СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа учителя музыки при подготовке и проведении урока- это методическое творчество в организации эмоционально – интеллектуальной деятельности учащихся с целью присвоения духовного опыта человечества, запечатлённого в музыкальном искусстве и раскрытии механизма представления явлений и фактов объективного мира в музыкальных образах. Это творчество можно считать результативным, если ребёнок на уроке ощутил себя центром образовательного процесса.
В трудном деле такого творчества неоценима помощь Д.Б. Кабалевского, впервые сформулировавшего проблемы, которыми может воспользоваться учитель развивающего музыкального обучения.
«В чём сила музыки?» Эта проблема сопровождает учащихся на протяжении всех лет обучения, но каждому возрасту соответствует свой уровень. Так, например, во 2-м классе на основе использования материала русской народной песни «Во поле берёза стояла…» и финала 4-й Симфонии Чайковского, мы с ребятами эту проблему выразили в 3-х вопросах:
- Для чего композитор сочинил эту музыку? (показать сложность жизни)
- Чему хотел научить нас? (стойкости)
- Что подарил? (надежду)
В течение урока дети сумели найти ответы на эти вопросы и доказать их правильность, опираясь на музыкальное содержание.
В 5 классе эта проблема возникла при изучении романса М.И Глинки «Жаворонок» и выразилась в вопросе: «Разве это солдатская песня?» Пятиклассники сумели найти доказательства, что протяжная, лирическая песня-это «солдатская песня», потому что солдат тоже человек.
Восьмиклассники поставили себе проблемы «В чём сила шлягера?», почему не всякая песня становится шлягером? И сделали такой вывод, что шлягер- это самая яркая, отражающая своё время песня. Каждая эпоха рождает свои шлягеры, и только те, которые остаются в памяти последующих поколений, становятся классикой.
Точно также проходят через все годы обучения музыке такие проблемы, как – «Можем ли мы увидеть музыку, услышать живопись?» - «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» - Нужны ли переводы народам мира с языка музыки? «Что значит современность в музыке?» и др. Проблемы – это
«продукт» перевода музыки на философский уровень.
Любая проблема по мере взросления усваивается или формируется школьниками на новом уровне. Если ученик сформулировал проблему или принял сформулированную товарищем, то у него сразу возникает желание разрешить её, т.е. запускается механизм целеполагания, а значит, созданы условия, ставящие его в центр учебно-воспитательного процесса.
© 2021, Никитин Олег Григорьевич 78