СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аграмматическая дисграфия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аграмматическая дисграфия – это повторяющиеся ошибки на письме, обусловленные недоразвитием грамматического строя языка.

Аграмматическая дисграфия характеризуется специфическими ошибками на письме в виде расстройств морфологических и синтаксических обобщений. ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ:

  1. Замена суффиксов, приставок, префиксов. «Нахлестывает» – «захлестывает», «котята» – «котенки», «переворот» – «проворот».
  2. Неправильное употребление предлогов. «Над головой» – «на головой», «перед экзаменом» – «вперед экзаменом».
  3. Изменение падежных окончаний имен существительных. «Несколько деревьев» – «несколько деревов», «сказал папе» – «сказал папи».
  4. Нарушенная последовательность слов в предложении. «Маша сказала, что хочет куклу» – «Маша сказала, хочет что куклу».
  5. Некорректное употребление падежей местоимений. «Возле них» – «возле ним», «позови меня» – «позови мне».
  6. Некорректное употребление числа имен существительных. «Собаки бегут» – «собаки бежит», «много яблок» – «много яблоко».

ПРИЧИНЫ

В основе расстройства лежит перинатальное, раннее постнатальное повреждение или функциональная незрелость областей головного мозга, отвечающих за устную речь и реализацию письма. Это обусловливает обедненный лексический запас, несформированность грамматической системы родного языка. Аграмматическая дисграфия наблюдается у детей с алалией, дизартрией, ЗПР, умственной отсталостью. Отдельная группа – дети-билингвы.

Дети, угрожаемые по развитию аграмматической дисграфии, в дошкольном периоде часто состоят на учете у детского невролога по поводу резидуально-органического поражения головного мозга перинатального генеза. Нередко у них диагностируется синдром гиперактивности и дефицита внимания, недостаточное развитие мелкой моторики, школьная незрелость.

Предпосылками аграмматической дисграфии являются нарушения устной речи, общее недоразвитие речи.

ФАКТОРЫ РИСКА

Предпосылки для нарушения письма возникают и могут быть замечены у ребенка задолго до начала школьного обучения. Факторами риска появления аграмматической дисграфии выступают:

КЛАССИФИКАЦИЯ

Грамматические ошибки могут допускаться в словах, предложениях и повествовании в целом. В зависимости от этого аграмматизмы делятся на три группы:

Морфологические (экспрессивные) – заключаются в неправильном падежном склонении слов, использовании предлогов;

Синтаксические – выражаются в пропуске главных и второстепенных членов предложения, неправильном порядке слов внутри предложения, трудностях составления сложных предложений;

аграмматизмы в связной речи – проявляются нечеткой передачей замысла, нарушением последовательности предложений в тексте, нелогичностью повествования.

ПРОЯВЛЕНИЕ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

При аграмматической дисграфии ребенок неправильно употребляет числа, падежи, предлоги, затрудняется в связном рассказе или пересказе. Аналогичные недостатки отмечаются и на письме.

На словарном уровне аграмматическая дисграфия выражается в неправильном написании окончаний при словоизменении по родам и числам, склонении по падежам. Выявляются ошибки предложного управления («девочка идут»), согласования существительного и прилагательного («вкусные обед»). Неправильно употребляются предлоги («писать на тетради»), заменяются приставки (собрать – «забрать»), суффиксы (котята – «котёнки»).

На уровне предложения возникают трудности построения сложноподчиненных конструкций. Главное предложение меняется местами с придаточным, иногда опускается совсем или сокращается. В связном тексте нарушаются логические и семантические последовательности изложения. Аграмматическая дисграфия в большей степени проявляется при самостоятельном письме, чем при написании слухового диктанта или списывании.

ДИАГНОСТИКА

Задача по выявлению аграмматической дисграфии возложена на логопеда школьного логопункта. Для этого проводится обследование учащихся в начале и конце учебного года. Работа с детьми, угрожаемыми по развитию дисграфии, должна быть начата незамедлительно. Этапы диагностики:

Анализ устной речи. Оценивается уровень речевого развития: объем словарного запаса, сформированность грамматической стороны речи, функции словоизменения и словообразования. На высокий риск возникновения аграмматической дисграфии указывает диагноз ОНР в дошкольном возрасте.

Анализ письменных работ. Логопед изучает тетради ребенка по русскому языку, выявляет специфические аграмматизмы. Дополнительно исследуется навык списывания с печатного и рукописного текста, написания слухового диктанта, самостоятельного письма.

Консультация психолога. С целью оценки умственного развития производится оценка невербального интеллекта с помощью тестовых методик (матрицы Равена, тест Векслераи др.). Это необходимо для разграничения аграмматической дисграфии у детей с нормальным психическим развитием и нарушений письма у детей с ЗПР.

Целью проводимого обследования является дифференциация форм дисграфии (аграмматическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, смешанная), исключение дизорфографии. Для последней характерны многообразные орфографические ошибки. Достоверно диагностировать аграмматическую дисграфию можно в конце третьего-начале четвертого года обучения.

КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Основные задачи коррекционно-логопедической помощи заключаются в устранении всех видов аграмматизмов, как в устной, так и в письменной форме речи. Обучение организуется с постепенным усложнением материала. На занятиях по устранению дисграфии коррекция осуществляется параллельно по нескольким направлениям:

Работа над предложением. Проводится изучение структуры предложения, усвоение его основных элементов. Сначала отрабатывают простые двусоставные и распространенные предложения, затем более сложные – сложносочиненные, сложноподчиненные. Эффективным приемом является использование опорных графических схем для разбора и составления предложений.

Работа над словоизменением и словообразованием. Уделяют внимание способам изменения существительных (по числам, падежам), прилагательных (по родам, падежам, числам), глаголов (по лицам, родам, числам). Изучают правила управления и согласования слов. Уточняют значения предлогов, функции приставок и суффиксов. Формируют умения морфологического анализа слова.

Работа над текстом. Ребенка учат выделять основную мысль и тему рассказа. Обращают внимание на последовательность предложений и логичность изложения. Самостоятельная работа предполагает составление плана рассказа и связного текста на определенную тему. Усвоенные грамматические навыки закрепляются в различных видах письменной речи.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

Занимательные игры на коррекцию недостатков письменной речи помогут младшим школьникам преодолеть дефект. Особое внимание уделяется тренировкам с текстами различной сложности.

Одним из эффективных приемов, способствующих устранению ошибок на письме является формирование у детей контрольно-оценочных действий, умения проверять выполненные упражнения. На начальном этапе это осуществляется при участии логопеда, а в дальнейшем ученики исполняют эти действия самостоятельно.Значительная роль в формировании умения строить связные грамматически правильные высказывания принадлежит работе над текстом.

ВЫВОД

Аграмматическая дисграфия – серьезная проблема, препятствующая качественному обучению. Неправильно ее рассматривать как невнимательность, несобранность ребенка или банальные описки. Самостоятельно аграмматизмы в письменной речи не проходят. При условии своевременной коррекции специфические ошибки письма могут быть преодолены в среднем звене школы, что позволяет ребенку успешно сдать экзаменационные испытания. Профилактика аграмматической дисграфии заключается в преодолении лексико-грамматического недоразвития к началу школьного обучения.

22.03.2022 10:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!