СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Изложение «Губернские чиновники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Губернские чиновники

Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Всё было залито светом. Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. …Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчи­ны здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам: некоторые из них были такого рода, что с тру­дом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовид­ные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматри­вали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы – волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. Это были почтен­ные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадёжно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надежно, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тонень­ких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спо­койно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, прослуживший богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, остав­ляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро. Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствием этого было то, что он наконец присоединился к толстым …

. В. Гоголь.)

445 слов

Материал для учителя

Анализ текста

Фрагмент из 1-й главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» представляет собой относительно законченное целое, содержащее групповую характеристику чиновников России первой половины XIX века. Одновременно это и сравнительная характеристика, так как описание чиновничьего сословия даётся путём сопоставления двух типов чинов­ников (тоненьких и толстых), различающихся по возрасту и имущественному состоянию. В основе сравнения лежит противопоставление, однако это противопоставление нисколько не разрушает целого, более того, оно подчёркивает незыблемость этого общественного класса через связь поколений.

Основная мысль текста созвучна идее всего произведения – обличение пошлости бытия этого слоя российского общества. Эта мысль, как и положено в художественном произведении, прямо не формулируется, а передаётся образными средствами.

Хотя у Гоголя в этом тексте абзацное членение отсутствует (и это понятно: в рамках целого этот фрагмент воспринимается как одна микротема), тем не менее текст имеет ясную логическую структу­ру, которая представлена в приведённом ниже сложном плане и типо­логической схеме текста.

План текста

1. Появление Чичикова на вечеринке у губернатора и его впечатле­ние от присутствующих в целом.

2. Сравнительная характеристика тоненьких и толстых:

а) внешний вид тех и других;

б) служебное положение;

в) имущественное состояние;

г) связь поколений.

3. Самоопределение Чичикова: он присоединился к толстым.

Схема текста

1. Повествование.

2. Описание состояния.

3. Описание предмета.

4. Рассуждение (размышление).

(3 и 4 части – сравнительная характеристика).

Самая трудная задача при анализе и изложении этого текста со­стоит в том, чтобы заметить и сохранить особенности индивидуаль­ного гоголевского стиля, его интонацию, расхождение между, каза­лось бы, серьёзным тоном повествователя и вздорностью той инфор­мации, которую он сообщает, характеризуя чиновников. В этом несов­падении содержится иронический эффект. Ирония заложена и в том внимании, которое он уделяет, казалось бы, совсем несуществен­ным деталям описания, и, конечно, в отборе оценочной, экспрессивной лексики и фразеологии.

Следует обратить внимание на то, что в основной части текста использована речь двух типов. В первой половине текста (до слова Увы!) и в последней повествовательной фразе (Чичиков присоеди­нился к толстым) речь идёт о наблюдаемом Чичиковым и вместе с ним как бы и автором конкретном событии: описываются конкретные чи­новники, присутствовавшие в зале, – здесь использована изобрази­тельная речь. Её основу составляет конкретная образность – то, что Виктор Владимирович Виноградов называл «образом посредством слов», – создаю­щаяся умелым отбором видимых признаков, в данном случае тем более необходимых, что с их по­мощью удаётся показать пошлость и бездуховность жизни этого круга людей – о них просто нечего больше сказать, кроме того, что лица у них полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни на ма­нер чёрт меня побери… и т. д. Используется также и второй тип об­разности – различного рода тропы, основанные на переносном зна­чении слов – «образ в слове», по В. В. Виноградову. Примеры такой образности: тоненькие и толстые, сравнение (в начале текста танцую­щих мужчин – чёрных фраков – с мухами, облепившими рафинад). Глагольную основу этого описания составляют формы прошедшего времени несовершенного вида с конкретным значением.

Во второй части текста Гоголь переходит к обобщённой характе­ристике чиновников: он говорит уже не только о присутствующих, не только о губернских, но обо всех чиновниках России, говорит не о том, что видит, а о том, что знает. Эти размышления автора о чиновниках вообще по типу речи относятся скорее к рассуждению, чем к описанию (критерий разграничения – можно или нельзя «сфотографировать» информацию, содержащуюся в тексте. Эту нельзя). Переход от опи­сания к рассуждению – от групповой характеристики к обобщён­ной – сразу сказался на выборе глагольных форм: вместо прошед­шего конкретного используются формы настоящего обобщённого, вневременного.

В обобщённой характеристике также используются средства худо­жественной образности, которая создаётся экспрессивной лексикой, фразеологией, изобразительными приёмами (виляют, обделывают дела, места косвенные и прямые, в шкатулках благодать божия, скорее место затрещит и угнётся под ним., спускают на курьер­ских отцовское добро).

Рассмотрим, как строится сравнительная характеристика «то­неньких» и «толстых». В основе её приём противопоставления, но противопоставления по внешним, непринципиальным признакам. И те и другие одинаково бездуховны, и те и другие лишены граж­данского чувства, без которого немыслима личность, достойная ува­жения, или, как говорил Н. Г. Чернышевский, – благородный ха­рактер.

И последнее наблюдение над текстом. В начале и в конце текста (повествование) говорится о главном герое произведения – как он явился и определился.

(По кн.: Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5–9 классы: Книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 184–187.)

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-gotovimsia-pishiem-analiziruiem.html

Категория: Русский язык
12.07.2017 21:25


© 2017 7993

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!