СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях интерната.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы воспитания.

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. На первое место выходит задача социальной адаптации  выпускника с ограниченными возможностями здоровья. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок с ограниченными возможностями в развитии не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели.

Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специальной (коррекционной) школы VIII вида, что требует повышенного внимания к проблеме их воспитания. От активности и самостоятельности в процессе воспитания во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в воспитании имеет большое значение, т.к. воспитание и развитие носят деятельностный характер, и от качества воспитания как деятельности зависит результат развития и воспитания детей.

Для воспитанников с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе воспитания ребятам часто преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.

Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить воспитание так, чтобы усвоение материала шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Воспитанники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность воспитанников, включать их в творческую деятельность, ведь степень продуктивности воспитания во многом зависит от уровня активности познавательной деятельности учащегося.

   Опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к предлагаемому материалу способствует повышению активности учащихся на занятии, самоподготовке, прогулке, росту самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

   Воспитательный процесс предоставляет неограниченные возможности для формирования у воспитанников познавательного интереса.

Работа над проблемой формирования познавательного интереса к предлагаемому материалу и активизации мыслительной деятельности воспитанников, побудила меня к поиску активных методов и приемов воспитания.

Опираясь на педагогические исследования можно выделить основные, условия, способствующие активизации познавательнойдеятельности  воспитанников. Это: оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов воспитания; доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия; индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической); введение дидактического приема сравнения по различным параметрам изучаемых объектов и явлений; установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от воспитателя или из различных средств обучения и воспитания; создание проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач); использование дидактических игр и элементов занимательности.

   Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению и воспитанию, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к воспитательному процессу, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению  и закреплению знаний.   

   Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям воспитанников, умением придать воспитанию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, воспитатель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса воспитанников я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры занятия, самоподготовки, прогулки, использование различных форм воспитания, тщательно продуманные методы и приёмы подачи материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала воспитанниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, ребята легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает воспитанников слушать то, что говорит воспитатель, полностью включаться в процесс познания.

При проведении беседы воспитатель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль воспитанника, развивали его познавательную деятельность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ребёнок анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы. При формулировке вопросов воспитателю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют познавательную деятельность, учат воспитанника правильно формулировать свои мысли.

Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций», которые требуют от ребят анализа материала и самостоятельного нахождения ответа.

 

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)

 

Третий год я стараюсь активно внедрять ИКТ в свою деятельность с целью достижения более значимых результатов в воспитательном процессе.

Я поделюсь с вами наработанным опытом.                                               

 

О творческом подходе к воспитательному процессу прекрасно сказал Выготский:

…Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…     

Л.С.Выготский

 

С целью получения эффективного результата, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Расширение информационного поля учащихся на функциональном уровне посредством цифровых образовательных и воспитательныхресурсов;

  2. Развитие способности воспитанников к познавательной самостоятельности и самоопределению через формы организациидеятельности с использованиемИКТ;

  3. Развитие логического мышления социокультурной компетенции воспитанников посредством ИКТ.

   Почему же в наше время так актуально и значимо использование ИКТ в работе?

-Воспитанник постепенно входит в реальный мир взрослых, деятельность современного человека.( а современный мир невозможно представить без ИКТ)

 -Компьютер позволяет усилить мотивацию воспитания путем активного диалога воспитанника с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет).

По данным  научных и социологических исследований:

В памяти человека остается:

¼  часть услышанного материала,

1/3 часть увиденного,

½  часть увиденного и услышанного,

¾ части материала, если ребёнок привлечен в активные действия в процессе воспитания.

Именно по этой причине я активно внедряю ИКТ в воспитательный процесс.

 

Области применения ИКТ.

1. Методическая работа.

  • Составление перспективного планирования на год.

  • Создание базы данных воспитанников: информационные данные, занятость во внеурочное время, графики социального, личностного развития, ведущих качеств личности, …;

  • Активно использую ИКТ при подготовке к занятиям и мероприятиям:

- Наглядность

- Конспекты

- Тесты

- Презентации

- Тематические газеты

 

   Всё чаще я стараюсь вовлекать в деятельности воспитанников. Так как  оказание доверия при поручении воспитаннику определённого задания – сильнейший воспитательный приём.

Ребята выполняют следующие задания:

- Набор текста (карточки, стихотворения, тесты, …)

 

 

- Подбор иллюстраций (из предложенного спектра, из интернета, из литературы, …)

 

 

 

- Создание газет

 

 

2. Самоподготовка.

Основные виды деятельности на самоподготовке:

- использование сотовых телефонов при выборе ответа на предложенное задание (набрать ответ с помощью СМС)

 

 

- работа с карточками

 

- работа за компьютером (наберите ответ или вставьте пропущенное число, букву, слово, … в Word, нарисуйте ответ в Paint.) и т.д.

 

Очень часто с детьми нужно повторять табличные случаи  умножения  и деления.

С этим легко справиться поможет задание:

Назови (покажи) верный ответ:

На экране или карточках даны примеры. Ребята либо устно называют ответы, либо с помощью карточек показывают свои знания.

 

Очень важное  место занимает и знание состава чисел, особенно, с переходом через разряд.

Задание:

Подбери нужное число. (Это задание можно выполнять как устно, так и с помощью карточек)

 

С помощью компьютера очень удобно разбирать и решать задачи. Вот один из примерных разборов.

Дети знакомятся с условием задачи, затем вместе разбираем её содержание, работаем над составлением краткой записи, решением задачи.

 

Для работы со словарными словами можно использовать такое задание:

Выбери нужную букву.

 

Работа со скороговорками  интереснее проходит с помощью применения компьютера.

 

Работа с чистоговорками  «Доскажи  словечко».

Ребята читают чистоговорку: сначала – 1 ученик(воспитатель), затем – про себя, все вместе.

 

Помогает закреплять изученный материал и активизирует познавательную деятельность следующее задание: Прочти про себя, найди лишние букву, слог, слово. Объясни выбор.

 

Воспитательная работа школы осуществляется по следующим направлениям:

- Личностное развитие, основы социализации;

- Охрана здоровья и физическое развитие;

- Трудовое воспитание;

- Основы гражданского и патриотического воспитания;

- Знакомство с истоками национальной культуры, духовно-нравственное воспитание;

- Творческое развитие.

 

Личностное развитие, основы социализации.

Мною проведены следующие занятия с использованием презентаций:

-Правила поведения в столовой,

-Мы идём в библиотеку,

-Как вести себя в школе,

-Мы идём в магазин и т.д.

   На примере занятия «Мы идём в магазин» рассмотрим формы проведения экскурсий в общественные места.

 

 

   С помощью фотографий ребята рассматривают расположение полок, цены на товары.

 

 

Затем проводится игра, где с применением денежных средств они учатся покупать товары (один из детей играет роль продавца, а остальные – покупателей).

Обсуждаются правила поведения в магазине.

   После предварительной работы идём в магазин, где ребята совершают покупки.

 

Одно из открытых занятий – «Ребята с нашего двора» по произведениям Н.Н.Носова.

 

На этом занятии дети познакомились с биографией Н. Н. Носова (фотографии, небольшие сообщения о писателе.

 

Ребята заранее приготовили выразительное чтение отрывков из рассказов Носова, а слайд с изображениями обложек из книг писателя, помог верно определить название соответствующего рассказа.

 

 

Одним из заданий на развитие слухового восприятия было: «Прослушать рассказ Н. Носова «Замазка». Далее проводилась беседа по содержанию.

 

На этом занятии дети просмотрели мультфильм по произведению Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

 

Охрана здоровья. Физическое развитие

Спектр занятий разнообразен.

 

Ребятам очень интересно и поучительно использование видеоматериалов:

- Уроки безопасности со Смешариками,

 

 

- Уроки осторожности с тётушкой Совой.

 

 

На занятиях по трудовому воспитанию я использую различные презентации ознакомительного и наглядного характера.

 

 

Например, на занятии «Волшебная пуговица» дети знакомятся с историей пуговиц, их разнообразием.

 

   На иллюстрации подробно рассматриваем правила и способы пришивания пуговиц, показывает воспитатель, сами ребята, выполняется практическая работа.

 

На занятиях, посвящённых гражданскому и патриотическому воспитанию, я использую много видео- и фотоматериала, посвящённого Родине, городам России, символам государства, военной технике, истории достижений народа.

 

Занятиям и мероприятиям, посвящённымзнакомству с истоками национальной культуры, духовно-нравственному воспитанию, особую эмоциональность придаёт наглядный материал , который усваивается легко и непринуждённо.

 

Мною было проведено общеинтернатное мероприятие с опорой на презентацию «Госпожа широкая Масленица».

 

После чтения приветственных стихотворений, в зал внесли чучело Масленицы под соответствующую песню.

 

Не обошлось это мероприятие без общеизвестных весельчаков скоморохов, исполнивших частушки под фонограмму.

 

После чтения стихотворений, ребята в костюмах угощали гостей блинами  под  песню «Ой, блины, мои блины».

В завершении, в соответствии с традицией, сожгли чучело Масленицы, читая при этом стихотворения, помогающие проводить Зиму и встретить Весну.

 

Огромную роль в воспитательной работе занимает творческое развитие ребят.  С помощью применения ИКТ  воспитанники узнают много интересного о различных музыкальных инструментах, художниках, писателях, народных умельцах.

 

Одно из открытых занятий - «В гостях у птиц».Началось это занятие с загадки.Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

 Прилетит – плохи дела.

 А кого паук боится?

Угадали? Это …ПТИЦА

Отгадав её, дети узнали тему занятия «В гостях у птиц».

 

На занятии использовались различные виды деятельности.

Например, птичьи разговоры:Соотнеси название птицы и вид её разговора.

 

Следующим занятием с использованием презентации было занятие «По страницам книг».

 

Дети смогли увидеть самую маленькую книгу в мире.

 

Познакомиться с самой большой книгой.

 

Использовались следующие виды деятельности:

 «Доскажи словечко»

 

С помощью Книгочтея ребята читали отрывки из сказок и подбирали недостающие слова, называли сказку, из которой взят отрывок. После ответа на экране появлялась иллюстрация соответствующей обложки книги.

Например:

1. Жили-были семь ребят - Белых маленьких ...... (козлят)

Мама очень их любила, Молочком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, Появился серый .... (волк)

Шкуру белую надел, Нежным голосом запел. Как коза запел тот зверь: "Отоприте, детки, ..... (дверь)

Ваша матушка пришла, Молочка вам ........" (принесла)

Вы ответьте без подсказки, Кто сумел спасти ребят. Это знаете  из сказки ".... и ...... ......"(Волк и козлята)

 

Затем дети работали на музыкальной страничке. Звучала аудиозапись отрывка из произведения, дети прослушивали её, называли ответ, и на экране появлялась обложка соответствующей книги.

 

Далее  просмотрели видеозапись о памятниках, посвящённых Г.Х.Андерсену и героям его произведений, ответили на вопросы воспитателя.

С опорой на слайд «Угадай сказку» дети выполняли следующее задание: воспитанники читали выразительно заранее подготовленные отрывки из различных произведений, а остальные отгадывали это произведение. На экране в это время верный ответ начинал мерцать.

 

Занятия и мероприятия с применением ИКТ оказывают огромную помощь воспитателям в процессе воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интерната.

 

 

Список литературы

  1. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.

  2. Занков Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование //Развитие учащихся в процессе обучения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С. 7-68.

  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб.пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.

  4. Сайты: http://nsportal.ru

    http:// zavuch.info

    http:// images.yandex.ru ит.д.

     

     

     

     

     

     

     

Категория: Внеурочка
07.01.2015 18:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!