СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Несмотря на большое количество, исследований и работ в области изучения агрессивного поведения детей, отклонения в поведении детей это одна из наиболее острых, значимых психолого-педагогических проблем и на сегодняшний день. В данный момент существует множество методик и технологий для диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей.
В данной статье мы рассмотрим причины возникновения агрессии у младших школьников.
Так что же входит в понятие агрессия?
Агрессия – (от лат. «agressio»- нападение, приступ)- это мотивированное, деструктивное поведение противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а так же моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряженности, подавленности страха и т.д.) Если агрессия это форма поведения, то агрессивность это личностная характеристика, приобретенная и зафиксированная, в процессе развития личности. [3.:25]
Агрессивность разделяют:
По направленности на объект внешнюю (гетеро)- дети вымещают обиду на окружающих и внутреннюю (ауто)- занимается самобичеванием.
По форме выражения физическая агрессия-драка; вербальная – крик, ругань; косвенная- вымещение злобы на других; негативизм- противопоставление себя другим.
М. Клайн указывает, что если анализировать, агрессивность как свойство личности можно выделить следующие признаки позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.
Мы разделяем также мнение и американских психологов работающих, с детьми младшего школьного возраста и этот список можно дополнить следующими признаками
Амбрумова А.Г. и Трайнина Е.Г. приводят все вышеперечисленные факторы как возникновения в подростковом возрасте акцентуаций характера, так называемого криминального поведения.
Причины можно условно разделить на биологические факторы (наследственные нарушения, родовые травмы, аномалии развития, травмы и органические заболевания мозга, психические заболевания) [1.:76], данный вид мы не рассматриваем и социальные факторы (социально-экономические условия, семья, сверстники, СМИ)
Одной из первопричин социальных факторов являются взаимоотношения в семье: ссоры, грубость, насилие по отношению к членам семьи или же равнодушное, отстраненное отношение друг к другу и к ребенку. Это является научением агрессивному поведению в детском возрасте. К тому же ребенок для избегания наказания ассоциирует себя с агрессором и повторяет его типы и формы поведенческих реакций [2.:75]. Результаты исследований показывают, что влияние отца и матери на агрессивное поведение своих детей связано с различными факторами:
Например: отцы проявляют значительную агрессивность по отношению к окружающим их людям - это могут быть родственники или посторонние, а так же часто наказывают физически своих детей.
В то же время, матери предпочитают проявить терпимость и попустительство в отношении агрессивного поведения у ребенка.
Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы, которые касаются влияния семьи на агрессивность:
По мере взросления дети учатся контролировать агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых формах, рамках это происходит, если ребенку прививать так называемые внутренние стандарты (к ним можно отнести совесть, гордость). Поэтому имеет значение нравственное воспитание, что требует усилий и времени со стороны родителей, учителей. Раньше именно этому компоненту отдавалось предпочтение и в школе и дома, сейчас родители пытаются переложить ответственность по воспитанию детей на школу, а учителя в свою очередь заявляют - «Это ваши дети, вот и занимайтесь с ними», получается порочный круг. Но не только эта сторона требует внимания, а так же воспитывать в детях позитивное отношение к окружающим, ведь агрессия это и выражение недоверия к сверстникам, взрослым, готовность ребенка получить удар в спину, это защитная реакция психики.
Определенно социально-экономический фактор можно назвать причиной возникновения агрессивного поведения. Материальное благосостояние семей, тоже имеет немаловажное значение, дети даже в детском саду чувствуют различия по этому признаку зачастую взрослые говорят об этом детям, да и по разному относятся к ним. Часто приходилось наблюдать за педагогами, которых просто обязывают заботливые, материально обеспеченные родители проявить по отношению к их ребенку максимум внимания. Дети не понимают чем они хуже других, почему родители одноклассника могут купить планшет, а его не имеют возможности. Ребенок чувствует себя ущербным, отсюда, и обида, злость на окружающий несправедливый мир, а заодно и на более удачливого «золотого ребенка». Здесь стоит отметить, немаловажна работа классного руководителя, который может провести работу по сплочению детей, улучшению климата в классе, вовремя увидеть наметившееся расслоение и принять меры, хотя бы обратиться к специалисту.
Следующей причиной агрессивного поведения детей является приобретение моделей поведения сверстников в ходе их взаимодействия в игре и общении. Дети особенно охотно перенимают агрессивную форму поведения, нежели модели «правильного поведения» и в общении тянутся к детям, отличающимся жестокостью поведения. В школе ребята решают создавшиеся проблемы в классном коллективе при этом к взрослым не обращаются. Отсюда и появляются различные школьные группировки, к тому же участились случаи, когда дети примыкают к агрессору и всем классом травят, одного из учеников. Мы считаем, здесь играет немаловажную роль и отношение педагогов к этому ребенку, часто плохое отношение учителя к ученику является командой «фас» для ребят. Являясь членом такой группы, ребенок ощущает себя защищенным, испытывает чувство комфорта. Страх наказания за свое агрессивное поведение при этом исчезает, желание утвердиться в группе преобладает, к тому же поступки совершенные детьми повышают их статус в коллективе.
Для некоторых детей с коммуникативными нарушениями (сензитивных, тревожных, шизоидных) такая группа может быть фантазийной. Дети такого типа придумываю себе друзей. Это могут быть герои игровых, мультипликационных фильмов, комиксов, телесериалов и пр. Они стараются подражать поведению любимых героев. Это диктует им агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся. Здесь мы считаем необходимым выделить еще одну причину агрессивного поведения детей это компьютерные игры, интернет, откуда дети часто черпают информацию о правилах поведения и взаимодействия как друг с другом, так и с взрослыми. Надо отметить, что в последнее время все чаще мы наблюдаем подобное влияние всевозможных гаджетов на поведение детей. Начиная от всевозможных игр в основном агрессивных («стрелялки», «танки» и т.д.) т.е. эти игры эмитируют военные действия, убийства к тому же дети не имеют опыта личного общения с другими детьми. Именно посредством игры дети присваивая те или иные социальные роли развиваются, воспроизводя определенные движения, так же в этом процессе не малая роль отводится и моторике, но в компьютерных играх не требуется изобретательности к тому же ребенок не двигается, не общается, поэтому, о каком -либо развитии не приходится говорить, мало того дети деградируют, у них утрачивается эмоциональная восприимчивость(дети привыкают к насилию, жестокости, становятся невосприимчивыми к чужой боли). Сегодня мы наблюдаем картину совершенной неприспособленности детей, слабо развитые коммуникативные навыки и не знакомыми с законами природы вовсе. Например ситуация из жизни когда ребенок в ходе компьютерной игры по заданию своих партнеров по игре выходит в окно здания на десятом этаже, по видимому не осознавая, что упав с такой высоты погибнет. На начальном этапе подобные вещи происходили, когда появились первые Диснеевские мультики очень динамичные и яркие, а так же фильмы, содержащие сцены жестокости и дети перенимали их типы поведения, были случаи поджогов друг друга в ходе игры и т.д. Сейчас же такие примеры поведения приобретают дети в компьютерных играх. К тому же телефоны, планшеты, компьютеры стали неотъемлемой частью нашей жизни. Многие родители с удовольствием покупают детям компьютеры, т.к. не надо общаться и играть с ребенком, все это он находит в виртуальном мире, освобождая время взрослым. Однажды пришлось наблюдать ситуацию, когда четырехлетнему ребенку купили ноутбук и загрузили игру про зомби, поначалу мальчик не хотел играть постоянно подбегал к матери пообщаться, но потом уже увлекся. Когда мальчик пошел в первый класс, посыпались жалобы родителей «Ребенок не хочет учиться, не выходит из дома, сидит целыми днями за компьютером». Эта ситуация знакома многим. К тому же многие дети даже готовы причинить вред человеку за новомодную игрушку (компьютер, телефон, планшет) или же у них самих из-за неработающего компьютера, сломанного телефона возникает истерика и желание причинить вред себе. Часто мы слышим в новостях, подросток пытался убить родителей отобравших клавиатуру от компьютера или телефон [5.]. Даже происходят ситуации, когда действительно убивают. Для ребенка теряет ценность человеческая жизнь.
Здесь как говорят врачи «надо лечить не болезнь, а причину», для этого, прежде всего, следует проводить воспитательную работу с родителями и педагогами, и приучить родителей к мысли, что обращение к психологу за советом, не является признанием своей беспомощности, а так же своего ребенка «ненормальным». Это является наиболее частой причиной того, что родители не обращаются вовремя к специалисту и чаще всего мы имеем дело с результатом (агрессивным поведением). Здесь остается констатировать факт наличия проблемы и приступать на начальном этапе к диагностике и далее к коррекции. Но, для того чтобы успешно корректировать агрессию, надо выявить причины агрессивного поведения, а в данном случае требуется очень точная диагностика. Методик и форм диагностики мы имеем в арсенале множество, и все, таки существует трудность, не все из них можно использовать при работе с агрессивными детьми.
Исходя из практики, диагностика агрессивных детей в форме стандартного тестирования затруднена, так как дети плохо идут на контакт, не проявляют доверия, не хотят вступать в совместную деятельность. Поэтому на начальном этапе диагностической работы с агрессивными детьми желательно использовать проективные методики («Кактус», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Хенд тест», карточки с рисунками, где изображены, какие либо жизненные ситуации, которые просят охарактеризовать), но для уточнения вида агрессивности требуется провести тестирование с ребенком, и обязательно беседу с родителями.
И так мы рассмотрели причины агрессивности детей. Исходя из реалий сложившейся, ситуации психолог как специалист имеющий компетенцию в данной области должен приложить максимум усилий для выявления причин агрессивного поведения и снижения неблагоприятных факторов влияющих на агрессивное поведение, а по возможности этих факторов (уметь убедить родителей в совместной работе в интересах их собственного ребенка, найти подход к детям, настроить учителей на работу по нивелированию агрессии).
© 2016, Грецкая Валерия Валерьевна 817