СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровье каждого ребёнка укреплялось систематически средствами пропаганды здорового образа жизни. В этом направлении велась работа по программе «Здоровье», основными задачами которой является – содействие формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью, умению ориентироваться в различных ситуациях, умению осознанно подходить к решению проблем, связанных со здоровьем. В настоящее время, как известно, в школьном возрасте получили распространение наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. Поэтому среди учащихся проводилась санитарно-просветительская работа, которая играет положительную роль в укреплении здоровья.
Воспитание здорового образа жизни у учащихся являлось важнейшим звеном в системе учебно-воспитательной работы. В этом году была проведена большая работа, которая способствует укреплению здоровья обучающихся, формированию у воспитанников потребности здорового образа жизни, формированию навыков личной и общественной гигиены, профилактике вредных привычек.
Практически все воспитанники школы-интерната вовлечены во внеурочную работу спортивных секций школы-интерната, за исключением детей, имеющих противопоказания по физической нагрузке. Воспитанники школы – интерната с огромным удовольствием посещают бассейн п. Мортка (в первом полугодии 2 раза в неделю, во втором полугодии 1 раз в неделю).
Воспитателями разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, наркомании, токсикомании, табакокурения, участие воспитанников в спортивных мероприятиях. Задачу Укрепление здоровья учащихся, воспитанников, формирование здорового образа жизни, удовлетворение потребностей, учащихся в занятиях физической культурой и спортом школа решала также посредством направления «Будущее за нами или как оставаться здоровым и красивым» (Просвирнин И.А., Лыткин В.В.) через привлечение детей к кружковой, внеклассной и внешкольной работе; вырабатывание навыков здорового образа жизни детей с ОВЗ; создание условий для воспитания ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями и различными видами спорта. Интересно прошли Игровой час «На дворе у нас игра». Общешкольные мероприятия «Дни Здоровья», «Марш-бросок» ко Дню Победы. Первенство школы по скакалке. Служили укреплению здоровья подвижные игры на улице «На природу за здоровьем», весёлая спартакиада «Волшебный мяч» и эстафета «Быстрый, ловкий, смелый».
Учащиеся привлекались к участию во Всероссийских олимпиадах по физкультуре «Физкульт-Ура!» (6 воспитанников заняли призовые места), «Если хочешь быть здоровым» (3 воспитанника отмечены сертификатами участников). Во Всероссийской викторине «История олимпийских игр» участвовало 7 воспитанников, среди них есть победители 1 и 2 места.
Воспитанники ознакомлены с памяткой: «Сохраним здоровье детей», приняли участие в акции «Спорт против вредных привычек».
Дети участвовали в Выставке плакатов «Вредным привычкам бой!», оформлении стендов «Лучшие спортсмены школы», «Спортивные рекорды школы», конкурсе рисунков «Да здравствует спорт!»
С огромным удовольствием дети принимали участие в соревнованиях по подвижной игре «Перестрелка», районных соревнованиях «Зимняя лыжня», товарищеских встречах по бочча и скалодрому в г. Урай.
Об удовлетворительной социализации воспитанников говорят их награды: «Лыжня России 2015» – 18 частников, I место – Куковин Дима, II место – Бобышев Саша. В первенстве по туристическому многоборью спортивная команда школы заняла VI – общекомандное место. Наши воспитанники стали участниками соревнований по игре в «бочче», г. Урай. В окружной Специальной Спартакиаде школьников (осень – 2014г., зима 2015г.) ребята заняли II общекомандное место.
Активное участие приняли воспитанники школы в «Смотре строя и песни»; территориальном легкоатлетический кросс ко Дню Победы, где воспитанники школы совместно с педагогами заняли 1 место.
«Замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков» (В.А. Сухомлинский)
Для того, чтобы дети могли полноценно развиваться физически и умственно, в целях обеспечения здоровья и благополучия на всю жизнь учащимся необходимо здоровое питание, которое напрямую связано с продлением жизни и понижением риска развития многих хронических болезней. Питание воспитанников школы-интерната организуется в соответствии с законами Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», СанПиНа «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания…». К нормативным документам можно также отнести внутришкольные положения о школьной столовой; о бракеражной ко-миссии и т.д.
Питание осуществляется бесплатно, по утвержденному 14–ти дневному меню, ко-торое составлено с учетом сезонности и согласно принятых норм питания воспитанников (7-12 лет и 12 лет и старше); повара имеют соответствующее образование; в школе–интернате 5 разовый режим питания; условия приёма пищи способствуют хорошему аппетиту, пищева-рению и усвоению пищи; порции соответствуют нормам; приготовленная пища вкусная; длительность промежутков между отдельными приемами пищи составляет 2, 3, 5 часов.
Благодаря всем вышеперечисленным факторам питание обучающихся является сбалансированным и рациональным, что способствует сохранению детского здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, физической и умственной работоспособности.
Строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате является одним из главных факторов организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы, детям с ОВЗ доступно лишь через конкретную систематическую практическую деятельность, которая связана с выполнением распорядка дня в школе-интернате и при которой обязателен принцип дифференцированного подхода.
Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать.
Среди детей с ОВЗ есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных учащихся в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки в течении дня.
Одним из основных режимных моментов является утренняя зарядка. Она решает не только оздоровительные и гигиенические задачи, но и является огромным воспитывающим и дисциплинирующим моментом. Её эффективность зависит от того, насколько ребенок психологически и организационно подготовлен к занятиям. Проверка показала систематическую работу воспитателей школы-интерната в данном направлении. Воспитатели Финансова М.Е., Меркулов А.М., Немчинов С.А. проводили утреннюю зарядку в рекреации для младших воспитанников. С первых дней пребывания детей в школе-интернате они старались объяснить детям, что зарядка необходима для их здоровья и формирования осанки. Воспитатели Борисов М.В., Лыткин В.В., Бизяев А.А., Нестеров С.П. систематически работали над организацией и проведением утренней зарядки по утверждённому комплексу упражнений для среднего и старшего звена. Показывали образец выполнения упражнений, учили детей старшего звена проводить зарядку самостоятельно под контролем воспитателя. Бызова Т.А., Цинцадзе Н.П., В.В. Мищенко проводили гимнастику в рекреации девочек. Воспитатели внимательно следили за тем, чтобы каждый воспитанник не просто выполнял упражнения, а старался выполнить их в соответствии с требованиями и нормами.
Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Работу в этом направлении воспитатели режимных моментов, прежде всего, начинали с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Воспитатели Финансова М.Е., Меркулов А.М., Немчинов С.А. много внимания уделяли практическому показу, контролю и помощи воспитанникам в овладении необходимыми навыками, с учётом их индивидуальных способностей. Борисов М.В., Лыткин В.В., Бизяев А.А., Нестеров С.П. в часы утреннего и вечернего туалета организовывали работу так, чтобы иметь возможность непосредственно осуществить на практике контроль над тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили ранее. Бызова Т.А., Цинцадзе Н.П., Мищенко В.В. не уставали вновь повторять отдельные требования, показывать соответствующие рациональные приемы, давать характеристику выполненного.
Контроль показал удовлетворительную работу воспитателей по обучению и выполнению санитарно-гигиенических требований воспитанниками школы-интерната. Уровень подготовленности детей различен, различны и их возможности. Поэтому при организации работы с группой воспитатели старались организовать свою работу с каждым воспитанником дифференцированно, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей держали под непосредственным контролем и оказывали им практическую помощь, привлекая к помощи и тех детей, которые сравнительно легко владеют необходимыми умениями и навыками.
Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Однако многие младшие школьники не всегда могут самостоятельно и аккуратно застелить постель. Воспитатели Финансова М.Е., Меркулов А.М., Немчинов С.А. старались терпеливо учить этому своих воспитанников, но их внимания и практического показа не всегда было достаточно. Чтобы достичь успеха, воспитателями ГПД проводились специальные практические занятия по заправке кроватей и уборке в шкафах.
Контроль такого режимного момента, как завтрак показал недостаточность посадочных мест в столовой. В связи с этим завтрак проводился в разное время группами с круглосуточным пребыванием и приезжающими детьми с 07.50 до 08.15. Воспитатели режимных моментов внимательно следили за дисциплиной и порядком в столовой. У воспитанников среднего и старшего звена было организовано дежурство по столовой, что удовлетворительно сказывалось на проведении завтрака.
Подготовка ко сну и отбой у воспитанников в школе-интернате проходили также дифференцированно. Воспитатели Финансова М.Е., Меркулов А.М., Немчинов С.А. проводили систематическую работу по подготовке воспитанников ко сну с 20.20 до 21.00. Они организовывали деятельность детей по проведению вечернего туалета, вечерней уборке спальных комнат и своевременном укладывании детей. Воспитатели Бызова Т.А., Цинцадзе Н.П., Борисов М.В., Лыткин В.В., Бизяев А.А., Нестеров С.П. кроме подготовки детей ко сну организовали дежурство по спальному корпусу, во время которого воспитанники наводили порядок не только в спальных комнатах, но и в коридоре. Благодаря труду и заботе воспитателей в течение года в хорошем состоянии поддерживался спальный корпус школы-интерната, что способствовало созданию условий уюта и комфорта для наших учащихся.
Анализируя организацию и выполнение режимных моментов можно говорить о правильной и систематической организации воспитательной работы в данном направлении.
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении. Самоподготовка в ГПД начинается после проведения мероприятий по восстановлению необходимого уровня работоспособности учащихся: на I ступени это сончас, на I ступени занятия по интересам (посещение кружков, бассейна, прогулки и т.п.).
Посещенные занятия по самоподготовке учащихся у воспитателей Поповой Т.Н., Родакиной Н.К., Туленковой Н.И., Меркулова А.М., Болдыревой Л.А, показали, что воспитатели уделяют большое внимание организации подготовки домашних заданий. При организации самоподготовки воспитатели учитывают уровень общеучебных умений и навыков учащихся, уровень навыков самостоятельной работы, возрастные и индивидуальные особенности детей. В старших классах порядок выполнения домашних заданий воспитанники выбирают по собственному усмотрению. Детям, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, разрешаются занятия по интересам. В старших классах не всегда прослеживалась взаимосвязь учителей и воспитателей. В следующем году следует обратить на это особое внимание.
В школе - интернате действовала детская организация «ЮВЕНТА» (юные, вежливые, энергичные, находчивые, творческие, активные). Символика: Земной шар – жизнь. Радуга "ЮВЭНТА" - радость, свет. Голуби – мир. Руки - доброта, милосердие. Президент организации Бобышев Олег (избран путём тайного голосования всех учащихся школы) совместно с министрами подводили итоги соревнования, проводили школьные рейды, принимали участие в приёмке генеральной уборки классов, направляли работу активов классов. Вся работа организации реализовывалась посредством выполнения законов организации: - ювэнтовец старателен в учении, добросовестен в труде и любит спорт; - ювентовец честный и верный товарищ; - ювентовец активный и верный помощник в добрых делах; - ювентовец уважителен к старшим. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем организация являлась организующим звеном всех мероприятий в школе, а не их сопутствующим элементом.
Огромное место в жизни каждого человека занимает книга. «Школа без хорошей библиотеки также противоестественна, как без кухни. Хорошо организованная и удобно расположенная библиотека является решающей предпосылкой успешной деятельности школы. Библиотека должна быть сердцем и мозгом школы, местом, где ученик, учитель и библиотекарь встречаются ежедневно для совместной работы, где исподволь воспитывается потребность в знаниях, в поиске, в самообразовании» (Я. А. Андерсон)
Главная задача работы библиотеки: научить детей рациональным приемам работы с книгой, поиску, анализу материала, привить ученикам навыки информационного обеспечения. В течение 2014 – 2015 учебного года, в соответствии с планом работы уделялось внимание к проведению уроков с элементами библиотечно-информационной грамотности. Проведено 29 библиотечных уроков. «Первое посещение библиотеки» 1-2 класс. Экскурсия по библиотеке. «Знакомство с элементами книги» 1-2 класс. «Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного обращения с книгой» 3 класс.
«Роль и назначение библиотеки» 3 класс. «Знакомство с книгой. Структура книги. Правила и умения обращаться с книгой. 4 класс. «Читателю о книге. Обращение с книгой» 5 класс. «Из чего состоит книга» 6 класс. Серия «Хочу все знать» (стеклянное чудо-история возникновения елочной игрушки) 6 класс. «Выбор книг в библиотеке» 7 «б» класс. «Информация вокруг нас» 7 «а» класс. «Книга, как предмет искусства 8 класс. «Справочная литература. Типы справочной литературы 9 класс. «Поиск литературы в фонде» 10-11 классы. «Моя первая книжка. Путешествие по русским народным сказкам». 1-2 класс «Как читать книгу (произведения Э. Успенского). Медиоурок. 4 класс. «Как читать книгу (произведения С. К. Козлова). Медиоурок, 3 класс. Книги о животных. Автор + художник, 5 класс. Художники – иллюстраторы детских книг, 7 класс, Периодические издания в школьной библиотеке. Медиоурок, 6 «а» класс, «Детские периодические издания» 6 «б» класс, «Книги о природе и технике. 8 класс, «Словари» 9 класс, «Книга, как предмет искусства» 10-11 класс, «Книги об искусстве» 6 «а» класс, «Возникновение письменности» 7 класс, «Книжку нам найти помог «Алфавитный каталог» 8 класс, «Выбор книг в библиотеке» 9 класс, «Поиск информации в универсальных энциклопедиях» 10-11 класс, «Бережное отношение к книге. Как почитать книгу, 4 класс)
Библиотека развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой через Беседы у книжной полки («Учитель – профессия вечная». 5-7 класс. Обзор новой литературы. «Заповедник сказок» к 80 летнему юбилею Кира Булычёва 9-11классы. «Он оборвал на взлете голос свой… » к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. 7 «а» -11 классы. «Юные герои антифашисты» 2-11 классы
К 150-летию со дня рождения А. П. Чехова «Жил на свете обыкновенный доктор» 5 - 11 класс. «Солдаты Отечества» 2-11 классы. «Женщины всей планеты» стихи о маме 2-11 классы. К международному дню земли. «Великий сказочник» к 120 – летию со дня рождения Х. К. Андерсен 2-11 классы. «Тайна старой сказки» к 200-летию со дня рождения П. П. Ершова 2-11 класс. «Дети – герои Великой Отечественной войны» 2-11 класс.)
В текущем году большое внимание уделялось массовым мероприятиям, на которых осуществлялось живое общение с ребятами. Всего проведено 8 мероприятий («Знаем правила движения, как таблицу умножения» - 1-4 классы. Подбор литературы на конкурс стихов об осени. Подбор стихов на Новый год. «Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала… » литературная гостиная. 7-11 класс. Подбор стихов ко дню Отечества. Литературная игра «По страницам «Конька – Горбунка» 5-11 классы. «Иду я по лесу» устный журнал по произведениям Н. И. Сладкова 3-4 класс. «Вместо детства война» устный журнал о детях, познавших ужас войны. 5-11классы)
Важнейшим направлением деятельности библиотеки являлось раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформлялись разнообразные выставки как к юбилейным, знаменательным датам, так и тематические выставки. Подбирая материал к выставкам, библиотека старалась раскрыть не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделялось выставкам, посвященным писателям - юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставлялись его книги, проводились мини-викторины. Оформлена выставка «Книги – юбиляры». Стенды, оформленные в библиотеке и при входе в библиотеку, дополняют информацию о книжном фонде, о жизни библиотеки. Были оформлены 21 книжная и тематические выставки («Стихи об осени». «Учитель – профессия вечная» (книги о школе). К юбилею писателя и поэта- 90 лет Д. Родари. Ко дню Матери «Самая милая, родная, любимая» (книги о маме). «Новинки 2015» - новые поступления художественной и познавательной литературы. «Зимняя сказка» книги на тему зимы. «Юбилейные книги». «Он оборвал на взлёте голос свой…» 200-летию М. Ю. Лермонтова. «Юные герои антифашисты». К 150-летию со дня рождения А. П. Чехова «Жил на свете обыкновенный доктор». «Солдаты Отечества». «Женщины всей планеты». К международному дню земли. «Великий сказочник» к 120-летию со дня рождения Х. К. Андерсена. «Чудеса старой сказки» к 200-летию со дня рождения П. П. Ершова. «Города герои». «Живые строки войны». «Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются… » к 75-летию со дня рождения И. А. Бродского. «Дети Великой Отечественной войны» к 70-летию Победы. «Ради жизни на земле… » к 105-летию со дня рождения А. Т. Твардовского. К юбилею писателя Н. И. Сладкова).
Слабым звеном в 2014-2015 году явилось объединение дополнительного образования «Музыкальные шаги». По ряду объективных причин за год здесь сменилось три руководителя, пока нашли достойного руководителя коим явился Борисов М.В. В конце года школа, наконец увидела выступление школьного хора с замечательным исполнением песен «Весна Победы» и «Аист на крыше».
© 2015, Пермякова Надежда Николаевна 774