СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивность детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на большое количество, исследований и работ в области изучения агрессивного поведения детей, отклонения в поведении детей это одна из наиболее острых, значимых психолого-педагогических проблем и на сегодняшний день. В данный момент существует множество методик и технологий для диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей.

В данной статье мы рассмотрим причины возникновения агрессии у младших школьников.

Так что же входит в понятие агрессия?

Агрессия – (от лат. «agressio»- нападение, приступ)- это мотивированное, деструктивное поведение противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а так же моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряженности, подавленности страха и т.д.) Если агрессия это форма поведения, то агрессивность это личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная, в процессе развития личности. [3.:25]

Агрессивность разделяют:

По направленности на объект внешнюю (гетеро)- дети вымещают обиду на окружающих и внутреннюю (ауто)- занимается самобичеванием.

По форме выражения физическая агрессия-драка; вербальная – крик, ругань; косвенная- вымещение злобы на других; негативизм- противопоставление себя другим.

М. Клайн указывает, что если анализировать, агрессивность как свойство личности можно выделить следующие признаки позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.

  1. Сверхактивность (ребенок беспокоен, энергичен, постоянно задевает сверстников, окружающие предметы за ним тянется шлейф разрушений и обид )
  2. Отвлекаемость и рассеянность внимания (ребенок испытывает трудности сосредоточения, неспособен довести начатое дело до конца)
  3. Импульсивность (ребенок неожиданно бросает, начатое, поступает необдуманно, может легко солгать, нарушить запрет, взять чужую вещь, абсолютно не задумываясь о последствиях)
  4. Возбудимость (ребенок крайне раздражителен, неуравновешен, часто плачет, быстро обижается, по незначительному поводу начинает кричать, ломать вещи, драться)

Мы разделяем также мнение и американских психологов работающих, с детьми младшего школьного возраста и этот список можно дополнить следующими признаками

  1. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми
  2. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять их просьбу.
  3. Часто винят в своем неправильном поведении других

Амбрумова А.Г. и Трайнина Е.Г. приводят все вышеперечисленные факторы как возникновения в подростковом возрасте акцентуаций характера, так называемого криминального поведения.

Причины можно условно разделить на биологические факторы (наследственные нарушения, родовые травмы, аномалии развития, травмы и органические заболевания мозга, психические заболевания) [1.:76], данный вид мы не рассматриваем и социальные факторы (социально-экономические условия, семья, сверстники, СМИ)

Одной из первопричин социальных факторов являются взаимоотношения в семье: ссоры, грубость, насилие по отношению к членам семьи или же равнодушное, отстраненное отношение друг к другу и к ребенку. Это является научением агрессивному поведению в детском возрасте. К тому же ребенок для избегания наказания ассоциирует себя с агрессором и повторяет его типы и формы поведенческих реакций [2.:75]. Результаты исследований показывают, что влияние отца и матери на агрессивное поведение своих детей связано с различными факторами:

Например: отцы проявляют значительную агрессивность по отношению к окружающим их людям - это могут быть родственники или посторонние, а так же часто наказывают физически своих детей.

В то же время, матери предпочитают проявить терпимость и попустительство в отношении агрессивного поведения у ребенка.

Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы, которые касаются влияния семьи на агрессивность:

  1. Определенные нарушения в эмоциональных отношениях между членами семьи.
  2. Попустительство и равнодушие родителей к агрессивности собственных детей.[4.:144]
  3. Демонстрируемая модель агрессивного поведения родителей ( чаще отца).
  4. У родителей агрессивных детей нет единой линии воспитания и часто их требования, противоречат друг другу. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на весь окружающий мир.
  5. Физические наказания, угрозы, частая изоляция детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка ребенка.
  6. Родители не пытаются разобраться в причинах такого поведения своих детей.

По мере взросления дети учатся контролировать агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых формах, рамках это происходит, если ребенку прививать так называемые внутренние стандарты (к ним можно отнести совесть, гордость). Поэтому имеет значение нравственное воспитание, что требует усилий и времени со стороны родителей, учителей. Раньше именно этому компоненту отдавалось предпочтение и в школе и дома, сейчас родители пытаются переложить ответственность по воспитанию детей на школу, а учителя в свою очередь заявляют - «Это ваши дети, вот и занимайтесь с ними», получается порочный круг. Но не только эта сторона требует внимания, а так же воспитывать в детях позитивное отношение к окружающим, ведь агрессия это и выражение недоверия к сверстникам, взрослым, готовность ребенка получить удар в спину, это защитная реакция психики.

Определенно социально-экономический фактор можно назвать причиной возникновения агрессивного поведения. Материальное благосостояние семей, тоже имеет немаловажное значение, дети даже в детском саду чувствуют различия по этому признаку зачастую взрослые говорят об этом детям, да и по разному относятся к ним. Часто приходилось наблюдать за педагогами, которых просто обязывают заботливые, материально обеспеченные родители проявить по отношению к их ребенку максимум внимания. Дети не понимают чем они хуже других, почему родители одноклассника могут купить планшет, а его не имеют возможности. Ребенок чувствует себя ущербным, отсюда, и обида, злость на окружающий несправедливый мир, а заодно и на более удачливого «золотого ребенка». Здесь стоит отметить, немаловажна работа классного руководителя, который может провести работу по сплочению детей, улучшению климата в классе, вовремя увидеть наметившееся расслоение и принять меры, хотя бы обратиться к специалисту.

Следующей причиной агрессивного поведения детей является приобретение моделей поведения сверстников в ходе их взаимодействия в игре и общении. Дети особенно охотно перенимают агрессивную форму поведения, нежели модели «правильного поведения» и в общении тянутся к детям, отличающимся жестокостью поведения. В школе ребята решают создавшиеся проблемы в классном коллективе при этом к взрослым не обращаются. Отсюда и появляются различные школьные группировки, к тому же участились случаи, когда дети примыкают к агрессору и всем классом травят, одного из учеников. Мы считаем, здесь играет немаловажную роль и отношение педагогов к этому ребенку, часто плохое отношение учителя к ученику является командой «фас» для ребят. Являясь членом такой группы, ребенок ощущает себя защищенным, испытывает чувство комфорта. Страх наказания за свое агрессивное поведение при этом исчезает, желание утвердиться в группе преобладает, к тому же поступки совершенные детьми повышают их статус в коллективе.

Для некоторых детей с коммуникативными нарушениями (сензитивных, тревожных, шизоидных) такая группа может быть фантазийной. Дети такого типа придумываю себе друзей. Это могут быть герои игровых, мультипликационных фильмов, комиксов, телесериалов и пр. Они стараются подражать поведению любимых героев. Это диктует им агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Здесь мы считаем необходимым выделить еще одну причину агрессивного поведения детей это компьютерные игры, интернет, откуда дети часто черпают информацию о правилах поведения и взаимодействия как друг с другом, так и с взрослыми. Надо отметить, что в последнее время все чаще мы наблюдаем подобное влияние всевозможных гаджетов на поведение детей. Начиная от всевозможных игр в основном агрессивных («стрелялки», «танки» и т.д.) т.е. эти игры эмитируют военные действия, убийства к тому же дети не имеют опыта личного общения с другими детьми. Именно посредством игры дети присваивая те или иные социальные роли развиваются, воспроизводя определенные движения, так же в этом процессе не малая роль отводится и моторике, но в компьютерных играх не требуется изобретательности к тому же ребенок не двигается, не общается, поэтому, о каком -либо развитии не приходится говорить, мало того дети деградируют, у них утрачивается эмоциональная восприимчивость(дети привыкают к насилию, жестокости, становятся невосприимчивыми к чужой боли). Сегодня мы наблюдаем картину совершенной неприспособленности детей, слабо развитые коммуникативные навыки и не знакомыми с законами природы вовсе. Например ситуация из жизни когда ребенок в ходе компьютерной игры по заданию своих партнеров по игре выходит в окно здания на десятом этаже, по видимому не осознавая, что упав с такой высоты погибнет. На начальном этапе подобные вещи происходили, когда появились первые Диснеевские мультики очень динамичные и яркие, а так же фильмы, содержащие сцены жестокости и дети перенимали их типы поведения, были случаи поджогов друг друга в ходе игры и т.д. Сейчас же такие примеры поведения приобретают дети в компьютерных играх. К тому же телефоны, планшеты, компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Многие родители с удовольствием покупают детям компьютеры, т.к. не надо общаться и играть с ребенком, все это он находит в виртуальном мире, освобождая время взрослым. Однажды пришлось наблюдать ситуацию, когда четырехлетнему ребенку купили ноутбук и загрузили игру про зомби, поначалу мальчик не хотел играть постоянно подбегал к матери пообщаться, но потом уже увлекся. Когда мальчик пошел в первый класс, посыпались жалобы родителей «Ребенок не хочет учиться, не выходит из дома, сидит целыми днями за компьютером». Эта ситуация знакома многим. К тому же многие дети даже готовы причинить вред человеку за новомодную игрушку (компьютер, телефон, планшет) или же у них самих из-за неработающего компьютера, сломанного телефона возникает истерика и желание причинить вред себе. Часто мы слышим в новостях, подросток пытался убить родителей отобравших клавиатуру от компьютера или телефон [5.]. Даже происходят ситуации, когда действительно убивают. Для ребенка теряет ценность человеческая жизнь.

Здесь как говорят врачи «надо лечить не болезнь, а причину», для этого, прежде всего, следует проводить воспитательную работу с родителями и педагогами, и приучить родителей к мысли, что обращение к психологу за советом, не является признанием своей беспомощности, а так же своего ребенка «ненормальным». Это является наиболее частой причиной того, что родители не обращаются вовремя к специалисту и чаще всего мы имеем дело с результатом (агрессивным поведением). Здесь остается констатировать факт наличия проблемы и приступать на начальном этапе к диагностике и далее к коррекции. Но, для того чтобы успешно корректировать агрессию, надо выявить причины агрессивного поведения, а в данном случае требуется очень точная диагностика. Методик и форм диагностики мы имеем в арсенале множество, и все, таки существует трудность, не все из них можно использовать при работе с агрессивными детьми.

Исходя из практики, диагностика агрессивных детей в форме стандартного тестирования затруднена, так как дети плохо идут на контакт, не проявляют доверия, не хотят вступать в совместную деятельность. Поэтому на начальном этапе диагностической работы с агрессивными детьми желательно использовать проективные методики («Кактус», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Хенд тест», карточки с рисунками, где изображены, какие либо жизненные ситуации, которые просят охарактеризовать), но для уточнения вида агрессивности требуется провести тестирование с ребенком, и обязательно беседу с родителями.

И так мы рассмотрели причины агрессивности детей. Исходя из реалий сложившейся, ситуации психолог как специалист имеющий компетенцию в данной области должен приложить максимум усилий для выявления причин агрессивного поведения и снижения неблагоприятных факторов влияющих на агрессивное поведение, а по возможности этих факторов (уметь убедить родителей в совместной работе в интересах их собственного ребенка, найти подход к детям, настроить учителей на работу по нивелированию агрессии).

Категория: Психологу
08.02.2016 17:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП