СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СБО- необходимый школьный предмет подготовки учащихся с ОВЗ к успешной адаптации и интеграции в быту и социальной сфере. Преемственность в работе учителя СБО и воспитателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания и социализации детей с ОВЗ является одной из важнейших для любого общества. Российское образование определяет одну из задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернатном учреждении и специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков.Причины затруднений адаптации и социализации выпускников специальных(коррекционных) школ-интернатов связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром данной категории.

Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.

Актуальность проблемы адаптации, социализации и интеграции в быту послужило необходимости введения такого предмета как СБО, по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся.

Целью данного предмета является создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Школьный предмет СБО выполняет следующие задачи:

  1. Создаёт коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого обучающегося.
  2. Повышает уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
  3. Развивает у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
  4. Сохраняет и укрепляет здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
  5. Формирует навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.

Только при комплексном подходе и совместной работе всего педагогического коллектива ОУ и родителей возможно решение поставленных задач. В связи с этим, весь процесс обучения и воспитания в «Специальной (коррекционной) школе-интернат № 17 8 вида» направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию и интеграцию обучающегося в общество, сделать ее максимально успешной.

Система внеурочных коррекционно-воспитательных мероприятий, осуществляемых воспитателями ОУ, является прямым продолжением учебной работы на уроках. В условиях школы-интерната знания, полученные на уроке, закрепляются, как в результате выполнения домашних заданий, так и с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, внеклассного чтения. Мероприятия, проведенные во внеурочное время педагогами ОУ, содействуют развитию школьников, расширению их кругозора. В процессе внеурочной деятельности знания, полученные на уроке о различных признаках предметов, их значении, о связи между ними, навыки пространственно-временной, ориентировки систематизируются и закрепляются.

Немалое значение для социализации и адаптации обучающихся имеет внеклассная деятельность, которая осуществляется воспитателями. Внеклассная работа имеет четкую организационную структуру и постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Индивидуальная внеклассная работа проводится с обучающимися, которые разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений, изготавливают наглядные пособия, оформляют стенгазеты. Индивидуальная работа проводиться постоянно и помогает решить задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, прививаются жизненно необходимые навыки и привычки.

Школьники активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий. В процессе планирования, подготовки и проведения различных коллективных творческих дел, у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать; развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности; вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения.

Таким образом, в реализации принципа неразрывности обучения и воспитания заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации и успешной интеграции будущих выпускников школы-интерната.

Работа с родителями также является важным направлением деятельности педагогического коллектива школы-интерната по подготовке обучающихся к жизни.

Но большинство родителей имеют низкий уровень образования и культуры. Из благополучных семей обучающихся школы - интерната очень мало, поэтому, данное направление деятельности школы-интерната представляет наибольшую сложность.

Педагогический коллектив образовательного учреждения осуществляет корригирующее воспитательное воздействие на семью. Воспитатели проводят как индивидуальные, так и групповые беседы с родителями, знакомят их с особенностями развития и воспитания детей с ОВЗ, с особенностями вторичных отклонений, которые могут возникнуть у ребенка в неблагоприятных условиях. Разъясняют, что задача семьи состоит в подготовке их к труду, в обеспечении элементарных социально-бытовых знаний и норм поведения. Способствуют укреплению у родителей уверенности в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее. Проводятся совместные мероприятия с социально-психологической службой. Однако, как показал опыт работы, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, мало, что отрицательно сказывается на социально - трудовой адаптации выпускников интернатных учреждений.

Адаптация и интеграция обучающихся предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Поэтому работа педагогов включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Трудовая подготовка
  • Социально-бытовая ориентация и культура поведения и общение
  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Каждое направление деятельности планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития школьников класса-группы.

В процессе УВР используются разнообразные формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, конкурс, составление и решение различных тематических кроссвордов.

Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов. Игра-это своеобразная школа жизни. Педагог организует игру и проводит с заранее разработанным планом. Игра способствует расширению знания об окружающем мире, систематизации жизненного опыта, активизации познавательной активности обучающихся. Кроме того, они служат своего рода отдыхом, доставляя удовольствие школьникам. Они служат своего рода отдыхом, доставляя удовольствие школьникам. В целях коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации. Большее внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа сопровождается наглядностью и эмоциональностью.

При работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования. Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, где воспитатель старается отметить каждого участника, проведенной работы. Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.

Школьники принимают активное участие в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать,

развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. В каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.

Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна без трудовой подготовки. В ОУ сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает трудовое обучение, общественно полезный труд. Формирование мотивов трудовой деятельности - важнейшая функция школы-интерната. Основной мотив труда, который формируют педагоги образовательного учреждения – осознание обучающимися необходимости трудиться. Проводятся разъяснительная работа, что каждый человек должен работать ради тех жизненных благ, которые можно получить трудясь. Проводятся такие мероприятия как: Генеральная уборка.

(пр. занятие), Благоустройство территории. (пр. зан.), Озеленение помещений. (пр. зан.), Благоустройство территории. (пр. зан.), Оформление спальных комнат. (пр. зан.), Приведение учебников в порядок, Подготовка помещений к зиме. (пр. зан.), Уборка закрепленной территории. (пр. зан.), Ремонт мебели.(пр. зан.), Уборка территории., Украшение помещений к празднику. (пр. зан.), Стирка и ремонт одежды., Уборка снега. (пр. зан.), Ремонт зимней одежды, чистка, уборка на хранение, Уход за комнатными растениями. (пр. зан.), Работа на пришкольном участке. На данных мероприятиях учащихся обучают доступным приемам труда; воспитывается уважение к людям труда; развивается самоконтроль и самостоятельность;

воспитывается трудолюбие, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе развивать трудовые умения и навыки. Труд является эффективным средством коррекции психики. Труд помогает обучающему конкретизировать имеющие у него представления и понятия об окружающем мире. В ходе труда обучающиеся знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие между ними связи и отношения, планируют свою работу – все это способствует развитию их мышления.

Изготовление полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у обучающихся социальных мотивов деятельности

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения заключает в себе его направленность – социально-бытовую ориентировку обучающихся, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у обучающихся необходимых для этого знаний и умений.

Успех социализации и интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности выпускника, от способности самостоятельно организовывать свой быт. У учащихся формируются знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников; повышается уровень общего развития обучающихся; развиваются навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями; воспитывается трудолюбие, аккуратность.

Для успешной социализации данной категории обучающихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков культурного поведения в обществе. Со­держание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требова­ниями к речи людей как основному средству общения и требова­ниями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке). Следовательно, культура поведения — это куль­тура общения, культура речи и культура внешнего вида.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию на­выков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются ос­новы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, на улице и в общественных местах. Проводятся такие мероприятия как: Я и мои друзья (бес.), Не позволяй душе лениться, Я как друг (анкета), Как вести себя в общественных местах, Искусство общения, «Если друг оказался вдруг…»(разрешение конфликтов без насилия), Мой характер- тест, Умеешь ли ты выбирать и дарить подарки?, О вкусах не спорят,о манерах надо знать, Знаю ли я себя? (тест) и многие другие. Элементарные нормы культурного поведения, как правило, не привиты детям с ранних лет, педагогам образовательного учреждения приходится восполнять этот пробел и нередко проводить трудную работу по перевоспитанию обучающихся, у которых укоре­нились отрицательные привычки. Достигается это систематическим приучением учеников к выполнению школьных правил.

Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Так же мы руководствуемся распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающегося должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение.

Необходимо отметить, что данное направление пересекается с задачами коррекционной педагогики – социализация и адаптация выпускников интернатных учреждений. В процессе реализации данного направления, происходит развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности. По нашему мнению, все это, в последствии, поможет обучающемуся в будущем найти свое место во взрослой жизни. По данному направлению проводятся такие мероприятия как: Личная гигиена школьника (бес. с элем. рас.), Курить или не курить?(беседа), Значение водных процедур для организма. (рассказ), Здоровый сон (беседа), Мой внешний вид. (беседа),Мы за здоровый образ жизни (бес.), «Физкульт – привет» - спорт. Игра, Курение это не модно!(бес.), 1 декабря – Всемирн. день борьбы со СПИДом.(бес. рис.) и многие другие. В результате у учащихся формируются представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;учатся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; воспитывается готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье.

Одной из особенностей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является его коррекционно-оздоровительная направленность. Обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется одновременно с решением коррекционных задач, заключающихся в преодолении или смягчении недостатков физического развития и нарушений моторики, характерных для обучающихся школы-интерната. Обучающиеся имеют те или иные недостатки физического развития. Другая особенность заключается в необходимости учета индивидуальных отклонений в их психофизическом развитии и в постоянном взаимодействии педагогов со школьным врачом.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс в «Специальной (коррекционной) образовательной школе - интернат № 17» содействует успешной адаптации и интеграции учащихся с ОВЗ в быту и социальной сфере.

16.03.2019 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП