СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эффективность воспитательной работы во многом определяется профессиональным мастерством и методической подготовкой воспитателей. Методическая работа воспитателей строилась на целостной системе мер, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала каждого воспитателя. Основную часть воспитательского коллектива школы-интерната составляют опытные педагоги с многолетним стажем. Недавно пришедшие сотрудники также справляются со своими профессиональными обязанностями. Труд каждого воспитателя получал свою оценку на педагогических советах, педагогических чтениях, фестивале проектов и методических объединениях воспитателей. Каждого из воспитателей отличает свой педагогический почерк, свои методы и приемы работы с учащимися, ориентация на то или иное направление воспитательной работы.
Воспитатели совершенствуют свои знания, работают над темами по самообразованию, повышают свою квалификацию.
Аттестация педагогических работников за 2014-2015 учебный год
ФИО педагога (четыре воспитателя) |
Квалификационная категория |
Гуринкова С.Х. |
Соответствие занимаемой должности |
Цинцадзе Н.П. |
Соответствие занимаемой должности |
Шидиева Д.Ш. |
Высшая категория |
Пермякова Н.Н. |
Высшая категория |
17 воспитателей прошли курсы «Системно-технологический подход к организации воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида»» при АУ ДПО ХМАО-Югра «Института развития образования» г. Ханты-Мансийска. 7 воспитателей проходили очное обучение на курсах по Формированию ИКТ-компетентности в ГОУ ВПО ХМАО-Югры «СурГПУ», г. Сургут. 5 педагогов освоили Программу профессиональной переподготовки по «Олигофренопедагогике» в Негосударственном ОУ высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия». 3 воспитателя защитили дистанционный курс «Применение социальных Интернет- сервисов Веб.2.0 в образовательном процессе» при ГОУ ВПО ХМАО-Югры «СурГПУ». Ермаков С.С. окончил дистанционный курс «Технология интерактивного обучения» в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Технология активных методов обучения и модерации» г. Петрозаводска. Просвирнин И. А. прошел дистанционное обучение по «Преподаванию дисциплин образовательной области «Физическая культура» при Педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. Ломоносова» г. Москва на образовательном портале «Первое сентября». Пермякова Н.Н. освоила дистанционные курсы Национального Открытого Университета "ИНТУИТ" по программам «Microsoft Excel и Microsoft Word» (144 часа).
В соответствии с годовым планом работы школы-интерната на 2014-2015 учебный год на заседаниях методического совета и педагогического совета школы утверждены образовательные и адаптированные программы по всем воспитательным блокам, программы построены с учётом индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей в развитии ребёнка и предусматривают последовательное формирование умений и социальных навыков воспитанников с ОВЗ.
Для решения задач воспитательной работы был смоделирован план-сетка, который включает в себя организацию ежемесячной деятельности по различным направлениям. На основании данного плана организована деятельность школы. В школе проводятся еженедельные линейки, которые носят организационно-координирующую функцию и где подводятся итоги работы за неделю.
Целью воспитательной работы является создание условий для всестороннего развития личности, для самовыражения и саморазвития учащихся. Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия, и направлена на реализацию задачи Совершенствование реабилитационного пространства по социализации, адаптации детей с ОВЗ, развитие здоровьесберегающих технологий. В связи с этим воспитатели, педагоги дополнительного образования и классные руководители стараются использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.
Основными направлениями воспитательной работы в этом направлении являются:
- Блоковая воспитательная система (8 воспитательных блоков, по всем воспитательным блокам составлены образовательные и адаптированные программы, которые построены с учётом индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей в развитии ребёнка и предусматривают последовательное формирование умений различной направленности):
* путём нравственно – эстетического воспитания (основы социализации и общения) мы формируем становление личностной позиции, основ правового воспитания, развиваем представления о человеческих ценностях, воспитываем эмоциональную отзывчивость (беседы, тестирование, внеклассные занятия, презентации); Содержание деятельности в данном направлении включает в себя: Чтение и обсуждение художественных произведений, разыгрывание и моделирование жизненных ситуаций на нравственную тему, знакомство с традициями и обрядами русского народа, с народными праздниками, промыслами;
* через творческое развитие мы стараемся формировать творческие способности детей (конкурсы рисунков, поделок, конструирование и моделирование);
*посредством трудового воспитания мы отрабатываем трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем, стараемся помочь детям в их профессиональном самоопределении (беседы, практические занятия, создание альбомов по профориентации);
* основам экономической грамотности (бюджет семьи, доходная и расходная часть и т.д.) посвящаем занятия экономического практикума;
* одним из основных блоков является блок «Охрана здоровья и физическое развитие».
Укреплению здоровья, служат занятия физической культурой и спортом, дни здоровья, экскурсии, посещение бассейна. Наши ребята занимают далеко не последние места во всех видах соревнований – наглядно это представлено на стене Наших достижений».
Эффективность воспитательной работы во многом определяется профессиональным мастерством и методической подготовкой воспитателей. Современному педагогу просто необходимо свободно владеть основными методологическими формами и методами организации внеклассной деятельности.
Внеклассные занятия в школе являются одной из форм организации деятельности обучающихся во внеурочное время.
Исходя из анализа посещённых занятий выяснились направления воспитательной деятельности; формы и методы, применяемые воспитателями на внеклассных занятиях:
- Словесные методы явились основной формой общения. Именно они способствовали установлению контакта, что, в свою очередь, вело к оптимизации процесса занятий. Беседы активизировали умственную работу воспитанников, поддерживали внимание и интерес. Беседа присутствовала на всех посещённых внеклассных занятиях. Виды бесед были различны: подготовительная (Попова Т.Н., Гуринкова С.Н., Родакина Н.К.), сообщающая (Романенко А.С., Гасанова Э.Р.), воспроизводящая (Немкова И.А.), обобщающая (Меркулов А.М., Цинцадзе Н.П.), повторительная (Туленкова Н.И., Болдырева Л.А., Родакина Н.К.). Беседы различных видов пересекаются в зависимости от микроцели на определенном этапе внеклассного занятия. Эффективность проведения обеспечивалась продуманностью плана и последовательностью изложения (Романенко А.С., Гасанова Э.Р.), повторением основных положений, наличием выводов, обобщений (Цинцадзе Н.П., Болдырева Л.А.), доступностью для понимания (Попова Т.Н., Гуринкова С.Н., Родакина Н.К.), умением мобилизовать внимание (Меркулов А.М.), убедительностью слов и выражений педагога (Немкова И.А.), продолжительностью занятия - все воспитатели провели занятие в соответствии с расписанием и соблюдением Сан Пина). Словесные методы позволили воспитателям предопределить конкретную образовательную ситуацию, для решения которой строилось взаимодействие с воспитанниками. - Наглядные методы – презентации слайдов, карточки, демонстрация картинок отличались продуманностью, целесообразностью демонстрируемого материала (Болдырева Л.А., Меркулов, А.М., Гуринкова С.Х., Цинцадзе Н.П.). Дети были вовлечены в круг изучаемых проблем. Эффективность достигалась привлечением воспитанников к раскрытию содержания демонстрируемого (Туленкова Н.И., Попова Т.Н., Родакина Н.К.), формулирования выводов, изложении своей позиции, своего отношения, к предмету разговора (Немкова И.А., Гасанова Э.Р.) Все занятия отличались правильным отбором материала, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием мероприятия, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре занятия. - Практические методы присутствовали на всех посещённых занятиях и служили созданию благоприятных условий для повышения эффективности всего занятия, обсуждению, анализу и коррекции выполненной работы при активной позиции как педагога, так и воспитанников, т.е. позволили определить механизм включения детей в конкретное занятие и умение воспитателем подобрать нужный инструментарий для работы.
Ориентируясь на зоны ближайшего развития ребенка, воспитатели предлагают посильные задачи для детей. (Меркулов, А.М., Туленкова Н.И., Родакина Н.К.), а если возникают затруднения у детей, то воспитатели оказывают следующие виды помощи:
- действие по подражанию: «делаем вот так». При этом воспитатель выполняет действия в замедленном темпе (Попова Т.Н., Болдырева Л.А., Гуринкова С.Х.);
- действие по показу, т. е. действия производятся не параллельно, а последовательно «показ-воспроизведение», что требует от детей удержания в памяти последовательности и содержания операций (Гасанова Э.Р.);
- действие по образцу (творческая работа – Немкова И.А.)
Анализируя внеклассные занятия, следует отметить умение воспитателей применять на практике один из основных дидактических принципов – «от простого к сложному». При этом достаточно внимания воспитатели уделяют тому факту, что «простое» для разных детей – это то, что у них уже получается, то в чем они ощущают собственную успешность. Дифференцированный и индивидуальный подход, учёт способностей каждого воспитанника в отдельности прослеживались на всех внеклассных занятиях. Воспитатели стараются применять принцип – «опоры на сильные стороны» ребенка. (Например, Марков Андрей хорошо рисует, Чемляков Борис интересно проводит физминутку и. т.д.). Именно учет этих принципов способствует формированию познавательного интереса и позитивного отношения к занятиям.
На занятиях воспитатели продемонстрировали разнообразные виды работ: работа с загадками (Болдырева Л.А., Гуринкова С.Н.) пословицами (Немкова И.А., Меркулов А.М.), высказываниями философов (Гасанова Э.Р. «Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства» - Цицерон), составление алгоритма умывания (Меркулов А.М.), игры (Реклама, Угадай предмет, Кто здесь работает? Пузырь, Зайки-побегайки, пантомима, Объяснялки), тест «Настоящий друг» - Гасанова Э.Р.), работа в группах (Романенко А.С.).
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В этой связи воспитательный процесс в нашей школе строится на основе сохранения здоровья всех воспитанников. Воспитатели, продумывая и проводя свои занятия помимо решения образовательных, коррекционных и воспитательских стараются способствовать охране и укреплению здоровья своих воспитанников. Во время внеклассных занятий с воспитанниками также проводятся физминутки, пальчиковые игры, упражнения для снятия зрительного утомления, упражнения, корректирующие осанку, упражнения для снятия общего и локального утомления - всё это благотворно влияет не только на физическое развитие, но и на психику ребёнка. Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, возрастной категории воспитанников.
© 2015, Пермякова Надежда Николаевна 817