СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Апробация модели метапредметной методической системы на федеральном уровне

Нажмите, чтобы узнать подробности

В федеральных государственных образовательных стандартах среди метапредметных умений, которые должны формироваться и развиваться у обучающихся, указано «смысловое чтение». Смысловое чтение – это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (ФГОС НОО). В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный» характер и умение чтения относят к универсальным учебным действиям. И.Р. Гальперин выделяет три вида информации, содержащейся в тексте: содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательноподтекстная. В школе на уроках физики, биологии, географии, химии, математики, истории чаще всего понимание текста строится только на уровне содержательно-фактуальном, а одних уроков русского языка и литературы, где учат понимать текст на всех уровнях, недостаточно. Поэтому необходимо научить учеников воспринимать текстовую информацию независимо от учебного предмета. В профессиональном стандарте «Педагог» в п. 3.1.1. «Трудовая функция» отмечено «формирование универсальных учебных действий», а смысловое чтение относится к группе познавательных универсальных учебных действий. Одним из направлений плана внутренней системы оценки качества образования является оценка сформированности метапредметных результатов (осознанного чтения и умений работать с информацией) с помощью стандартизированных материалов. Как отмечают в Министерстве просвещения РФ от 22 до 25% населения нашей страны не владеют функциональным чтением. Потери его начинаются в раннем возрасте.

К 2022 году перед Россией стоит задача «вернуться в пятёрку» стран по навыкам функционального чтения. Стандартизированные материалы с компьютерным обеспечением для обучающихся 5-9 классов мы используем в качестве индикаторов сформированности метапредметных результатов в области осознанного чтения и работы с информацией. Комплексные работы для обучающихся 5-9 классов направлены на выявление у учащихся одного из основных метапредметных результатов обучения – сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве основных показателей, по которым представляются результаты учащихся выбраны следующие:

1. Успешность сформированности умений работать с текстом. Количественной характеристикой данного показателя является общий балл за выполнение всей работы (по 100-бальной шкале). На основе этого показателя успешности выполнения работы делается вывод об успешности сформированности умений работать с текстом.

2. Успешность сформированности умений работать с текстом, связанным с предметными областями (математикой, русским языком, естествознанием или историей и обществознанием). Количественной характеристикой данного показателя является общий балл за выполнение заданий по каждой из содержательных областей (по 100-бальной шкале). На основе показателя успешности сформированности умений работать с текстом, связанным с предметными областями, выявляются проблемные предметные области, при изучении которых необходимо обратить внимание на работу с текстами.

3. Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: первая группа – общее понимание текста и ориентация в тексте; вторая группа – глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; третья группа – использование информации из текста для различных целей. Количественной характеристикой данного показателя является общий балл за выполнение заданий каждой группы умений независимо от предметной области (по 100-бальной шкале). На основе показателя успешности сформированности различных групп умений работать с текстом выявляются умения, на формирование которых необходимо обратить внимание при работе с учащимися. 4. Уровни достижений. Система оценки сформированности метапредметных результатов с учетом уровневого подхода предполагает, так же как и при оценке сформированности предметных результатов, выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.

Категория: Биология
14.09.2022 21:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!