СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенности стереотипной игры.
У аутичного ребёнка есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребёнок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:
– цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
– в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребёнок;
– повторяемость – ребёнок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
– неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
– длительность – ребёнок может играть в такую игру годами.
Родителей эти игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют. Например, девочка дергает стальную ручку сундучка и, услышав раздавшийся звук, произносит: «Смазка есть!» Казалось бы – что особенного? от только повторяет она эту цепочку действий и слов без перерыва в течение часа. подобной ситуации могут сорваться даже самые терпеливые родители. Однако в случае с данным примером логику действий девочки удалось выявить: она повторяла фрагмент из любимого мультфильма «Тайна третьей планеты». Когда источник сюжета понятен, возникает возможность подключения к игре взрослого, который может попытаться развить сюжет игры.
Но чаще стереотипные игры ребёнка остаются загадкой для окружающих, в них есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Например, ребёнок бродит по кругу, напевая невнятную песенку и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина странные абстрактные фигуры, неизменные на протяжении месяцев. Это создает затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные варианты организации участия в игре буквально «наощупь». При этом ребёнок может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не нуждается в партнере, который своим участием только мешает.
Стереотипная игра ставит ребёнка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей. Его странные действия вызывают любопытство окружающих, что часто ранит его близких.
Оговорим сразу: стереотипная игра аутичного ребёнка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, ибо другого пути просто нет. Постарайтесь принять это положение и на его основе выработайте новое отношение к стереотипной игре.
Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребёнком.
Выделим следующие положительные стороны стереотипной игры:
– для ребёнка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен;
– если поведение ребёнка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры его можно вернуть в уравновешенное состояние.
Чтобы научиться использовать возможности стереотипной игры в занятиях, необходимо разобраться в её истоках. Итак, почему аутичный ребёнок часами повторяет одни и те же действия? Анализируя результаты наблюдений за ребёнком в такие моменты, можно предположить, что для него ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребёнок испытывает видимое удовольствие.
Эти два тезиса – наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребёнком.
На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребёнком взрослого не должно быть «слишком много». Педагог или психолог поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребёнка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребёнка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернётся от вас – уже хорошо. Но чаще у ребёнка уже есть опыт общения с взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: «Не хочешь!», в любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.
Не торопите взаимодействие. Используя результаты наблюдений, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребёнка: выделите цикл повторяющихся действий; прислушайтесь к его бормотанию во время игры. ваши выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в игре.
Когда ребёнок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребёнка) подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребёнком его слова. В следующий раз используйте любимую игрушку ребёнка, действуя также тактично и постепенно.
Ваша цель – дать ребёнку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно бывает), от вас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребёнка. Это потребует времени, усилий и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребёнок занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, – обычная в начале занятий с аутичным ребёнком.
Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребёнок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
Советы по организации стереотипной игры.
– Старайтесь включаться в стереотипную игру, а также вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т. к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных словах типа «Давай по-другому!» или слишком активных действиях) вызовут у ребёнка протест. Здесь важно уже то, что ребёнок не возражает против участия в его игре другого человека.
– В процессе занятия ребёнок в любой момент может вернуться к своей игре – позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребёнку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо.
– Любимая игра ребёнка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно – предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребёнок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.
Можно предположить, что когда ребёнок привыкнет к педагогу и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет и ребёнок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре. Но если это все же произошло, не возражайте – возможно, ребёнок на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых.
Параллельно с этой работой начинайте предлагать ребёнку сенсорные игры. Может случиться, что какая-нибудь из этих игр на время станет любимой игрой ребёнка – он будет повторять её много раз и испытывать приятные эмоции. Однако такая предложенная извне игра может быть похожа на стереотипную только внешне и не останется любимой надолго. Обычно стереотипная игра возникает у аутичного ребёнка спонтанно, откуда-то глубоко изнутри, и он может играть в неё несколько лет.
© 2024, Митрофанова Елена Александровна 52