СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационный период в первой младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я - воспитатель первой младшей группы. В детском саду работаю 7 лет. Уже четыре года я большое внимание уделяю адаптационному периоду детей в своей группе. Я изучила по этому вопросу много литературного материала, интернет – ресурсов и просила советы у воспитателей, которые имеют большой опыт работы с детьми. В этой статье я подробно опишу, как проходил период адаптации в моей группе.

Начнем с того, что же такое адаптация. Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Каждому человеку попавшему в новую, непривычную обстановку требуется немало времени и моральных сил для того чтобы освоиться. Гораздо сложнее приходится в подобной ситуации ребенку. Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, ведь они попадают в новую среду к незнакомым людям. В жизни ребенка происходит множество изменений: чёткий режим дня, отсутствие родителей, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Все эти перемены приводят к стрессу и эмоциональному дискомфорту. Поэтому необходимо, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался и прошел как можно быстрее и легче для ребенка. Это моя главная задача в этот период. По-моему мнению, залогом успешного протекания процесса адаптации детей в детском саду, является обеспечение педагогом защиты, эмоционального комфорта и интересной и содержательной жизни в детском саду и дома.

В этом году ко мне в группу поступило 17 детей, 9 девочек и 8 мальчиков. Я могу с уверенностью отметить, что изменились и родители, и дети, которые требуют особой педагогической логики и мастерства.

Для того что бы дети довольно быстро адаптировались к смене места и обстановки, я оформила группу ярко и красочно, это поможет выработать у них положительную установку и желание идти в детский сад.

В группе у нас просторно и уютно, есть спальня, туалетная комната, раздевалка. Всё оформлено красочно и красиво. В спальне кроватки застелены яркими розовыми покрывальцами с цветочками, на кроватках «сидят» игрушки, которые я заранее разложила, на стенах картинки с изображением луны, чтобы ребёнок, засыпая, рассматривал картинки и, успокаиваясь, засыпал. Много внимания во время адаптации требовалось Насте и Нозени, они тяжело проходили процесс адаптации, особенно во время сна. С ними приходилось сидеть, баюкать, шептать утешительные слова. Но всё на данный момент нормализовалось теперь сами бегут с радостью в свои кроватки. Не меньшим интересом пользуется и туалетная комната, где у каждого малыша есть своё полотенце, красивое и мягкое, свой горшочек. В раздевалке у каждого ребёнка свой шкафчик с весёлой картинкой. Милана очень любит собачек и потому картинку со шкафчиком выбрала с изображением собачки, приходит, всегда с ней здоровается. Я рассказываю, что детки приходят в сад с мамой, папой, раздеваются, оставляя вещи в своём шкафчике, прощаются с мамой до вечера и идут играть в группу. А мама обязательно придёт и заберёт своего малыша домой.

У нас в группе есть уголок книги, где «живут» любимые книжки детей. На полках можно найти любимые сказки наших детей, стихи А. Барто. Денис знает много песенок и стихов, и когда у него проходил процесс адаптации, то он рассказывал мне стихи и пока всё не расскажет, не засыпал.

Еще есть уголок «Театральный». Здесь находятся персонажи сказок «Колобок» и «Репка», игрушки «би-ба-бо». Детям очень нравится театрализованная деятельность. Миша, Настя и Платон очень любят этот уголок. Им нравится рассматривать театр, обсуждать и вспоминать знакомые сказки вместе со мной, кто из героев добрый, а кто не очень.

В группе планируется создать спортивный уголок, который удовлетворит потребность детей в движении, он будет красочно оформлен и детям обязательно понравится. Гор был стеснителен на занятиях, в основном он сидел на стульчике во время занятий, но сейчас он активен и участвует во всех видах образовательной деятельности.

В период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым чрезвычайно острая и это нужно учитывать. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках воспитателя дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться. Я стараюсь установить телесный контакт с ребенком, чтобы в период адаптации добиться максимально возможного комфортного пребывания в детском саду и некоторым детям важно объяснить, что здесь в садике безопасно, именно на таком языке. Я встречаю детей при приеме всегда с улыбкой, даю им понять, что я рада их видеть, говорю о том, что сильно соскучилась. Это дает возможность почувствовать детям, что они любимы, что им в саду рады. Мне хочется поделиться опытом создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Прежде всего, это моя эмоциональность, улыбчивость, доброта и весёлое настроение, способность увлечённо играть. Кроме этого существует много приёмов и методов, чтобы помочь малышу затормозить отрицательные эмоции.

Дети раннего возраста еще плохо владеют речью и поэтому не могут выразить свои переживания словами. Я очень люблю заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой зарядкой. Главная цель всех игр наладить доверительные отношения, развеселить малыша и вызвать желание приходить в детский сад и играть. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит и развивает речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами я провожу каждый день.

В течение дня я читаю сказки и стихи, что очень радует детей и облегчает душевные страдания ребенка. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.

Наличие музыкального центра позволяет мне с малышами слушать музыку, детские песни, и танцевать. Что тоже позволяет деткам расслабиться, успокоить нервную систему, а также развеселиться и потанцевать. Если я начинаю танцевать, дети замирают, даже те, кто плакал. А потом многие ребятки присоединяются к танцу, повторяют движения, улыбаясь мне.

Также необходимое условие успешной адаптации — установление контактов с родителями, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. С родителями я провожу беседы, консультации. С мамой Мери я провела консультацию на тему «Адаптация ребёнка 2-3 лет к условиям детского сада». С мамой Платона консультацию «Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста». Платон во время адаптации мог стукнуть другого малыша, причем подползал и бил тяжелыми сандалиями детей по ногам. В ходе работы с мамой и папой мы пришли к мнению, что родители обратят внимание на игры Платон дома и будут играть с ним сами с большим необходимо также снимать его раздражение с помощью творчества, т. е. рисовать, строить из конструктора домики и другое, заинтересовывать так, чтобы малыш наконец понял, что в игрушки нужно играть, но не бросаться ими. И могу сказать, что на данный момент ребенок прислушивается к воспитателю, и даже играет с детьми, не обижая их.

Таким образом, я вижу, что дети быстрее адаптируются к условиям детского сада и с удовольствием ходят в наш детский сад.

Подготовила воспитатель: первой младшей группы Степанян Л.А.

19.12.2015 20:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!