СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Абай - наставник и учитель

Нажмите, чтобы узнать подробности

Абай – наставник и учитель

Абай Кунанбаев - великий казахский поэт-просветитель, подлинный выразитель чаяний своего народа. Он был борцом в самом широком смысле слова.

Поэт и мыслитель Абай боролся с невежеством, боролся за широкое просвещение своего народа, что в те времена имело буквально историческое значение. Он оставил нам богатое наследие — свою бессмертную поэзию.

Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов.

Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества.

Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, - это родители.

Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми.

Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противопоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов.

Абай – наставник и учитель, приобщая свой народ к великому наследию культуры русского народа, а через нее – к культуре других народов, возглавлял самое прогрессивное движение общественной мысли своего времени.

«Человек, изучивший культуру, язык иного народа, - утверждает Абай, - становится с ним равноправным». Он воплощал в себе все лучшие качества просветителя, способного вести за собой людей через все преграды, мешавшие на пути к светлому будущему.

Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека — деятеля разума и просвещения, заступника слабых и угнетенных. Поэтому поэт утверждал: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век! Лишь знанье — светоч сердец!» Подчеркивая трудность овладения знаниями, Абай говорил, что дело это еще не превратилось среди казахского народа в традицию, отсутствует стремление людей к знаниям, и виноваты в этом экономические, социальные условия.

Поэт не скрывает суровую правду о том, что отсутствие знаний, невежество делают человека неполноценным. Духовное совершенствование личности во многом зависит от приобретения знаний, просвещения. «Знание человека, — писал Абай, — это мерило человечности».

Поэт-просветитель призывает молодежь учиться не ради сиюминутных интересов, а ради служения светлому будущему своего народа, ради исполнения своего долга перед своей совестью.

Разум и доброта, упорство, скромность и труд — вот пять добродетелей, которые он призывает избирать. Абай обращался к молодым людям со страстным призывом:

Поверь, о юноша, мне:

Бесценны знанье и ум.

Что чуждо их глубине

Забудь, как суетный шум.

Достигни цели вполне,

Чтобы найденное сберечь.

Таким образом, он ставит знания превыше всех благ — богатства, славы, почета. Но поэт не только учит молодежь уму-разуму, не только призывает к овладению науками, но и указывает определенные пути и способы их достижения.

Во-первых, пишет, поэт-мыслитель, в любом виде обучения наставник должен увлечь, заинтересовать обучающихся. Он считал, что обучение должно быть по меньшей мере увлекательным, а то и наслаждением, радостью, а не принудительной обязанностью. Наслаждение и радость от обучения — самый эффективный путь прочности знаний у детей.

По мнению Абая, очень важна и обратная связь. Многое зависит и от умения воспринимать: «Надо принимать умные слова сердцем, - пишет Абай, — всей душой так, словно бы утоляешь ими жажду».

Во-вторых, чтобы не забыть усвоенного или прочитанного, следует повторять постоянно. Далее поэт предостерегает от перегрузки памяти учащихся: «Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять ценные свойства». Для осмысления и запоминания знаний не последнее место Абай отводит разнообразию методики обучения.

В-третьих, для Абая важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Самые азы образования должны начинаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств. Основными из них поэт считает: стремление, увлеченность, интерес. «Стремление к истине, — пишет он, — и постижение ее рождаются высоким сознанием; сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих качеств, прежде всего, способствует непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников».

Надо особо отметить, что Абай считал светское школьное обучение единственным путем к овладению науками. Каковы пути познания, как, каким образом человек лучше познает мир? На этот вопрос Абай отвечает: «Человек овладевает науками и знаниями тогда, когда всем своим существом стремится к истине и правде, пытается понять самую суть явлений». Человек, идущий в науку" ради богатства, славы и почета, никогда не поймет ее сущности. Больше того, когда человек преследует корыстные цели, он теряет человеческий облик. И наоборот, человек становится сильнее, когда и богатство, и слава, и признание приходят к нему сами, как результат труда.

Молодость — самая благотворная пора познания, считает Абай. Не упустить это драгоценное время редко кому удается. Красота и сила, непосредственность и порыв молодости даются человеку не для того, чтобы ими щеголять и тратить на мелочи жизни, учит Абай. Красота и ум — синонимы, и потому красивым делает человека труд, а молодость быстротечна. «Человеку к лицу чистая и ладная одежда, - пишет Абай, — но человек не должен увлекаться щегольством, чтобы не потерять свой облик. Красивым и сильным делают человека его ум, образованность, честь. Больше ничего. Глуп тот, кто хочет возвыситься иным путем». Это не умозрительные назидания, а пережитые самим Абаем в молодости факты.

Абай считал, что учиться можно и нужно у всех, кто знает то, чего ты не знаешь. Подобно тому, как человек с каждым определенным отрезком времени незаметно взрослеет, точно так же растет и множится человеческое знание, познавательный ряд. Чтобы успевать за растущими знаниями человеческого общества, необходимо учиться, пополнять свои знания каждый час.

«Через постижение Абая мы познаем себя», - подчеркнул Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.

Список литературы

1. Купянбаев А.- Избранное. - М.: Художественная литература. 1981. 2. Абай. Слова назидания. — Алма-Ата: Жалын, 1982.

2. Умиралиев К. Использование назидательных слов Абая в учебно-воспитательном процессе. Алма-Ата, 1968.

3. Ауэзов М.О. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования (на рус. и каз. языках). — Алма-Ата: Гылым, 1967.

4. Жарикбаев К.Б. Казахские просветители о воспитании молодежи. Алма-Ата: Знание, 1985.

Категория: Литература
21.02.2017 20:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя