обучающимися традиционных и новых методов географической науки предусматривает решение комплексных научных или социально ориентированных задач, требующих моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов.

05.01.2021 18:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!