СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Умственно отсталые дети - одна из многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко – в познавательной.
Умственная отсталость по-разному сказывается на разных сторонах психической деятельности ребенка. Одни психические процессы оказываются у ребенка измененными более резко, другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личностной сфере, а также в неодинаковой возможности продвижения. Только в длительном процессе социализации ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения. Это одна из важнейших целей воспитательного процесса, с одной стороны, и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребенка с другой. Воспитание социально одобряемого поведения – одна из важнейших и трудных целей коррекционной педагогики. Отклонения в поведении не только оборачиваются потерями социума, но и отрицательно сказываются на развитии самой личности. Реализация задач по воспитанию нормативного поведения у детей с умственной отсталостью осложнена ввиду дефицитного, ослабленного развития главным образом психофизиологической базы поведенческих механизмов. Речь идет о так называемой аффективно-волевой сфере личности, обеспечивающей произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой. Расстройства в аффективной и поведенческой сферах являются частыми характеристиками детей с умственной отсталостью. Основное направление работы с учениками школы VIII вида определяется как развитие у ребенка потребности и способности усваивать представления о себе, об окружающем мире, неотъемлемой частью которого он является. То, что ребенок с нормально развитым интеллектом усваивает сам как само собой разумеющееся, умственно отсталый может освоить с большим трудом на специальных занятиях, организованных как целенаправленное и систематическое коррекционно-развивающее воздействие. Медленно, шаг за шагом, начиная с осознания своего настроения, чувств, эмоций, с понимания материальных аспектов, составляющих окружающую среду, ребенок продвигается к возможности осознания своих потребностей и способов их удовлетворения в социально приемлемой форме. Правильная организация обучения и воспитания в школе имеет огромное положительное влияние на формирование личности подростка с умственной отсталостью. Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения, составленные применительно к подросткам с умственной отсталостью, позволяют сделать социализацию таких детей более эффективной. При систематической медикаментозной терапии и целенаправленном воспитании, активном формировании навыков самоконтроля, саморегуляции и положительных коммуникативных установок, проявления аффектов сглаживаются, учащийся постепенно приучается оттормаживать импульсивные вспышки, осознавать себя как части социума, адекватно относиться к другому человеку, осваивает навыки бесконфликтного общения. Именно по этим причинам коррекция поведенческой сферы является очень важной при работе с подростками с умственной отсталостью. Коррекционная работа в данной сфере подростков направлена в основном на формирование у них адекватного отношения к себе, к окружающим, и на формирование у них социально-адекватного поведения.
«Алгоритм процесса сопровождения»
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого- педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Психолого-педагогическое сопровождение – психолого- педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.
Задачи коррекционной работы:
Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью;
Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью.
Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью проводится:
― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия психомоторикой);
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях её решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребёнка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.
Характеристика основных направлений коррекционной работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
I.Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей: ― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; ― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; ― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: ― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование), ― психолого-педагогический эксперимент, ― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, ― беседы с учащимися, учителями и родителями, ― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. ― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
II.Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает:
― составление индивидуальной программы психолого- педагогического сопровождения учащегося,
― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
― организацию внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
― разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) и логопедических занятий в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
― организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции и коррекции речи необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
III.Консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребѐнку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
IV.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
― оформление информационных стендов, печатных и других материалов, ― просвещение педагогов с целью повышения их компетентности,
― просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности.
V.Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие педагогов, воспитателей и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.
Социально-педагогическое сопровождение включает:
― разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,
― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
― лекции для родителей,
― анкетирование педагогов, родителей,
― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум. Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; массовая диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Механизмы реализации программы коррекционной работы
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются :
-социальное партнерство включает:
— сотрудничество с родителями (законными представителями);
- сотрудничество с детской поликлиникой, специалисты которой проводят ежегодный углубленный осмотр всех обучающихся воспитанников;
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования позволяет решать вопросы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями.
- взаимодействие специалистов образовательной организации в процессе реализации адаптированной основной образовательной программы,
Основной формой сопровождения является психолого- педагогический консилиум.
Успешность коррекционно-развивающей работы обусловлена ее поэтапностью.
Предполагает организацию и проведение обследования обучающихся всеми специалистами: врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-педиатром, педагогом- психологом, учителем-логопедом, учителем начальных классов. Все рекомендации специалисты фиксируют в картах развития ребенка.
Классный руководитель отмечает уровень усвоения учебного материала в целом.
Учитель-логопед консилиума фиксирует состояние артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематическое восприятие, ошибки: звукового состава слова, лексико-грамматического, графические, выявленные в результате анализа контрольно- диагностических работ. Записывает направления логопедической коррекции, составляет рекомендации для педагогов, родителей, специалистов.
Педагог-психолог рассматривает психологические причины, лежащие в основе трудностей, возникающих у школьников при обучении русскому языку, чтению, математике: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы, общей осведомленности, отмечает работоспособность ребенка во время учебных занятий. Записывает направления психологической коррекции, составляет рекомендации для педагогов, родителей, специалистов.
По результатам диагностических мероприятий на консилиуме составляется коррекционно-образовательная программа по предложенному плану персонально для каждого ребенка, в котором отражены все учебные занятия, которые посещает ребенок в течение недели. Данная диагностико-коррекционная система позволяет оперативно решать вопросы о выборе методов коррекционного воздействия, т.к. действия всех специалистов скоординированы. Общепризнанным является тот факт, что любая диагностическая процедура заканчивается не простым описанием трудностей, а вычленением механизмов и причин этих трудностей и дефектов.
II. Этап организации и координации предполагает реализацию индивидуальной коррекционно- образовательной программы.
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-медико-педагогического сопровождения детей включающий в себя следующие направления:
1. Психологическое – коррекция нарушений эмоциональной сферы, коррекция нарушений высших психических функций, профессиональная ориентация.
2. Логопедическое – коррекция речевых нарушений
3. Педагогическое – реализация коррекционно-развивающего компонента на учебных занятиях.
Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью образовательная организация самостоятельно определяет соотношение часов, отводимых на каждый вид коррекционно-развивающих занятий и ритмику, исходя из общего количества часов. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью. В нашей школе на данном этапе предусмотрен 1ч в неделю на ритмику.
В ходе психокорреционных занятий, на которые отводится так же 1 ч в неделю, осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Основные направления работы: познавательная сфера (формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов); эмоционально-личностная сфера (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); коммуникативная сфера и социальная интеграция (развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения).
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), обогащение словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной стороны речи, расширение представлений об окружающей действительности. коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий,, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании заключения ПМПК и индивидуальной программы развития.
III. Этап диагностики коррекционно – развивающей образовательной среды. На данном этапе выявляется адекватность выбранных мероприятий индивидуальным потребностям детей с УО.
Критериями, позволяющими оценить эффективность коррекционно-педагогического сопровождения являются:
1) успешность овладения образовательной программой учащимися;
2) активность участия детей в системе дополнительного образования;
3) участие родителей в сопровождении детей.
Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Чтобы отследить динамику и эффективность предложенных ребенку коррекционных мероприятий, специалистами ведется мониторинг развития речи обучающихся.
Мониторинг составляется на каждого учащегося (на класс), проводится два раза в год.
IV. Этап регуляции и корректировки
На основе результатов предыдущего этапа вносятся необходимые изменения в образовательный процесс, корректируется комплекс мероприятий по организации сопровождения детей с УО.
Вариант1
На реализацию коррекционно-развивающей области отводится 5 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
1) выявление особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью, обусловленных недостатками в их психическом и физическом развитии;
2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития.
Программа коррекционной работы должна содержать: механизм взаимодействия учителей и других специалистов в области сопровождения, медицинских работников организации и специалистов других организаций с целью реализации программы коррекционной работы, перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико- педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, корректировку коррекционных мероприятий.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Ритмика», «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)». Содержание данной области дополнено на основании рекомендаций ПМПК коррекционными курсами: «Предметно-практическая деятельность», «Альтернативная коммуникация», « Кинезиология», «Психомоторика».
Вариант 2
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Сенсорное развитие (психомоторика)», «Предметно- практические действия», «Двигательное развитие(ритмика)», «Альтернативная коммуникация», «Психокоррекционные занятия». Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК.
© 2023, Писарева Оксана Александровна 1368