СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
6. Основные содержательные линии учебного предмета «География»
Общая характеристика учебного предмета
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи рабочая программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края. Включение этих рекомендаций в программу связано с тем, что изучение малой родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде являются необходимыми условиями изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познания. Отбор содержания проведён с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Курс географии строится с учетом следующих содержательных линий:
Задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально- экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Изучения географии в основной школе
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам природы и хозяйства;
формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно- смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.
Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Построение содержания учебного курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» (5-7 классы) у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» (8-9 классы) — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей функцией важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Цели изучения географии в старшей школе
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание среднего (полного) общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Цели географического образования в старшей школе формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровнях требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам природы и хозяйства;
формирование посредством географических знаний мировоззренческой ценностно- смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности;
формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём;
формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.
Содержание курса географии в старшей школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Построение содержания учебного курса «География» в старшей школе осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В настоящее время курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Цели и задачи курса:
сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
развить пространственногеографическое мышление, сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде, уважение к культурам других народов и стран;
научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире.
Цели изучения предмета на базовом уровне направлены в первую очередь, на реализацию общеобразовательных его функций, вклад географии в формирование способности и готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
Основные цели изучения географии в основной школе на базовом уровне состоят в:
формировании у учащихся системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире; взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его явлений и процессов;
овладении умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
формировании и развитии познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей, устойчивой потребности и готовности к саморазвитию и самовоспитанию посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупных стран;
воспитании патриотизма, гражданской идентичности, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; понимании географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения;
использовании в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов и источников географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинфрмационные системы и ресурсы интернета для оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геоэкономической и геополитической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
На базовом уровне главными принципами отбора и структурирования содержания курса являются следующие:
общекультурная направленность содержания, обеспечивающая комплексный подход к структурированию курса;
интеграция учебного содержания для достижения целостности восприятия динамично развивающегося мира;
системно-деятельностный подход, формирующий навыки, необходимые для адаптации обучающихся к различным условиям их жизни и деятельности.
Курс «Глобальная география» направлен на изучение пространственных проявлений общепланетарных процессов и явлений, включающих различные аспекты взаимодействия природы и общества.
Содержание курса носит ярко выраженный междисциплинарный характер. Эти аспекты изучаются многими науками: философией, социологией, экономикой, правом и т.д. География, в тоже время, остаётся единственной дисциплиной, синтезирующей естественные и общественные направления в решении многих проблем современности. Глобальная география (геоглобалистика) изучает с географических позиций глобальные проблемы человечества, от решения которых во многом зависит его будущее. Для школы этот курс был предложен сравнительно недавно, так что в реальной школьной практике он еще почти не апробирован. Тем не менее, для внедрения его в эту практику имеются все основания.
Основные задачи курса "Глобальная география" заключаются в том, чтобы учащиеся:
овладели системой знаний о глобальных проблемах современности, которые многообразно отражают единство человечества, сложные взаимосвязи между природой и обществом;
расширили свой научный кругозор в области как физической, так и социально- экономической географии;
приобрели некоторые навыки глобального мышления, являющегося составной частью географического мышления;
познакомились с новыми общеучебными и географическими умениями, позволяющими самостоятельно получать и интерпретировать информацию по геоглобалистике;
В этой связи содержание базового курса «Глобальная география» имеет следующую структуру:
Модуль 1. География и глобальные проблемы человечества
Модуль 2. Глобальные проблемы в системе «Природа и общество»
Модуль 3. Глобальные проблемы в системе «Человек и общество»
Модуль 4. Глобальные проблемы в системе «Страны и системы»
Модуль 5. Россия в современном глобальном мире
На профильном уровне на изучение курса географии запланировано 210 часов из расчета на 2 года обучения (в 10 и 11 классах).
Особенности курса географии на профильном уровне присущи всем компонентам методической системы: целям, принципам отбора и структурирования содержания, организации обучения и его результатам.
Формирование современной географической картины мира определяет пути интеграции учебного содержания. К ним относятся, прежде всего, развитие географической оболочки, географической среды; их связи с результатами хозяйственной деятельности человека и общества; понимание основ взаимодействия природных и антропогенных; геоэкологических и геоэкономических явлений и процессов, что является основой формирования географической компетентности обучающихся.
Комплексный, интегративный характер присущ также знаниям об адаптации человека к разнообразным условиям географической среды; о глобальных процессах в географической среде; взаимозависимости мирового хозяйства с региональными; взаимовлиянии культур, взаимосвязи мировых геополитических и геоэкономических отношений, которые в той или иной форме отражаются на жизни как общества в целом, так и каждого человека.
Цель изучения предмета на профильном уровне предполагает формирование географического мышления обучающихся для понимания, объяснения, а в дальнейшем и конструктивного участия в решении проблем территориальной организации природы и общества в условиях их постоянного взаимодействия.
Задачи изучения географии на профильном уровне состоят в:
формировании основ географической культуры школьников, относительно целостной системы знаний и представлений о природе, человеке и обществе и их взаимодействии, необходимые для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития; места и роли географии в системе наук, жизни общества, решении его проблем;
овладении умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
развитии географического мышления для правильной оценки проблем территориальной организации общества и его взаимодействия с природой; навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
воспитании патриотизма, толерантности к другим народам и культурам; социально ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности, что необходимо для социального становления личности, ее самореализации в социально и личностно значимой деятельности;
использовании географических знаний и умений в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечении безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды на благо семьи, общества и государства.
В целом же цели изучения предмета, как на базовом, так и на профильном уровнях отражают системный, деятельностный, культурно-исторический и личностно- ориентированный подходы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание курса географии на профильном уровне строится на основе следующих главных подходов:
вариативность, позволяющая конструировать содержание предмета в связи системно-деятельностного, необходимого для понимания географической картины мира, а также конструктивной роли географии в жизни современного общества;
комплексного географического подхода, необходимого для решения социально значимых и профессионально ориентированных задач в современном обществе.
компетентностного, устанавливающего соотношение между знанием как информацией и знанием как деятельностью и отражающего необходимые требования к формированию конкурентоспособной личности, обладающей определённым уровнем географических компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и способной решать практические задачи.
Очевидно, что если основу базового уровня подготовки обучающихся положены глобальные проблемы человечества на фоне, преимущественно, социально-экономической картины мира. Одной из главных отличий профильного курса географии заключается в области целеполагания. На профильном уровне цели направлены, в первую очередь, на понимание предмета и задач современной географической науки, ее конструктивной роли в решении актуальных задач современности, ведущих тенденций развития ее отраслей.
На профильном уровне использование обучающимися традиционных и новых методов географической науки предусматривает решение комплексных научных или социально ориентированных задач, требующих моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов.
© 2021, Макерова Ирина Владимировна 1833