© 2017 7993
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Губернские чиновники
Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Всё было залито светом. Чёрные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета. …Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам: некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали по сторонам, не расставил ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы – волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. Это были почтенные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадёжно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут крепко и надежно, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать божия. У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, прослуживший богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро. Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствием этого было то, что он наконец присоединился к толстым …
(Н. В. Гоголь.)
445 слов
Материал для учителя
Анализ текста
Фрагмент из 1-й главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» представляет собой относительно законченное целое, содержащее групповую характеристику чиновников России первой половины XIX века. Одновременно это и сравнительная характеристика, так как описание чиновничьего сословия даётся путём сопоставления двух типов чиновников (тоненьких и толстых), различающихся по возрасту и имущественному состоянию. В основе сравнения лежит противопоставление, однако это противопоставление нисколько не разрушает целого, более того, оно подчёркивает незыблемость этого общественного класса через связь поколений.
Основная мысль текста созвучна идее всего произведения – обличение пошлости бытия этого слоя российского общества. Эта мысль, как и положено в художественном произведении, прямо не формулируется, а передаётся образными средствами.
Хотя у Гоголя в этом тексте абзацное членение отсутствует (и это понятно: в рамках целого этот фрагмент воспринимается как одна микротема), тем не менее текст имеет ясную логическую структуру, которая представлена в приведённом ниже сложном плане и типологической схеме текста.
План текста
1. Появление Чичикова на вечеринке у губернатора и его впечатление от присутствующих в целом.
2. Сравнительная характеристика тоненьких и толстых:
а) внешний вид тех и других;
б) служебное положение;
в) имущественное состояние;
г) связь поколений.
3. Самоопределение Чичикова: он присоединился к толстым.
Схема текста
1. Повествование.
2. Описание состояния.
3. Описание предмета.
4. Рассуждение (размышление).
(3 и 4 части – сравнительная характеристика).
Самая трудная задача при анализе и изложении этого текста состоит в том, чтобы заметить и сохранить особенности индивидуального гоголевского стиля, его интонацию, расхождение между, казалось бы, серьёзным тоном повествователя и вздорностью той информации, которую он сообщает, характеризуя чиновников. В этом несовпадении содержится иронический эффект. Ирония заложена и в том внимании, которое он уделяет, казалось бы, совсем несущественным деталям описания, и, конечно, в отборе оценочной, экспрессивной лексики и фразеологии.
Следует обратить внимание на то, что в основной части текста использована речь двух типов. В первой половине текста (до слова Увы!) и в последней повествовательной фразе (Чичиков присоединился к толстым) речь идёт о наблюдаемом Чичиковым и вместе с ним как бы и автором конкретном событии: описываются конкретные чиновники, присутствовавшие в зале, – здесь использована изобразительная речь. Её основу составляет конкретная образность – то, что Виктор Владимирович Виноградов называл «образом посредством слов», – создающаяся умелым отбором видимых признаков, в данном случае тем более необходимых, что с их помощью удаётся показать пошлость и бездуховность жизни этого круга людей – о них просто нечего больше сказать, кроме того, что лица у них полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни на манер чёрт меня побери… и т. д. Используется также и второй тип образности – различного рода тропы, основанные на переносном значении слов – «образ в слове», по В. В. Виноградову. Примеры такой образности: тоненькие и толстые, сравнение (в начале текста танцующих мужчин – чёрных фраков – с мухами, облепившими рафинад). Глагольную основу этого описания составляют формы прошедшего времени несовершенного вида с конкретным значением.
Во второй части текста Гоголь переходит к обобщённой характеристике чиновников: он говорит уже не только о присутствующих, не только о губернских, но обо всех чиновниках России, говорит не о том, что видит, а о том, что знает. Эти размышления автора о чиновниках вообще по типу речи относятся скорее к рассуждению, чем к описанию (критерий разграничения – можно или нельзя «сфотографировать» информацию, содержащуюся в тексте. Эту нельзя). Переход от описания к рассуждению – от групповой характеристики к обобщённой – сразу сказался на выборе глагольных форм: вместо прошедшего конкретного используются формы настоящего обобщённого, вневременного.
В обобщённой характеристике также используются средства художественной образности, которая создаётся экспрессивной лексикой, фразеологией, изобразительными приёмами (виляют, обделывают дела, места косвенные и прямые, в шкатулках – благодать божия, скорее место затрещит и угнётся под ним., спускают на курьерских отцовское добро).
Рассмотрим, как строится сравнительная характеристика «тоненьких» и «толстых». В основе её приём противопоставления, но противопоставления по внешним, непринципиальным признакам. И те и другие одинаково бездуховны, и те и другие лишены гражданского чувства, без которого немыслима личность, достойная уважения, или, как говорил Н. Г. Чернышевский, – благородный характер.
И последнее наблюдение над текстом. В начале и в конце текста (повествование) говорится о главном герое произведения – как он явился и определился.
(По кн.: Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5–9 классы: Книга для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1991. – С. 184–187.)
*
См.:
Карта сайта
Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…
© 2017 7993