СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптация первоклассников к школе.
Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 класса.
(кл. рук. Аткина О. Н.)
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов вжизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъектаучебной деятельности в целом. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормыповедения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиямумственного труда и режима.
Начну с того, что работа с этими детьми началась еще в прошлом году (один раз внеделю по2 занятия). Занятия посещали дети из детского сада и, так называемые, «домашние» дети. Главной целью было помочь шестилетним детям построитьсодержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их кшколе в условиях систематического обучения. Занятия проводила я. Содержание занятийносило развивающий характер и направлено на формирование у детей более точногопредставления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволила дошкольникам нетолько усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовить их к предстоящейшкольной жизни. В свою очередь я вела наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливала информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогло подготовиться мне и детям к началу учебного года.
Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятнуюдинамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошееусвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, какправило, являются изменения в поведении детей.
Одна группа детей адаптировалась к школе в течение первых двух недель обучения. Этидети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новыхдрузей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда уних отмечались сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так каким еще трудно было выполнять все требования правил поведения. Но к концу сентября (унекоторых детей – к концу октября) произошло освоение и с новым статусом ученика, и сновыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации. Она быласвойственна 80% учащихся класса.
Вторая группа детей имела длительный период адаптации. Период несоответствия ихповедения требованиям школы затягивался: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу ноября реакции этих детей стали адекватнымишкольным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация, которая наблюдалась у20% учащихся.(показатели адаптации первоклассников отражены в таблице)
В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня)
Диагностика отношения первоклассника к школе
Настроение ребенка
1Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное
2Эпизодические проявления снижения настроения
3Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий 4Вялость, рассеянность
5Заторможенность, истерия, плач
6Выражение негативного отношения к школе
7Полное нежелание идти в школу
Контакты со сверстниками
1Легко и уверенно входит в коллектив
2Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками
3Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками
4Робок, малоинициативен, избирателен в общении
5Не поддерживает социальных контактов
6Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников
Познавательная активность
1На уроках проявляет активность и интерес
2Посещает все уроки без принуждения
3Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим
4Учится без видимого желания
5Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею
Дисциплина
1С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя
2Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается
3Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности
4Требования учителя выполняет неохотно
5На уроках часто отвлекается
6Игнорирует требования учителя
Реакции агрессии, гнева
1Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует
2Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей
3Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением
4Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя
5Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников
6 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя
Страх
1Страх отсутствует
2Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
3Робок, застенчив, легко теряется
4Указанные черты ярко выражены
5В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя
Двигательная активность на перемене
1Ребенок подвижен, активен
2Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях
3 Двигательная активность низкая
4Двигательная активность всегда низкая
Общее самочувствие
1Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
2Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости
3Периодически жалуется на недомогания
4Жалобы принимают устойчивый характер
5Проявление невротических расстройств
Успеваемость
1Хорошая
2Хорошая/удовлетворительная
3Удовлетворительная
4Удовлетворительная/плохая
© 2018, Шварц Дмитрий Ростиславович 298