© 2022, Жиляева Елена Викторовна 336
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Этапы работы над изложением в начальной школе
1. Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.
Грамотное начало — половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать ребенка, например, сказать, что лучшие обязательно прочитают в классе.
2. Чтение текста учителем.
Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочтения будут вопросы по тексту.
3. Беседа по содержанию.
Обязательно нужно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы, поощрять творческое отношение к работе.
4. Чтение текста учениками.
Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
5. Составление заголовка.
Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.
6. Деление текста на части. Составление плана.
Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллективного обсуждения. По возможности рассмотреть предлагаемые варианты, подсказать, какие пункты удачные, какие не совсем – главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.
7. Лексическая подготовка
Это подбор синонимов, антонимов, перифраз, а также нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно перед написанием изложения уделить этому минимум времени.
8. Орфографическая подготовка.
Обычно опорные слова, трудные слова и обороты речи выписываются на доску и проговариваются орфограммы. Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически. На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в минидиктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы.
9. Составление рассказа по плану.
Обычно текст пересказывают 2-3 сильных ученика. Во 2-3 классах лучше делать это по пунктам плана. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учеников, дать высказаться слабым, помочь увидеть свои недочеты, дать возможность самим исправить недостатки, подвести к хорошему ответу. В 3-4 классах пересказывать весь текст 1-2 раза. Уточнить, как иначе можно выразить мысль, по-другому построить ответ.
10. Повторное чтение текста.
Теперь — полное внимание. Учащимся дается возможность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
11. Самостоятельная работа.
12. Анализ детских работ.
© 2022, Жиляева Елена Викторовна 336