СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. А. Блок. «Ночь тёплая одела острова…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы вместе будем читать стихи Александра Блока – юного Блока: ему было всего девятнадцать лет, когда он написал это стихотворение:

Ночь тёплая одела острова.

Взошла луна. Весна вернулась.

Печаль светла. Душа моя жива.

И вечная холодная Нева

У ног сурово колыхнулась.

Ты, счастие! Ты, радость прежних лет!

Весна моей мечты далёкой!

За годом год. Всё резче тёмный след,

И там, где мне сиял когда-то свет,

Всё гуще мрак. Во мраке – одиноко –

Иду – иду – душа опять жива,

Опять весна одела острова.

Уже после двух первых строчек возникает неясное предчувствие тревоги, наверное, от необычности соединения двух традиционных поэтических образов: весна и – ночь; не день, не утро, не солнце – ночь. Однако этот контраст затушёван, смягчён в тех же первых строках: ночь тёплая, она одела острова (переносное употребление глагола привносит какое-то человеческое тепло). Тревожная нота есть и в слове вернулась (тоже переносное употребление, «одушевляющее» весну), оно – о свершении ожиданий, казавшихся, может быть, безнадёжными (весна не наступила, не пришла вернулась). В следующей строке о том, что ощущалось как предчувствие, сказано прямо: Печаль светла. Душа моя жива. Настроение человека (печаль – но светлая) и состояние природы (ночь – но весна) переданы четырьмя очень короткими предложениями. И неизбежно в памяти всплывает: «печаль моя светла; печаль моя полна тобою». Но ведь что-то совсем не пушкинское, совсем не светлое отзывается в этом: Душа моя жива. Неявно, в подтексте присутствует здесь время печали тёмной, тяжёлой, которой душа могла бы и не вынести. За сдержанностью этой строки, даже некоторой отстранённостью – тяжесть и трудность того, что было до этой весны. Возвращение к жизни – возвращение к вечному и суровому (это тоже в подтексте, в ассоциациях) – оба эти слова присутствуют в последних двух строках, звучащих тяжело (первое длинное предложение) и медленно (может быть потому, что и подлежащее, и сказуемое отнесены в концы строк, отмечены рифмой). Слово колыхнулась возвращает нас к теме весны: река тоже жива, она больше не скована льдом. Вот и вся первая строфа: ночь, луна, весна, Нева и печаль, душа – мир природы и слитый с ним внутренний мир человека.

Следующая строфа начинается совсем другими словами, на совсем иной ноте – она словно взлетает к счастью, радости, мечте (три восклицательных предложения!). Но ра­дость – прошлых лет, мечта – далёкая. Это воспоминания о времени, когда всё было по-другому. По-другому звучит и само слово весна: на него накладывается оттенок переносного значения: весна – это «начало, расцвет» (сравните: весна жизни, весна любви весна мечты). Мы не узнаем, сколько лет вместили в себя следующие три слова, продлённые многоточием: За годом год. С годами всё резче ощущение утраты (какой – мы тоже не узнаем, она не названа, как будто боль может причинить даже её упоминание): И там, где мне сиял когда-то свет, всё гуще мрак. Очень сильный и ничем не сглаженный контраст – как падение с высоты: сиял светвсё гуще мрак. Антонимы свет, мрак не имеют здесь прямого значения («освещённость»), они употреблены в переносном смысле: это образы памяти – памяти сердца. Словом мрак начинается и следующее предложение, но это уже другой мрак, настоящий – темнота весенней ночи: Во мраке одиноко – иду – иду – душа опять жива. Реальный мрак легче мрака воспоминаний, в нём растворяется боль и горечь. Тире словно отмечают упорство человеческих шагов, мы почти физически ощущаем, как выравнивается их ритм: во мрáке (3 слога) – одинóко (4) – идý (2) – идý (2), и понимаем, каким тяжёлым преодолением даётся «душа опять жива». Отметим, как Блок отсекает (посредине предложения, не дожидаясь точки) и переносит в отдельную строфу последнее двустишие – словно проводит грань между мраком и весной.

Перед нами как будто бы кольцевая композиция: последние строчки звучат эхом первых. Но всмотритесь внимательно: Блок не взял в последнюю строфу ни ночь, ни печаль, ни холодную Неву. Повторяется душа (опять) жива. Повторяется и слово весна – но здесь, в конце стихотворения оно звучит как музыкальный аккорд, в котором сливаются и весна, которая вернулась, и весна мечты далёкой, и весна (а не ночь!), которая одела острова. На этой светлой ноте и кончается стихотворение.

Музыка его создаётся и сложной звуковой композицией. Звучание первой строфы определяют открытый гласный а и плавный согласный л; во второй тембр звучания резко меняется: здесь больше закрытых о, э, ы, а согласные и их сочетания (щ, ст, р, ш) лишены плавности; по-другому звучат и рифмующиеся слоги – три из них закрытые (чтобы лучше всё это услышать, прочитайте третью строку первой строфы, а потом – третью второй). Наконец, последняя строфа: её движение начинается с двух ударных у («тёмных», закрытых звуков), чтобы закончиться открытым, широким, поющимся (потом ставшим знаменитым блоковским) аопять весна одела острова.

Перечитывая стихотворение, вы будете находить всё новые и новые черточки, не замеченные сразу. Например, вы увидите, что здесь нет цвета – только свет и тьма разной степени интенсивности, – и это похоже на гравюру. Вы поймёте, что в стихотворении присутствует живое течение времени – оно не только в словах прошлых, далёкая, за годом год, но и в глагольных формах вида и времени – сложно переплетённых настоящего и прошедшего.

Остаётся добавить, что Блок это стихотворение хорошим, видимо, не числил и опубликовал его только через 19 лет, за два года до своей смерти.

Источник: «Русский язык в школе». – 1996. – № 3.

Врублевский Юрий. «Опять весна одела острова…»

Чистяков Юрий. «Опять весна одела острова…»

Категория: Всем учителям
29.11.2016 14:36


© 2016 1475

Рекомендуем курсы ПК и ПП