СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8. Применение эффективных образовательных технологий преподавания предметной области «География»

Нажмите, чтобы узнать подробности

8. Применение эффективных образовательных технологий преподавания предметной области «География»

В организации образовательного процесса главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Одним из факторов включения учащихся в активную деятельность является разнообразие форм организации обучения, использование современных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Интерактивное обучение – развивающее обучение, где учитель и учащиеся выступают субъектами образовательного процесса, но функции у них разные. Роль учителя более сложная, так как управление взаимодействием требует комплекса способностей, т. е. владение педагогом интерактивной компетентностью.

Для реализации интерактивного обучения в условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии:

Работа в малых группах (игровая технология, диалоговое обучение);

Проблемного обучения;

Модульное обучение;

Технология развития критического мышления;

Технология развивающего обучения;

Проектная технология;

Информационно-коммуникационные технологии;

Работа в малых группах.

Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. С целью успешной работы в группах учитель составляет четкую инструкцию и планирует время для на выполнение задания. С помощью учебника, карт атласа, статистических данных организует сбор информации. Главная особенность работы в группах: совместная деятельность, которая приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия).

Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося. Использование этой технологии способствует формированию: умения определять и отстаивать свою позицию; ораторского мастерства и умения вести диалог. Дискуссия одна из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующая инициативность учащихся, развитие мышления. По его мнению, учебный материал в ходе дискуссии углублен, но усваивается за счет: обмена информацией между участниками; возможности критиковать и даже отвергать любое мнение; поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Технология проблемного обучения

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя.

Этапы проблемного обучения:

Постановка практического или теоретического задания;

Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного исследования ученика.

Проблемные создаются на разных этапах урока.

Использование технологии проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.

Модульное обучение

Основная идея модульного обучения состоит в разработке модульных блоков программы, где ставиться цель и прописывается пошаговое выполнение работы, с указанием необходимых источников информации.

Каждый учащийся работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, атласом, статистическими данными и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у одноклассника, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе.

Технология развития критического мышления.

Сравнительный метод позволяет провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия и сходства объектов, явлений. Задания по выявлению черт сходства и различий территорий, природных объектов и явлений, условий экономического развития и отраслей специализации, позволяют учащимся закреплять свои знания; способствуют развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи.

Сравнительный метод применяют в условиях организации практических и самостоятельных работах.

Технология развивающего обучения

«Порядок больше всего помогает ясному усвоению» Цицерон

Важно научить школьников сжимать, уплотнять, схематизировать, обобщать информацию, выявляя “основной смысловой остов” материала. Основу данной работы составляют логические операции, которые и выполняют учащиеся: анализ, синтез, выделение главного, что способствует развитию мышления.

Проектная технология

В обучении географии метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в развитии самостоятельного освоения школьниками материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Проект - открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения.

В методике преподавания географии современный урок предполагает выполнять учебное исследование или его элементы (урок- исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок фантастического проекта, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза и другие). Проекты эффективны на уроках обобщающего повторения, где обучающиеся защищают проекты, повторяют пройденный материал.

Стратегией уроков - проектов является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, это совокупность определённых действий. Урок-проект направлен на формирование у учащихся умений работать с дополнительной литературой, анализировать получаемую информацию, это всегда творческая деятельность. Урок может готовиться заранее, учитель предлагает алгоритм разработки проекта, учащиеся ищут дополнительный материал, готовят презентацию.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ позволят сделать урок географии современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что дает возможность перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие познавательного интереса к географии и обучению вцелом. Использование ИКТ помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, развивает географичесчкое мышление, практические умения и навыки.

Цели использования информационно-коммуникационных технологий в предметной области «География»:

повысить наглядность учебного материала;

разнообразить спектр активных методов обучения;

расширить содержание географического образования (использование электронных образовательных ресурсов как на CD, так и в Интернет-пространстве);

разнообразить формы подачи учебного материала.

Методические рекомендации учителю по организации деятельности обучающихся в условиях обучения курса «География»:

Учитель сообщает обучающимся учебную информацию и определяет пути, формы, средства и методы освоения и приобретения знаний и умений, направляет исследовательский и творческий поиск обучающихся; является активным участником становления их профессионального выбора.

Учитель организует подготовку обучающихся таким образом, чтобы обеспечить их развитие, креативность, самостоятельность. Обучение должно способствовать выработке у обучающихся специальных качеств, направленных на использование в практической деятельности полученных географических знаний.

Процесс обучения учащихся, мотивированных на углубленное изучение географии не должен нарушать целостности учебно-воспитательного процесса и быть нацелен, прежде всего, на формирование профессионально ориентированных компетенций.

Особое место в системе обучения географии занимают такие формы обучения как: практикумы, уроки-семинары, диспуты, конференции, решение ситуационных задач, организация исследовательской, проектной деятельности и т.д. Весь комплекс таких занятий должен предусматривать активную познавательную деятельность, реализацию деятельностного, проблемного подходов, нацеленность на достижение запланированных результатов. В целях поддержания мотивации на изучение географии, одним из наиболее оптимальных способов будет является применение современных педагогических и информационно-коммуникативных технологий (критического мышления, метод проектов, визуализации и т.д.), позволяющих создать необходимую рабочую атмосферу, эффект новизны, условия для продуктивного партнерства и достижения поставленных целей при изучении материала.

Важным условием для осуществления эффективной деятельности учителя географии является организация им системы развития и воспитания личностных качеств обучающегося, среди которых ведущими являются мировоззренческие взгляды и ценностные ориентации в сфере взаимодействия общества и природы, поэтому задача развития оценочных умений учащихся должна находиться в центре методической стратегии педагога.

Неизмеримо больший стимул учения – положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Учитель должен вовлекать школьников в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, чувство комфортности на уроке.

Инструментарий и средства материально-технического обеспечения

Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ. В соответствии с этими требованиями оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:

достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по географии;

удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности;

овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;

формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

проведения наблюдений и экспериментов с использованием лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальных моделей и коллекций;

проектирования и конструирования, программирования;

создания обучающимися материальных и информационных объектов.

При использовании технических средств обучения следует учитывать временные ограничения, налагаемые санитарными правилами и нормами (СанПиН).

05.01.2021 18:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!