СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития школьников (П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова)

И в Федеральном государственном образовательном стандарте, и в примерной программе воспитания целью воспитания провозглашается личностное развитие ребенка. А потому вполне логичным был бы и организуемый школой анализ достижения этой цели. Однако здесь не все так просто. Известно, что личностное развитие ребёнка происходит отнюдь не только в процессе воспитания, но и в ходе стихийной социализации, и в ходе его саморазвития. Поэтому выделить в его развитии результаты именно воспитания очень сложно. Правильнее было бы говорить не о результатах воспитания, а о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников в целом. Анализ этих результатов важен для того, чтобы педагоги могли понимать, над какими проблемами личностного развития детей им необходимо работать в школе.

Критерием, на основе которого может осуществляться данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. А осуществлять его могут классные руководители совместно с заместителем директора по воспитательной работе.

Изучать и анализировать результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников, на наш взгляд, лучше всего при помощи метода педагогического наблюдения. Это может быть наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребёнка в мир человеческих отношений или в организуемых педагогом беседах о тех или иных нравственных проблемах. Педагогическое наблюдение - хорошо себя зарекомендовавший, но, увы, несколько забытый сегодня метод изучения личности школьников. Его всё реже используют педагоги, о нем всё меньше говорят методисты, его упоминание нечасто встретишь в научных статьях и монографиях. А между тем наблюдение обладает рядом преимуществ по сравнению с анкетами, тестами, опросниками, которые сегодня столь популярны в массовой практике, и вот почему.

Ребёнок развивается более интенсивно, чем взрослый. Его знания, отношения, опыт постоянно претерпевают изменения. Его картина мира динамична. А потому изучение личности при помощи анкет или тестов, дающих нам информацию о ребенке лишь как информацию «здесь и сейчас», становится проблематичным и не отражающим в должной мере динамику личностного развития школьников. Метод же наблюдения, если осуществлять его постоянно, дает нам постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка и тем самым в большей мере отвечает особенностям развития школьников. Кроме того, работающий с детьми педагог непосредственно включён в повседневную школьную жизнь детей — таким образом, он осуществляет «включённое наблюдение» и, в отличие от анкет или тестов, «в состоянии регистрировать мелкие, кажущиеся незначительными факты, которые могут быть симптомами важных внутренних процессов, происходящих в личности»12. И, наконец, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы кто-то из детей интерпретирует совсем не так, как того ожидали разработчики анкет. В результате ответы этого ребёнка оцениваются неадекватно, и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника.

Итак, если педагог решился использовать метод наблюдения, то ему следует уделить особое внимание наблюдению за поведением ребёнка в ситуациях, которые побуждают его делать тот или иной ценностно окрашенный выбор. В таких ситуациях ребёнок оказывается довольно часто: списать домашнее задание или сделать самому, взять чужое или не взять, помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать. В основе такого выбора далеко не всегда лежат соображения практического удобства, как это может показаться на первый взгляд. Очень часто основание такого выбора - ценности, которые разделяет ребёнок. Следовательно, наблюдение за его поведением в подобных ситуациях может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребёнка в данный момент, и о том, как эти ценности представлены в его знаниях, в его отношениях, в его действиях.

Рассмотрим эти ситуации чуть подробнее.

Ситуация конфликта. Понаблюдайте за тем, как ведут себя ваши школьники во время конфликтов — друг с другом, с учащимися других классов, с учителями. Какие их личностные качества более всего проявляются в конфликте: чувство справедливости, умение идти на компромисс, умение прощать, злопамятство, безрассудство, злоба?

Ситуация новичка. Как ребята в вашем классе встречают «новенького»? Заботятся о нём, равнодушны к нему, унижают его, устраивают ему всевозможные «проверки»? Как вообще принимают они другого человека?

Ситуация соотнесения. Как ведут себя школьники во время соревнований, конкурсов, викторин и в прочих ситуациях, когда каждому приходится сравнивать себя с другими? Не проявляют ли высокомерие, самонадеянность, излишнюю агрессивность по отношению к сопернику? Умеют ли бороться, не сдаются ли, не опускают ли руки, заведомо считая соперника сильнее?

Ситуация успеха. Как школьники переживают свои успехи и неудачи? В чём видят их причины? Способны ли они достойно пройти испытание «медными трубами»?

Ситуация столкновения мнений. Дискуссии, дебаты, споры и прочие ситуации столкновения мнений также позволят лучше увидеть своих воспитанников — их взгляды на обсуждаемую проблему, отношение к чужим мнениям и к людям, которые их высказывают.

Ситуация игры. Игра также предоставляет большие возможности для наблюдения за школьниками. Ведь поведение ребёнка в той или иной игровой роли определяется не только самой ролью, но и личностными качествами игрока.

Фиксировать результаты педагогического наблюдения можно различными способами: вести специальный дневник, делать записи в блокноте, записывать на диктофон свои размышления и т.п. - то есть так, как удобно самим педагогам. Здесь нет и не должно быть общих для всех требований.

По итогам своих наблюдений педагоги могут сделать выводы о тех проблемах личностного развития детей, над которыми им предстоит работать в дальнейшем. Формулируя эти проблемы, следует обратить внимание на следующее:

  • удовлетворены ли педагоги характером и объемом тех социально значимых знаний, которые они наблюдают у своих воспитанников, достаточен ли он для детей этого возраста?
  • удовлетворены ли педагоги характером отношения своих воспитанников к базовым общественным ценностям, какова направленность этого отношения (в детской группе оно преимущественно позитивное, негативное, равнодушное?), какова его устойчивость (оно преимущественно устойчиво или ситуативно, то есть имеет свойство меняться в зависимости от ситуации, в которой находятся дети)?
  • удовлетворены ли педагоги опытом участия своих воспитанников в социально значимых делах, которые они организовывали в школе?
  • какова общая динамика развития личности школьников за время наблюдений?
  • каковы наиболее острые проблемы, над чем предстоит работать в дальнейшем?

12МудрикА.В. Включённое наблюдение // Проблемы теории воспитания: в 2 ч. Ч. II. М., 1974, С. 50.

09.08.2021 14:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП